Русский - остров православный

Серафимовская церковь на о. РусскомОсвоение берегов залива Петра Великого Россией, начиная с 1860 года, явилось первым и необходимым условием появления на этих землях православия.

Установив границы, закрепив их международными договорами, Русь Православная встала в Южно-Уссурийском крае у берегов Великого Океана. Однако только с освоением конкретных территорий, их заселением русским человеком, можно установить хронологию христолюбивых деяний его, вести речь о летописи Православия. Примером тому может служить Русский остров.

Будучи самым северным в архипелаге Императрицы Евгении и ближайшим к Владивостоку, он как бы является его неотъемлемой частью. Географически - это не вызывает ни у кого вопросов. Административно он принадлежит городу с 1880 года, т.е. даты официального объявления Владивостока городом. До той поры пустовавшие, государственные земли с 1888 года были введены в состав земель Сибирского удельного ведомства для размещения колонистов из Финляндии (финнов и шведов) и Гамбурга (немцев). К маю 1873 года в связи с упразднением дел фактории остров был передан морскому ведомству. Но до заселения дело не дошло. И в том, и в другом случае остров интересовал своих владельцев только как природная кладовая: лес, камень, рыбный промысел... Основу же его населения составляли немногочисленные тазы и манзы, да 12 человек русско-подданных из числа бывших ссыльнокаторжных и крестьян.

Первые постоянные православные жители острова появляются только в 1881 году с высадкой на Ларионовском перешейке на месте нынешнего канала артиллеристов для обустройства береговой батареи. Вместе с русским солдатом на остров пришла икона. Факт несомненный, так как в артиллерии существовали строгие ограничения для службы инородцев, иудеев и мусульман. Именно артиллеристами были поставлены первые знаки православия на острове - киотные столбы. Киотный столб - это место для иконы, выполненное на специально приготовленном бетонном столбе. На Ларионовском полуострове (ныне остров Елены) их сохранилось два и на мысе Поспелова один.

Выявлено более двух десятков памятников православия на Русском. Но это лишь первые итоги многомесячной кропотливой работы с архивными документами, публицистическими материалами, которой руководит пресс-секретарь ОИАК Н.Г.Мизь. Но и известные, и пока неизвестные страницы Православия Русского острова объединены родной связующей нитью - они писались русским воинством.

  • В 1897 году в северо-восточной части острова, у подножья мыса Поспелова возводится первый православный воинский Храм. Строится он по инициативе и на пожертвования нижних чинов 8-го Восточно-Сибирского линейного батальона по проекту местного военного инженера. На строительство этого храма во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя прислал свой денежный взнос из далекого Петербурга Иоанн Кронштадтский. В документах сохранились фотографии рама и его внутреннего убранства. В последние годы своего существования он был более известен как храм 35-го Сибирского стрелкового полка. В начале 30-х годов он был разорен и вывезен в город по бревнышку. Прежнее его место установлено и расчищен фундамент. Здесь установлен и в мае 1999 года освящен Владыкой Вениамином Крест.
  • Церковь 33-го Сибирского стрелкового полка во имя Св. Николая Чудотворца. Полк сформирован в декабре 1903 года. Походная церковь его учреждена в 1904 году. Вместе с полком она находилась в русско-японской войне. На Русском острове в бухте Воевода она помещалась в деревянном полковом бараке и вмещала 800 человек. Местонахождение барака уточняется.
  • Церковь 34-го Сибирского стрелкового полка во имя Преподобного Серафима - Саровского Чудотворца. Учреждена в 1904 году как походная приполковая церковь. Вместе с полком находилась в русско-японской войне. На Русском острове первоначально располагалась в бухте Рында в деревянном бараке инженерного ведомства. В 1914 году для Серафимовской церкви было построено кирпичное здание на Подножье. Она вмещала 800 человек. В советское время, с 1930 года, использовалась как клуб пролеткульта имени Сергеева, а затем - как матросский клуб. В 80-е годы случился пожар. Здание сильно пострадало, и было брошено. Сейчас церковь восстанавливается.
  • Церковь 36-го Сибирского стрелкового полка во имя св. вмч. Георгия Победоносца. Походная приполковая церковь учреждена в 1904 году. Находилась с полком в русско-японской войне. На Русском острове помещалась сначала в построенном для нее бараке. Устроена была на средства полка. Позже для этого храма было построено кирпичное здание. В советское время оно было взорвано. Фундамент пока не расчищен.
  • В 1905 году на территории Поспеловского гарнизона был развернут Временный крепостной госпиталь №3. Тогда же учреждена была и походная пригоспитальная церковь. Во время гражданской войны госпиталь использовался по прямому назначению американским Красным Крестом. Дата упразднения церкви неизвестна.
  • 30 сентября 1919 года из Омска на Русский остров прибыл Первый Сибирский Кадетский Корпус. Он был расположен в казармах 9-ой Сибирской стрелковой артиллерийской бригады в районе бухты Рында. Там же, в одноэтажной казарме была устроена корпусная церковь.
  • Была своя церковь и у Графа Муравьева-Амурского Хабаровского Кадетского корпуса, располагавшегося на Русском острове с 1919 года в казармах флотского экипажа.
  • С образованием в 1919 году Инструкторской Школы на Русском острове была учреждена и своя походная (домовая) церковь при школе. Казармы школы находились в разных городках, поэтому точное расположение храма неизвестно.
  • Корниловское училище, располагавшееся на 38 высоте, упоминалось в нескольких источниках. В начале 1999 года Н.Г. Мизь обнаружила в Архиве Дальнего Востока метрические книги училища. Их появление само по себе удивительно. Ведь документы 1919-1920 годов довольно редки. В хаосе того времени немногое уцелело. Нам же эта находка дает материал для правильного ведения поиска. Итак - еще одна домовая или походная церковь. Пока следы только 10-ти храмов обнаружены на Русском острове. Пока. Нам известно, что кроме четырех полков Сибирской стрелковой дивизии на русском была расквартирована еще одна воинская часть - Крепостной артиллерийский полк. Документы о его храме пока не обнаружены. Уточняется место расположения первой на острове церковно-приходской школы, находившейся на мысе Поспелова.
  • Стремление вернуть память об утраченных на Русском острове храмах не случайно. Как не случайно и то, что большая часть материала: новые находки и документальные подтверждения почти забытых событий приходятся именно на год столетия Владивостокско-Приморской епархии! Так, более двух десятков лет идет сбор и накопление материалов по истории создания и развития Владивостокской крепости - одной из сильнейших морских крепостей мира. В городе сотни историков, краеведов и энтузиастов-любителей заняты этой работой. Уже создан и функционирует народный музей "Владивостокская крепость". Готовится к изданию книга по ее истории, материал для которой собирают непревзойденные знатоки этой темы. Ценность этого труда такова, что смею утверждать - аналогов ему нет. Но следует все-таки заметить, что в ней упущен значительный пласт истории крепости, а значит, - и города. Это тема православия, неисчерпаемая по своему богатству. Вот почему Общество Изучения Амурского Края обратилось к ней. Ее нельзя забывать, ее нельзя умолчать или обойти - мы не имеем права на это.

    И материал, что называется, пошел сам. Мы не предполагали, как тесна взаимосвязь нашего христолюбивого воинства с царствующими особами, с домом Романовых. Так, 33-му полку была преподнесена небольшая икона (5х6 вершков) с надписью на серебряной дощечке: "Благословение Их Императорских Величеств государя Императора Николая Александровича и Супруги Его Императрицы Александры Федоровны №№-му Восточно-Сибирскому стрелковому полку. Март 1904 года". 36-ой полк, тот, что провел единственную за всю японскую войну наступательную операцию, в нескольких сражениях, до прибытия на фронт полкового знамени, шел в атаки с иконой Св.Великомученика Георгия Победоносца - даром Государя Императора Николая Александровича.

    О.СТРАТИЕВСКИЙ, Общество Изучения Амурского Края.