Статьи

Грани человеческого подвига

08.05.2015

К 70-летию Победы  журнал Фома подготовил специальный выпуск «Герои. Времена меняются, подвиг остается», посвященный теме подвига, героизма в истории России. На страницах издания раскрывается христианское понимание подвига, говорится о том, сколь разнообразны могут быть его формы в различных исторических обстоятельствах, при том, что духовная основа всегда едина. Сегодня мы публикуем несколько очерков, раскрывающих суть подвига разных героев.

Долгий подвиг: любовь и смирение
 
Что можно считать подвигом и на войне, и в мирное время?  Он случается, когда в экстремальной ситуации, в каких-то критических обстоятельствах человек совершает предельное усилие в ущерб самому себе, своему комфорту и благополучию, а порой даже и своей жизни. При этом он проявляет два важнейших качества.  Они, наверное, самое главное, что и позволяет совершенный им поступок называть подвигом.
Во-первых, это любовь, любовь к людям — быть может, к каким-то конкретным, тем, кто уже рядом, например, к своим близким, а может, к совершенно посторонним. Ведь человек может жертвовать собой и своими интересами ради пока совершенно незнакомых ему людей, вдруг оказавшихся рядом с ним в беде.
Второе важнейшее качество для подвига — это предельная скромность настоящего героя, то, что он никак не выпячивает себя и не совершает свой поступок ради славы себе или какой другой выгоды. На христианском языке такое свойство называется смирением. Оно, в принципе, является оборотной стороной любви, ведь любовь, по широко известным словам апостола Павла, «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не мыслит зла, не радуется неправде, все покрывает, всему верит, всего надеется» (1 Кор 13:4–7).
Поэтому нельзя считать настоящим героизмом то, что сегодня в массовом сознании, особенно в молодежной среде, воспринимается как удаль, крутизна. Скажем, поведение «зацеперов» (тех, кто катается на электричках, прицепившись к ним снаружи) и иных «адреналинщиков». Ведь в их риске нет по большому счету ни любви, ни смирения и скромности, а есть лишь незрелое желание хоть как-то выразить свою силу и смелость. Желание, которое может обернуться огромным и при этом напрасным горем для их семьи и близких. Причина такого поведения — банальная адреналиновая зависимость вкупе со тщеславием, чтобы добиться уважения со стороны сверстников.
В этом смысле настоящий подвиг совершают те, кто просто долгие годы тихо и незаметно для окружающих ухаживает за своими тяжелобольными родственниками. Или мать, которая в одиночку растит своего ребенка-инвалида, пожертвовав для него карьерой и личной жизнью, каждый день тратя на него все свои силы и все свое время, — разве она не совершает подвиг? Тот самый долгий подвиг, о котором говорил Достоевский на страницах своих произведений?
Или, например, разве не совершают подвиг те, кто усыновляет чужих, порой даже больных детей? Или те, кто опять же тихо и незаметно регулярно помогают вообще незнакомым людям, попавшим в беду, тратя свое время и силы, при этом не требуя себе вознаграждения или славы?
Вот на таких вещах по большому счету и держится мир.

 

Юрий Пущаев
 
Молодая гвардия. Как дети становились героями
 
В сентябре 1942 года в оккупированном фашистами 
г. Краснодоне на Донбасе несколько молодежных подпольных организаций объединились в «Молодую гвардию». Организация насчитывала от 85 до 100 человек. Это были старшеклассники и выпускники нескольких школ Краснодона.
В короткой истории «Молодой гвардий» были и настоящие боевые операции, и распространение пяти тысяч листовок, которые помогали краснодонцам не падать духом, и технический саботаж (они делали все, чтобы фашисты не получали достаточно энергии с местной электростанции, не смогли запустить производство ни в одной из шахт), и героическое поведение юношей и девушек после ареста, но на всех подвигах всегда лежала печать возраста людей, которые их совершали.
Молодогвардейцы вешали карикатуры на спины полицаям, в толчее рынка засовывали листовки в карманы немецким солдатам, а однажды в открытой церкви подменили тексты молитв на листовки.
Несколько человек заранее получили образец такой молитвы, затем напечатали листовки на бумаге такого же формата  и перед службой пришли в храм. Полуслепой  и полуглухой старик в церковной лавке, увидев несколько парней, кинулся охранять свечки. Подпольщики незаметно засунули в стопку молитв свои листовки и ушли. А прихожане потом благодарили дедушку и спрашивали: «Когда будут еще такие молитвы?»   
В конце декабря подростки проводят очень рискованную операцию и лишают немцев рождественских подарков, которые были в грузовиках. Первого января в домах двух человек проводят обыски. Фашисты находят часть новогодних подарков, которые мальчишки не успели спрятать. Начинаются допросы и аресты. Их арестовывают одного за другим. Страшно пытают. Первых подпольщиков расстреливают 15 января, в конце января фашисты ловят еще несколько мальчишек и девчонок, которые впятером хотели с оружием напасть на здание, где содержались их товарищи, и освободить их. В конце концов 71 человек умирает после страшных мучений. Не будем пугать подробностями, отметим только, что самыми легкими травмами были следы побоев и переломы позвоночника, а Олег Кошевой, комсорг организации, за несколько дней поседел от нечеловеческих пыток. Смерть молодогвардейцев была поистине мученической. В застенках после пыток они поддерживали друг друга. А отправляясь на расстрел, пели «Замучен тяжелой неволей».
То, что еще месяц назад, в декабре 1942 года, могло казаться детской шалостью, теперь  пре-
вратилось в страшную трагедию. Вчерашние советские школьники поступали как мученики, своей стойкостью свидетельствовавшие верность убеждениям.
Ситуация становится еще более трагичной, если знать, что Советская армия освободит Краснодон 14 февраля, всего через несколько дней после гибели последних участников организации.
Уже в сентябре 1943 года пятеро участников «Молодой гвардии» посмертно становятся Героями Советского Союза, а сама история подпольщиков в Краснодоне  — 
излюбленным сюжетом для советской пропаганды.
В 1941-1945 годах дети во многих странах мира, и прежде всего в СССР, не могли себе позволить играть в героев. Жизнь заставляла их быть героями или предателями.
 
Андрей Зайцев
 
Новый формат подвига
 
Когда говорят о героях прошлого века, имя Гагарина вспоминается одним из первых. Пионер, комсомолец, коммунист. Он вполне искренне принимал коммунистическую идеологию — идеологию, которая включала в себя обязательный атеизм. С другой стороны, известно, что в младенчестве он был крещен. Но мало того, по словам духовника нынешних космонавтов, игумена Иова (Талаца), «Юрий Алексеевич Гагарин незадолго до полета крестил свою старшую дочь Елену, в его семье праздновали Рождество и Пасху, в доме висели иконы…»
Космонавт Алексей Леонов вспоминает о нем: «Юра всех любил, поэтому и его любили все. Как он заботился о семье, друзьях, совершенно незнакомых людях, которые приходили к нему за помощью! Все это го-
ворит о том, что душа у него была христианская».
Более того, уже после своего полета, в 1965 году, Гагарин выступал на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ, темой которого было патриотическое воспитание молодежи. Произнеся свою официальную, написанную кем-то для него речь, Юрий Алексеевич добавил нечто незапланированное: «На мой взгляд, мы еще недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думая о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Я бы мог продолжать перечень жертв варварского отношения к памяти прошлого. Примеров таких, к сожалению, много».
Сказать такое — и не в кулуарной беседе, а публично, с трибуны, обвинить партию в варварстве требовало не меньшего мужества, чем сказать «Поехали!» на старте ракеты «Восток-1». Риск был более чем серьезный. Так почему же он — герой? Да вот именно потому, что переламывал себя, совершал запредельное внутреннее усилие, добиваясь своих целей. Причем, что принципиально важно, цели эти были добрые, направленные на благо человечества.
Гагарин дал советским людям новый формат подвига. Что чаще всего считалось подвигом в СССР? Военный подвиг. Пасть на поле брани, пасть несломленным во вражеском застенке — вот это да, это подвиг, а все остальное уже как-то мельче. А полет Гагарина показал — подвиг может быть и другим. Не предполагающим некоего зла, с которым нужно сразиться. Не направленным на благо только одной какой-то страны, одного какого-то народа. Оказывается, подвиг может быть для всех. Вообще для всех, для всего человечества.
Сейчас, спустя более чем полвека, это звучит наивно. Космос давно уже не кажется нам чем-то «большим и светлым», давно уже он ассоциируется со звездными войнами, спутниками-шпионами, огромными расходами бюджета и так далее. Но тогда было иначе. Тогда освоение космоса действительно казалось сотням миллионов людей великим делом, благодаря которому можно подняться над всей нашей грызней и суетой, над всеми человеческими разделениями. В этой наивной мечте проскальзывало нечто христианское.
И так уж вышло, что мечта эта неразрывно связана с именем Юрия Гагарина. 
 
Виталий Каплан
 
Профессор врач, архиепископ
 
54 года назад умер святой, чья история за недавностью лет остается понятной и близкой всем нам, и в то же время она не может не поражать. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Врач, лечивший обычных людей, профессор, читавший лекции обычным студентам, политзаключенный, прошедший ссылки, тюрьмы и пытки и ставший лауреатом Сталинской премии.
Войно-Ясенецкий был превосходным и бесстрашным оратором — оппоненты побаивались его. Однажды, вскоре после рукоположения, он выступал в ташкентском суде по «делу врачей», которых обвиняли во вредительстве. Руководитель ЧК Петерс, известный своей жестокостью, решил устроить из этого сфабрикованного дела показательный процесс. Войно- Ясенецкий был вызван в качестве эксперта-хирурга, и, защищая осужденных на расстрел коллег, разбил доводы Петерса в пух и прах. Видя, что триумф ускользает из его рук, выведенный из себя чекист набросился на доктора:
— Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?!
— Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель? — парировал тот.
Зал разразился хохотом и аплодисментами! Петерс не сдавался:
— Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы видели своего Бога?
— Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил. Колокольчик председателя потонул в хохоте всего зала. «Дело врачей» с треском провалилось.
В 1923 году Луку арестовали — неделю спустя после того, как он был тайно рукоположен в епископы. Это стало началом 11 лет тюрем и ссылок. Но и там он продолжал работать по своей специальности.
Как-то начав операцию в Енисейской больнице, первым и широким движением Лука рассек скальпелем брюшную стенку больного. «Мясник! Зарежет больного», — промелькнуло в голове у заведующего, ассистировавшего хирургу. Лука заметил его волнение и сказал: «Не беспокойтесь коллега, положитесь на меня». Операция прошла превосходно.
С началом Великой Отечественной войны ссыльный профессор и епископ был назначен главным хирургом эвакогоспиталя в Красноярске.
«Раненые офицеры и солдаты очень любили меня, — вспоминает владыка. — Когда я обходил палаты, меня радостно приветствовали раненые. Некоторые из них, излеченных мною, неизменно салютовали мне высоко поднятыми прямыми ногами».
Святитель скончался в Симферополе рано утром 11 сентября 1961 года в день Всех святых, в земле Российской просиявших.
 
Валерия Михайлова
 
Любовь на фоне войны
 
Историю любви героя войны 1812 года генерала Александра Алексеевича Тучкова и его жены Маргариты Михайловны современники называли «любовью века». Они были вместе всего шесть лет. После гибели Александра в Бородинском сражении Маргарита основала на этом месте Спасо-Бородинский монастырь и стала первой его игуменьей.
Знаменитое Бородинское сражение состоялось 26 (по старому стилю 8) августа 1812 года, через два с половиной месяца после того, как генерал Тучков попрощался с женой.
В тот день в бою под деревней Семеновской Тучков поднял свой полк в атаку. Солдаты, оробевшие под шквальным огнем вражеских батарей, замешкались. «Вы стоите? — Я один пойду!» — крикнул Тучков, схватил знамя и кинулся вперед. Картечь расшибла ему грудь. Тело его не досталось в добычу неприятелю. Множество ядер и бомб каким-то шипящим облаком обрушилось на то место, где лежал убиенный, взрыло, взбуравило землю и взброшенными глыбами погребло тело генерала».
 
К концу октября, после отступления французской армии из Москвы, Маргарита Михайловна решила отправиться в Бородино в надежде найти останки мужа и предать их земле.
Перед Тучковой открылось ужасающее зрелище поля смерти, на котором в могильном запустении десятки тысяч убитых были разбросаны без погребения. В сопровождении старого иеромонаха Иосафа она всю ночь ходит по Бородинскому полю среди сотен изувеченных тел. Нагибаясь едва ли не к каждому обезображенному трупу, Маргарита Михайловна пыталась различить дорогиe черты, а ее спутник кропил вокруг святой водой. За ночь она преодолела 9-верстное расстояние, но так и не нашла тело супруга.
На месте гибели мужа Маргарита Михайловна построилa церковь Спаса Нерукотворного, памятник мужу. В 1820 году церковь была готова и освящена. Следует заметить, что это был первый памятник на Бородинском поле, возведенный для вечного поминовения павших воинов. Приезжая из Москвы в Бородино, чтобы следить за его возведением, Тучкова останавливалась в небольшом домике, построенном напротив храма.
Измученная собственной неустроенностью, вдова обратилась за духовной поддержкой к святителю Филарету Московскому, великому архипастырю своего времени. Владыка, будучи великим знатоком человеческих душ, неторопливо и мудро начал духовное врачевание Тучковой.
 
Постепенно к дому Тучковой стали стекаться женщины, в основном вдовы погибших на полях сражений, желавшие уединения и молитв. На 1830-е годы приходится начало строительства комплекса монастырских зданий. В начале 1838 года община была преобразована в Спасо-Бородинский общежительный монастырь. А 28 июня 1840 года митрополит Филарет совершил над Тучковой обряд великого пострижения и на следующий день посвятил ее под именем матери Марии в сан игуменьи созданного ею Спасо-Бородинского монастыря.
Почти 20 лет мать Мария была настоятельницей монастыря, дни и ночи проводя в трудах и заботах. Она построила еще один храм и собрала великолепный хор, послушать который приезжали даже из столицы.
Умерла игуменья Мария 29 апреля 1852 года. Похоронили ее в склепе выстроенного храма, рядом с сыном и совсем недалеко от места гибели любимого мужа.
Много раньше, летом 1837 года, будущий наследник престола Александр Николаевич со своим окружением посетил Маргариту Тучкову и был потрясен вечной скорбью вдовы о погибших на Бородинском поле. После их посещения в 1839 году в честь 25-летия победы над Наполеоном на Бородинском поле был поставлен памятник погибшим за Россию.
На памятнике — следующая надпись: «Отступили с честью, чтобы вернее победить». Когда торжественно открывали памятник, Николай I поблагодарил вдову генерала Тучкова и представил ее иностранным гостям: «Это почтенная вдова, которая опередила меня и воздвигла памятник неподражаемый», — и показал на Спасо-Бородинский монастырь.
 
Иван Александровский
 
Князь Владимир. Был зверем, стал человеком
 
Главным подвигом Владимира стало даже не обращение страны и народа, а собственное преображение. Перечень государственных побед Владимира долог. Но не только государство, сам человек в такие века стоит на рубеже эпох. Сам Владимир, родившийся на временном изломе, одной ногой стоял в старом — не до конца, так первое время. Главной победой его явилась победа над собой, над прошлым в себе. Победа эта едва ли теряет актуальность в наш столь непохожий (может быть) век — для христианина, ежедневно борющегося с грехом. И только ли для христианина?..
Последние годы жизни Владимира прошли довольно мирно. Он завершил объединение восточных славян под властью Киева. С соседними христианскими правителями Владимир предпочитал жить в мире. Мирные и союзные договоры были заключены с Польшей, Венгрией, Чехией. Правда, приходилось вести оборонительные войны — против печенегов на юге и скандинавских викингов на севере. Для защиты от печенегов князь впервые в истории Руси создал цепь укрепленных крепостей с постоянными гарнизонами. Воины в эти гарнизоны набирались со всех подвластных племен.
Великий князь русский Владимир Святославич умер 15 июля 1015 года. Его заслуги в деле преобразования Руси единогласно признавались уже ближайшими потомками. Трудами Владимира Русь превратилась в подлинное государство. Она объединила под своей властью все восточнославянские племена, став одной из крупнейших и сильнейших держав Европы. Русский народ запомнил князя Владимира в своих былинах как «Владимира Красное Солнышко», хозяина блестящего богатырского двора.
Но главное для Церкви, для всех православных христиан, — равноапостольная святость великого князя. Притом его жизнь для каждого христианина — пример не только (и может, не столько) трудов государственных по собиранию разрозненных лоскутов языческих племен в новое христианское целое. Гораздо важнее главный его труд, главный подвиг. Сложный, неподъемный подвиг — обращения и преображения самого себя.
 
Сергей Алексеев, доктор исторических наук
 
Выбор Карапетяна
Однажды один советский спортсмен навсегда оставил занятия спортом. Казалось бы, ничем не примечательная история, таких в спортивном мире — тысячи. Но это — лишь на первый взгляд. Потому что речь идет (приготовьтесь считать!) об 11-кратном рекордсмене мира, 17-кратном чемпионе мира, 13-кратном чемпионе Европы, 7-кратном чемпионе СССР. И вот на пике своей формы, в зените славы и карьеры он вдруг уходит из большого спорта. Этот человек в полном смысле этого слова закопал свой талант в землю, вернее — утопил его в ледяной и грязной воде Ереванского озера. Но упрекнуть его за это вряд ли повернется язык даже у самых горячих болельщиков.
В тот день, 16-го сентября 1976 года, в Ереване сорвался в воду троллейбус, проезжавший по дамбе. Девяносто два пассажира оказались заживо погребены на десятиметровой глубине. Все они были обречены на неминуемую гибель, если бы не одно обстоятельство: именно в это время вдоль озера совершал тренировочную пробежку многократный чемпион мира по подводному плаванию Шаварш Карапетян. Впоследствии эксперты признают: никто на свете просто физически не смог бы сделать того, что сделал тогда Шаварш. Нырнув в замутненную падением троллейбуса воду, он разбил ногами заднее стекло, и стал вытаскивать потерявших сознание пассажиров. Более двадцати минут в ледяной воде. Двадцать спасенных жизней. На самом деле он вытащил из троллейбуса больше людей, но не всех удалось спасти. Когда Шаварш очередной раз выныривал на поверхность, столпившиеся на дамбе прохожие видели, что все его тело истерзано осколками разбитого окна.
Потом, на вопрос — что же было тогда самым страшным? — Шаварш ответил: «Я точно знал, что, несмотря на всю мою подготовку, меня хватит лишь на определенное количество погружений. Там на дне видимость была нулевая, поэтому я на ощупь хватал человека в охапку и плыл с ним наверх. Один раз я вынырнул и увидал, что в руках у меня... кожаная подушка от сиденья. Я смотрел на нее и понимал, что цена моей ошибке — чья-то жизнь. Эта подушка потом не раз снилась мне по ночам».
Такой подвиг стоил ему тяжелейшей двусторонней пневмонии, осложненной общим заражением крови. Врачи с огромным трудом спасли ему жизнь, но о возвращении в спорт не могло быть и речи: Шаварш Карапетян стал инвалидом.
Он навсегда погубил свой выдающийся талант пловца. Но дар любви к людям, столь же щедро отпущенный ему Господом, он преумножил за эти страшные двадцать минут многократно.
Для неверующего человека вся эта история — чистая случайность, невероятное стечение обстоятельств. С христианской же точки зрения все выглядит иначе: Господь дал Карапетяну удивительный, редкий талант, который тот развил упорными тренировками и стал самым быстрым подводным пловцом. Но не ради золотых медалей и громких титулов все это было. Много лет Бог готовил Шаварша к той минуте, когда у него на глазах уйдет под воду троллейбус, набитый людьми. Ради этой минуты он получил свой дар, ради нее годами оттачивал его до совершенства. Однако там, на дамбе, самый последний выбор был все же за ним. Шаварш мог остаться на берегу, чтобы сохранить здоровье и дать стране новые рекорды – научиться плавать под водой еще быстрее. А мог броситься в грязную ледяную воду на выручку погибающим людям. И Карапетян свой выбор сделал.
 
