Статьи

Как сегодня поют в храмах?

13.12.2004

Из истории

Во Владивостоке первые сведения о храмовом пении известны со времени появления первых монастырей, то есть с конца ХIХ века.

Самые первые сведения о церковном пении во Владивостоке, можно узнать из публикации Н.Г.Мизь "Вековой юбилей: к 100-летию епархии". В своей работе она отмечает, что "с первыми отрядами поселенцев в Приморье появились священнослужители и миссионеры".

В дальнейшем с развитием строительства православных храмов формировались церковно-певческие коллективы при них. Анализ церковного пения показывает, что в начале ХХ века в епархии было больше храмов и певческих коллективов при них, чем в настоящее время.

Стили

Во всех крупных городах и во Владивостоке в том числе, в наше время церковное пение разделяется на три стиля:

1.Пение кафедральных соборов (кафедральное пение), например, Свято-Никольский кафедральный собор.

2.Пение приходских церквей (приходское пение), например, Храм в честь св. праведного Иоанна Кронштадского.

3.Пение монастырей (монастырское пение), например, Марфо–Мариинская обитель.

Общий обзор работы церковно-певческих коллективов города.

Всего количество служащих на клиросах в храмах г. Владивостока составляет не более 100 человек. Естественно, что в коллективах время от времени происходят изменения в составе. Для улучшения качества исполнения регенты привлекают более профессионально подготовленных молодых певчих, хотя основной состав хоров практически не меняется.

На сегодняшний день женщины являются более активными участниками в освоении церковно-певческой традиции. Они составляют 78% от общего числа служащих на клиросе, а мужчины соответственно 22%. Проведение праздничных и воскресных служб храмовыми коллективами готовятся с большим усердием, прилагая все свои способности. На каждый последующий праздник и воскресенье изучается новое произведение. Дополнительно, в некоторых храмах печатается богослужебный текст, для каждого участника хора. Это дает возможность достаточно хорошо и благоговейно петь положенные стихиры, что невозможно было сделать по одной богослужебной книге.

О работе регента

Изучение принципов и методов многолетней работы известного в мире архимандрита Матфея, регента хора Троице-Сергиевой Лавры, могут помочь регентом в работе. На сегодняшний день требуются современные пособия специально для регентов в помощь проведения службы.

В задачи регента входит не только составление репертуара, но и работа с коллективом, требующая много терпения и усердия. На нем лежит вся ответственность за качественное проведение службы. Составить службу, хорошо читать на славянском языке, правильно задать тон, быть уверенным во время богослужения все это должен уметь регент. В каждом храме нашего города количество регентов от 2 до 4 человек. Общее число около 16 человек, из них 8 регентов проводят службы в праздничные и воскресные дни, остальные только в будничные дни.

На богослужении в будничные дни состав хора не превышает от 2- до 5 человек. Из-за недостаточного количества в эти дни чтецов и уставщиков, регенту чаще всего приходится совмещать выше перечисленные должности. Достаточно подготовленных чтецов от всего числа служащих составляет 40%, а умеющих грамотно составить службу 18% уставщиков, включая в их число регентов всех перечисленных храмов.

Музыкальное образование

Большую роль в подготовке богослужебного репертуара и качества исполнения службы играет музыкальное образование. Произведения в духе древних напевов Православной Церкви невозможно исполнять с певчими, которые не имеют специальной музыкальной подготовки. Для этого они должны иметь талант и приложить много усилий в изучении музыкальной грамоты. Музыкального образования не имеют 18% из всего числа служащих на клиросе певчих в храмах нашего города. Желание петь не всегда совпадает с их возможностями. Певчие,окончившие музыкальную школу, составляют 29%, но в это число входят и те, которые имеют 1-3 классов образования. При усилии с их стороны можно исполнять уже более сложные произведения. После окончания музыкальной школы 17% певчих продолжали обучение в музыкальном училище. Служащие на клиросе с таким образованием могут петь нотные произведения с листа. С высшим музыкальным образованием 36% певчих, они поют в праздничные и воскресные дни. Большое значение, имеет церковно-певческий стаж. От 1 года - до 5 лет, стаж работы в церкви у 53% служащих, соответственно 47% составляет стаж более 5 лет. С возрастом ухудшается звучание голоса, по различным причинам. Поэтому понятно желание регентов работать с молодыми энергичными людьми. Возраст служащих на клиросе составляет: до 20 лет - 6%; от 20 до 30 лет- 46%; от 30 – до 40 - 18%; после 40 – 30%. Основной инструмент, на, котором обучаются певчие это фортепиано, также скрипка, аккордеон. Некоторые певчие помимо музыкального имеют, образование и по другим специальностям. Многие успевают петь и работать по своей основной специальности. Так что на клиросе можно получить совет врача и юриста, а также педагога, экономиста, архитектора. Больше всего на клиросе студентов Дальневосточной государственной академии искусств и Дальневосточного государственного университета.

Радует, что дети нашего города могут, обучатся церковному пению. При православной гимназии Владивостока существует филиал детской школы искусств №1 им. Прокофьева. Школа совсем молодая, ей третий год. Преподаются все основные дисциплины музыкальной школы.

Репертуар храмов Владивостока.

Анализ репертуара в храмовых коллективах города показал, что исполняется огромное количество произведений композиторов XIX-XX веков, которые составляют главный срез пения в современном богослужении вообще. В воскресные и праздничные дни чаще всего исполняются произведения композиторов: А.А.Архангельского А.Д.Кастальского, С.В. Смоленского, П.Г. Чеснокова, А.И. Гречанинова, священника Дмитрия Аллеманова, М.А. Виноградова и др. Самый обширный репертуар по исполнению этих произведений в Кафедральном соборе. В остальных храмах также исполняются это произведения, но в меньшем количестве. Произведения духовных композиторов XVIII века меньше исполняются за богослужением. Исследование церковного пения показало, что Киевский распев больше всего исполняется во всех храмах, как в праздничные, так и в будничные дни.

Некоторые пожелания

Во Владивостоке с каждым годом постепенно начинают открываться все новые и новые храмы. И естественно, что для проведения служб в них требуются профессионально обученные регенты, уставщики, певчие и чтецы, которые могли бы активно участвовать в богослужении.

Кратко изложу чаще всего совпадающие пожелания по улучшению церковного пения во Владивостоке, в первую очередь это высказывания регентов храмов города:

1.Пожелание увеличить мужской состав высказали регенты всех храмов.

2.Создание курсов по обучению церковно-певческому искусству.

3.Желание регентов работать с уже подготовленным составом, чтобы служащие на клиросе знали церковный устав, соблюдали заповеди Господни, имели музыкальное образование

Среди пожеланий певчих:

Тщательно отбирать авторские произведения на предмет их духовной ценности, обмениваться опытом между регентами других храмов, прислушиваться к советам священников о правилах взаимодействия с певчими.

Во многих храмах города, как в праздничные, так и будничные дни, качество исполнения стихир оставляет желать лучшего. Эта проблема заключается: в слабом знании мелодических формул гласов; в исполнении стихир с листа, текст заранее не просматривается, не пропиваются сложные места стихир. Все это отражается на качестве исполнения всей службы.

Остается отметить, что открытие вечерних церковно-певческих курсов при Владивостокской епархии и кафедры искусствоведения ДВГТУ было радостным событием для всех желающих расширить свои знания в области церковного пения Русской Православной Церкви.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх