Протоиерей Андрей Зимин

Стоит в центре Черниговки храм, окруженный большим и до сих пор прекрасным парком, построенный в 1896г. на общественные средства. Над главным входом на высоту, в 2 раза большую, чем сама церковь, возвышалась колокольня, увенчанная позолоченной маковкой со сверкающим на фоне голубого неба крестом. В центре церковного придела устроен был купол, с внутренней стороны расписанный звездами и ликами святых на ярко голубом фоне. Здание храма каждый год красили в разные, но всегда светлые праздничные тона. При храме были школа и библиотека. И все это - заслуга благочинного Черниговского округа и настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы - протоиерея Андрея Зимина.

Любили сельчане своего батюшку, отличавшегося удивительной добротой и отзывчивостью. Он готов был помочь каждому. Все пожертвования, приносимые в храм, раздавал бедным. На непрекращающееся строительство и многие другие церковные нужды, на приобретение литературы и церковной утвари, на содержание церковного причта и школьного персонала расходовались средства, получаемые с немалого прицерковного хозяйства: 250 десятин пахоты и 50 - покосов.

Была у благочинного семья: матушка, три дочери, теща. Жили дружно. Девочки учились в гимназии. Добром и честностью своей снискал он уважение и любовь сельчан. И служба-то в этом храме начиналась своеобразно. Дом Зимина находился на углу Первой (ныне Октябрьской) улицы и хорошо просматривался от храма. Через дорогу - калитка в ограде прицерковного участка. Дорожка от нее к храму выложена камнем. Прихожане ожидали начала службы в парке. Открывалась калитка дома батюшки, направлявшегося на службу. Только ступал он на мостовую - начинался колокольный перезвон - приглашение для прихожан войти в храм.

В 1917г. все смешалось на Руси мятущейся. Партизаны, большевистское подполье, сторонники белого движения, бандиты - легко ли разобраться во всем этом простому человеку? Но Черниговского батюшку - протоиерея Андрея Зимина - все любили по-прежнему. Ибо для него люди различались только по умению и желанию делать добро, любить других, а значит - по близости к Господу, независимо от принадлежности к той или иной партии (явления всегда временного). По-прежнему окормлял он свою паству и не боялся никого, не чувствуя вины за собой.
А в крае действовала в то время банда Шатьковского, не имевшая отношения ни к белым, ни красным. В ней процветал сатанизм - жажда крови и наживы, ненависть ко всему Божию.

И вот наступила холодная зимняя ночь 1918 года. В доме протоиерея все спали. Раздался стук в дверь. Дворник просил открыть... В дом ворвались бандиты, возглавляемые Шатьковским, Клиндухом и Чухно. На глазах у о.Андрея и престарелой женщины они надругались над матушкой и всеми тремя девочками. Бедная женщина не вынесла этого кошмара - скончалась от разрыва сердца. Конец отца Андрея также был страшен. Его опрокинули на пол, бросили на него дверь и придавили, встав на ту дверь сапогами.

В ту же ночь убили священников в селах Прохоровка и Евсеевка. Дома их были разграблены. Да, видно, трудно было "друзьям" поделить награбленное. Вскоре Клиндух и Чухно убили и утопили в проруби своего предводителя вместе с женой.

Эта история описана в книге о новомучениках Российских протоиерея Польского. Она же приведена и в некоторых книгах других авторов. Но все это - переписка с Польского. Интересно, что у этого автора приведены также воспоминания протоиерея Коноплева и письмо самого Андрея Зимина, которое тот, якобы, передал Коноплеву с просьбой вскрыть после его смерти. В письме вся жуткая история воспроизведена почти в точности.

Но вот чего нет во всех этих публикациях - это фамилий насильников. Считается неизвестным и место захоронения. И то, и другое удалось нам выяснить при целевых поездках в Черниговку. Обнаружилось, что хоронил семью сосед Зиминых диакон Никонишин. Что с ним стало впоследствии, неизвестно. Одно кажется нам без спорным: к данному случаю зверства большевиков отношения не имеют. Нет, мы не отрицаем существования таковых, и конечно признаем бесчисленные жертвы этих злодеяний. Мы преклоняем колена перед всеми убиенными в дикое время большевистского террора, молим Господа о прощении нас грешных, наследовавших им. Мы в покаянии возносим молитвы ко Господу в надежде на прощение будущих поколений.

Но история - госпожа суровая и любящая точность. Большевистские банды? Да, они существовали. Но существовали и другие, стремящиеся под шумок "погреть руки" на чужом пепелище, нажиться, не неся ответа за свои злодеяния. Закрывать на это глаза, значит - покрывать преступников, которых всегда плодится великое множество во времена смут и бед всенародных.

Что удалось выяснить? Кажется, определено место захоронения Протоиерея Зимина с семьей. Определены имена совершивших это и не только это злодеяние. Но темных пятен остается множество. Мы обращаемся к тем, кто мог бы их хоть как-то осветить. Может быть, увидят нашу публикацию или услышат эту историю те, кто учился вместе с дочерьми Зиминых, кто знает о судьбе не убоявшегося отмщения диакона Никонишина или о жизни протоиерея Зимина в неизвестный нам период. За единое новое слово мы будем вам благодарны. Помогите составить житие протоиерея Андрея Зимина с семьей для дальнейшей его канонизации.

Мы выражаем искреннюю благодарность жителям поселка Черниговка, чьи рассказы очень помогли нам в работе. Прежде всего, благодарим Сергея Иннокентьевича Дацко - организатора и сотрудника Черниговского музея, а также Михаила Харитоновича Маруту, указавшего место захоронения и рассказавшего много нового о страшном этом злодеянии.

Р.S. А церковь - обезглавленная, обескровленная в 1933 году и превращенная в кинотеатр - живет. Идут в ней богослужения. Работает библиотека. Не уставая, трудится над благоустройством своего прихода нынешний настоятель иерей Алексий Бойко. Это он нашел сохранившийся дом Зиминых. Дом заселен теперь не одним семейством. Но отец Алексий пожелал жить именно здесь, хотя предлагали ему благоустроенную квартиру. А рядом стоит аккуратненький домик диакона Никонишина - два чудом уцелевших среди новостройки дома церковнослужителей начала уходящего века, честно и до конца исполнивших свой долг перед прихожанами и перед Господом нашим.

Пелагия ПУШПАШЕВА