Газета Благовест   №3 (242) / Статьи



 
« Пред.материал | След.материал »

[13.04.117]

Будут в обители яблони цвести

Монастырское хозяйство в Горных Ключах возрождается — в этом убедилась редактор журнала «Сады и огороды Приморья» Надежда БРАЖИНА, побывав в Свято-Троицком Николаевском мужском монастыре. Ее впечатления от паломничества «Приморский благовест» излагает с незначительными сокращениями.
Повод рассказать накануне Пасхи о монахах, занимающихся подсобным хозяйством, казался очевиден: весна уникально соединяет в себе духовные труды великопостных молитвенников с заботами садоводов и огородников. Природа пробуждается после холодов, пора готовить землю к новому урожаю, облагородить участок, белить кору растений, чтобы защитить от летних вредителей, обрезать ветки у плодовых деревьев, удалить лишние побеги, чтобы правильно сформировать крону; да еще рассаду томатов и перчиков хорошо бы вырастить, проветрить и перебрать клубни картофеля под посадку, словом, дел не перечесть. Как же справляются со всем этим насельники монастыря, которые в дни Великого поста несли еще и усиленное молитвенное правило?
 
РАСПОРЯДОК ДНЯ
Внутренняя жизнь монастыря начинается с 5 часов утра. С 5.30 братский молебен, утренние молитвы, полунощница. В 8.00 начало послушаний, с 9 часов Литургия в Преображенском храме, с 12.00 — поучение братии. С 13 до 14 часов время обеда, с 14 часов — послушания. В 16.00 вечернее богослужение. В 19.00 ужин, в 19.20 — вечернее правило, исповедь. 22.00 — отход ко сну.
Удивительно, но игумен Василий (Кулаков) считает, что пост в монашеской жизни не помеха, а напротив — помощник:
— Народная мудрость, помните, что гласит: «Сытое брюхо к науке глухо». Недаром Православная Церковь уже несколько веков придает такое значение посту. Замечено, что после употребления сытной мясной пищи мысли человека устремляются не к духовному, а к телесному — к страстности, к развлечениям. Поэтому самонадеян тот, кто считает, что уже достиг такой степени духовности, что пост ему не нужен.
Настоятелем Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря является священноархимандрит Вениамин, митрополит Владивостокский и Приморский. А наместником — игумен Василий (Кулаков); родом о.Василий из Новосибирска. Двадцать лет назад, в 1997 году, он принял сан, а в 2005 году священнику поступило приглашение посетить монастырское хозяйство в Приморье…
— Среда, которая нас окружает, конечно, накладывает отпечаток. Если в миру человек проживает в такой семье, где другие родственники не воцерковлены, не придерживаются православных традиций, то держать пост, живя рядом с ними, будет непросто. В монастыре же всё способствует несению подвига поста: у нас паломников ничего не будет отвлекать от молитвы, а пищу в монастыре готовят самую простую и, на мой взгляд, самую здоровую — в основном, из того, что своими же руками и вырастили.
 
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Монастырь в Горных Ключах пережил непростую судьбу, в 1924 году был закрыт. Только после «перестройки» начал возрождаться и постепенно вновь становиться на ноги. Несколько лет назад начались богослужения в храме Преображения Господня. Сколько надругательства пережили его стены в советские годы! Располагавшаяся на сопке часовня (местные жители называли ее просто «башней») служила смотровой площадкой, откуда было удобно любоваться окрестностями. И вот наконец-то она обрела прежний статус.
В Горных Ключах, или, как еще называют эти места, — в Шмаковке прошли мои школьные годы, и я хорошо помню рассказы взрослых о том, что старые сосны на территории нынешнего военного санатория сажали еще монахи, что у монастыря были свои типография, кирпичный и свечной заводы, конюшни. От последних оставались практически одни развалины, когда монастырю была возвращена их территория. На счастье, сохранился двухэтажный каменный корпус, который и дал крышу над головой.
Монастырь начал вести строительство, возводить необходимые объекты. Построен хоть и небольшой, но красивый деревянный храм с изумрудного цвета куполами, носящий имя Живоначальной Троицы. Как рассказал благочинный монастыря — иеромонах Пимен (Литовкин), планируется еще строительство нового большого храма. Под него уже отведено место, и с учетом этого в прошлом году монастырский забор перенесен на несколько метров вперед. Развивается собственное хозяйство.
 
ЗНАКОМСТВО
В гости в монастырь меня пригласили как редактора журнала «Сады и огороды Приморья», дающего рекомендации по ведению садоводства и огородничества с учетом местных почвенно-климатических особенностей.
— Келарь монастыря иеромонах Марк, который ведает продовольственной частью, садом и огородом, заинтересовался публикациями в вашем журнале, — объяснил отец благочинный Пимен. — В нем он находит полезные советы по выбору сортов винограда, агротехнике плодовых культур, защите растений от болезней и вредителей без применения химических средств и другие подсказки, к которым прислушивается. Практика показала, что в наших условиях добиться успеха в садоводстве не так-то просто.
Келарь — заведующий монастырским столом — отвечает за заготовку и хранение продуктов, отпуск съестных припасов на монастырскую кухню.
Я уже слышала о том, что монахи заложили свой виноградник. Но, оказывается, были посажены еще груши, яблони, малина, вишня, сливы. Пока отдача от сада небольшая, но опускать руки никто не собирается.
— Никакой химии для обработки посадок не используем, удобрения — только органические со своей фермы. У нас ведь есть свои коровы и лошади.
Но на первом месте для монахов все-таки виноград. Собеседник объяснил, почему. Некоторые таинства в богослужении совершаются с использованием вина. К нему предъявляются особые требования: оно должно быть только натуральным виноградным, цельным, без всяких добавок.
— Один священник нам подсказал, что вместо сахара можно добавлять изюм, который тоже подслащивает сусло. Мы уже второй год так делаем и получаем неплохое натуральное вино. Еще виноград идет на компоты и варенье.
 
МЕЧТА
Отец Марк, оставив на время свои неотложные дела, которых у него всегда много, присоединился к разговору:
— Весной посадим еще 10 новых сортов винограда. Будем испытывать, как они поведут себя в нашем микроклимате.
Собеседник признался, что с детства питает особую слабость к яблокам. Помнит вкус Бельфлер-китайки, Репанки и других, которые выращивал отец. Он сам дом построил в Дальнегорском районе, сам вырастил сад. И хотя участок располагался в неблагоприятном для садоводства месте, недалеко от перевалов, урожай был хороший, все удивлялись, какие отменные яблоки созревали в их саду.
— А овощей и картофеля своих хватает? Стоит ли задача добиться полной самообеспеченности?
— Картошка, морковка, капуста, огурцы и другие овощи со своего огорода. А вот перцы и баклажаны удаются не каждый год — от погоды зависит. Отапливаемых теплиц пока нет, а холодные парники уже сделали. Но в любом случае начинаем выращивать рассаду на подоконниках. Весной ею заняты все окна в монастыре. Главное, чтобы семена были хорошие, а в остальном все от нас зависит. Арбузы, тыквы, кукурузу тоже сажаем. Из тыквы мускатной очень вкусное варенье получается. Лук из севка выращиваем. А главное, научились правильно его хранить. Перво-наперво нужно тщательно его высушить. Не на чердаке, а на солнышке и ветерке. Да еще в овоще-
хранилище мы поставили осушители воздуха, поддерживающие нужный уровень влажности.
Сад и огород на территории самого монастыря в Шмаковке занимают около гектара земли.
— Такие площади вручную, без техники, явно не обработать.
— У нас есть помощники — лошадки, да и техника тоже — трактора, включая маленький японский, бульдозер.
Есть своя пасека, поэтому мед и воск — свои. Воск идет на монастырские свечи, которые здесь отливают по традиционным старинным рецептам.
— Послушники, только что пришедшие в монастырь, чаще всего знакомы с азами земледелия или их приходится начинать учить с нуля?
— По-разному бывает. Некоторые имеют навыки. А кто-то уже в монастыре приучается работать на земле, любить этот труд, быть ему благодарным. Но это не значит, что братия, чтобы обеспечить себя хлебом насущным, все свои силы отдает тяжелой работе. В монастырь приходят, прежде всего, в поисках пути отрешения от пагубных соблазнов и духовного самосовершенствования. Исходя из нравственных правил благочестивой монашеской жизни, строится распорядок дня в монастыре.

« Пред.материал | След.материал »

Версия для печати ++
Текущий раздел газеты "Благовест" >>
Текущий номер газеты "Благовест" >>
На главную страницу сайта Владивостокской епархии >>
 
  • "Приморский Благовест". Все номера >>
     
    "Приморский Благовест"
    Статьи из раздела "Статьи"

     













    На главную >>