Александр Ткаченко
 
Адмирал Федор Ушаков
 
Весной-летом 1787 года Екатерина II посетила недавно завоеванный Крым. Она высказала милостивое отношение к новым подданным. Для турецкого правительства этот визит означал: Россия утверждает право собственности на Северное Причерноморье. На языке большой политики султану сообщали: северный сосед не уйдет отсюда ни при каких обстоятельствах. Османы предъявили Петербургу ультиматум, требуя возвращения Крымского полуострова. Фактически состоялось объявление войны.
 
К тому времени, несмотря на самоотверженные усилия корабелов, Россия могла поставить в строй всего пять линейных кораблей. Черноморский флот пришлось достраивать уже во время войны.
Турки имели на Черноморском театре военных действий более 20 линейных кораблей. Кроме того, они всегда могли увеличить свои боевые силы за счет перевода судов из средиземноморских эскадр. 
С осени 1787 года по лето 1788-го турецкий флот пытался захватить крепость Кинбурн и вел бои с русской гребной флотилией на Бугско-Днепровском лимане. Турок отбили с большими потерями. Несколько часов шла жестокая артиллерийская перестрелка. Затем турки отступили. Активнее прочих действовал русский авангард, которым командовал капитан бригадирского ранга Федор Ушаков. Ему удалось отрезать передовой отряд османов и нанести тяжелые повреждения флагманскому кораблю. 
Так в морской летописи России появилось новое имя. С первых шагов сослуживцы увидели: это мужественный человек, беззаветно влюбленный во флот. Все силы свои он отдавал службе.
В 1790 году Потемкин отдал Ушакову под команду военные силы Черноморского флота. И тот не подвел. Ушаков много сил и средств вложил в самый молодой флот России. Доходило до того, что он отдавал личные деньги на казенные нужды. 
Он заботился о здоровой пище и врачебном уходе для моряков. За пьянство и упущения по службе взыскивал жестоко. Не терпел картежников. Это был строгий, но справедливый командир.
До Ушакова морские командиры России больше уповали не на сложную тактическую игру, а на стойкость русского моряка в условиях тяжелой артиллерийской дуэли и на жестокий абордажный бой. Ушаков первым научился переигрывать врага за счет манёвров, а не за счет фантастической выносливости русских матросов. Если сравнивать морской бой с шахматами, то Ушаков — первый русский игрок гроссмейстерского уровня. Его усилия не прошли даром. Черноморский флот России начал повсюду бить турок, не давая опомниться. Турки прозвали адмирала «Ушак-паша». Одно его имя внушало страх.
Ушаков прослужил до 1807 года, был с почестями уволен в отставку, и тогда для него началась совсем другая жизнь.
Прежде он бился под знаменами православной державы и завоевал славу великого героя; ныне он вел битву духовную — десять лет, до самой смерти. Теперь он мог отдаться подвигам благочестия в полной мере.
Адмирал поселился в своем имении Алексеевка в Тамбовской губернии, близ Санаксарского монастыря. Для обители Федор Федорович сделался сущим благодетелем, ибо нескудно жертвовал на ее нужды.
Бывший флотоводец с большим пылом предавался молитвам и строго держал посты. Когда начинался Великий пост, он приезжал в монастырь и жил там неделями, выходя на длинные иноческие службы.
В 2001 году Федор Федорович был причислен Русской Православной Церковью к лику святых как праведный воин. Праведный — то есть сочетающий все свои поступки с Божией волей, с соблюдением Его заповедей.
 
Дмитрий Володихин, доктор исторических наук
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх