Статьи

«Видишь китайца, читающего „Отче наш“, — и душа радуется!»

05.01.2016

Встречать 7 января 2016 года Рождество Христово благочинный I округа Владивостокской епархии иерей Димитрий Федорин планирует в Китае. На протяжении уходящего 2015-го священник шесть раз побывал в Харбине. Пастырские поездки в единственную действующую в городе Покровскую церковь были приурочены к праздникам Рождества Христова, Пасхи, Дня Святой Троицы, а также к Богородичным праздникам — Рождества, Покрова и Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Духовное взаимодействие с ближайшим к Приморью зарубежным соседом вышло на новый уровень в 2013 году, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые посетил Китайскую Народную Республику с официальным визитом. По его итогам Предстоятель Русской Церкви благословил представителям Владивостокской епархии духовно окормлять верующих соотечественников и христиан из стран СНГ, которые постоянно или временно проживают в провинции Хэйлунцзян. О том, как развиваются эти международные духовные связи, корреспонденту газеты «Приморский благовест» Ивану КРЫШАНУ рассказывает священник Димитрий ФЕДОРИН.
 
— В эти дни вы уже готовитесь к новой поездке в Харбин — на Рождество. Расскажите, как этот праздник встречают в Китае?
— Собственно, Рождество — и в Китае Рождество, наши соотечественники там встречают его в традициях Русской Православной Церкви. В новом 2016 году планируем целую культурную программу. Центром всего планируем Рождественскую литургию на двух языках — русском и китайском. Соберемся за общей трапезой с россиянами и китайцами, посетим соотечественников в больницах. Поздравим верующих Харбина с радостью пришествия в Мир Спасителя памятными подарками и пением Рождественских колядок.
После визита Святейшего усилиями отдела внешних церковных связей Московской Патриархии и представителей русской общины в Харбине удалось согласовать с Управлением по делам религии города Харбина и провинции Хэйлунцзян регулярные визиты русского священника. Так, в 2014 году были совершены службы на Пасху и на престольный праздник Покрова. А уже в 2015-м нам разрешили шесть поездок. Все наши визиты проходят по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина и с учетом рекомендаций ОВЦС.
— Ваши поездки в Харбин не ограничиваются службами?
— Помимо совершения богослужений, по благословению Святейшего Патриарха мы окормляем и верующих, длительное время находящихся на лечении в медучреждениях города Харбина. К примеру, в Харбине три больницы, которые мы посещаем, специализируются на реабилитации детей с диагнозом ДЦП, четвертая — на лечении и восстановлении людей с черепно-мозговыми травмами и повреждениями позвоночника. Время лечения и реабилитации длятся по нескольку месяцев, поэтому люди надолго остаются без духовной поддержки, и приезжающий священник для них — большая отрада. Пациенты и их родственники ждут там священника. В этих больницах мы предлагаем соотечественникам принять Таинство исповеди и Причастия. Кто-то просит святую воду, кто-то — нательный крестик или святой елей для помазания. Стараемся поддержать людей и разговором по душам.
— А как проходит общение с православными китайцами?
— С китайской православной общиной установилось духовное побратимство. Правда, пастырская работа там по определению — крайне скромная, ведь по законодательству Китая проповедь иностранного миссионера запрещена. Существуют и объективные языковые трудности… Но, главное, что семя — посеяно! Кстати, уже третий год в Санкт-Петербургской Духовной семинарии учится православный христианин-китаец из Харбина, зовут его в крещении Александр, в прошлом году он был рукоположен в сан диакона, а в этом году — в сан пресвитера. На данный момент он является руководителем китайской общины, и с ним в сослужении мы и надеемся совершить российско-китайскую Рождественскую службу.
— Как сочетаются — столетние православные храмы и современный 10-миллионный Харбин?
— На самом деле это удивительная картина: посреди небоскребов, в каменных джунглях, наполненных миллионами вечно куда-то спешащих китайцев, стоят и молчаливо проповедуют  красавцы-храмы — Софийский собор, Покровская, Успенская, Алексеевская церкви и полуразрушенная Иверская! Конечно, для нас привычней, что носителем Православной веры являются россияне, и когда видишь православного китайца, который начинает читать «Отче наш», — это удивляет и восхищает так, что душа радуется! И вспоминаются слова о том, что Христос для всех Един, так и Церковь должна быть Единой (Ин. 10:16; Еф. 4:5–6).
— Что представляет собой Православная община в Харбине?
— Сегодня Харбинская община – это дети и внуки смешанных семей старого «русского» Харбина. Есть, конечно, и чистые китайцы, те, которых крестил почивший в 2000-м году настоятель Покровского храма отец Григорий Джу. За минувшие пятнадцать лет отсутствия священника община многое потеряла в плане православных традиций… Но священник Александр, о котором я упоминал, пытается всё возродить; по воскресеньям, когда он в Харбине, после службы община собирается, читают Писание… Если в 2014 году на Пасху китайцы брали магнитофон, включали запись стихиры «Воскресение Твое Христе Спасе» и шли вокруг храма крестным ходом, то в 2015 году, когда о. Александр уже являлся диаконом и Пасха совершалась «диаконским чином», они собрали небольшой хор из членов общины, выучили на распев эту стихиру на русском языке и совершали Пасхальный крестный ход в привычном для нас виде… Так что из года в год мы наблюдаем духовный рост Православной общины в Харбине.
— А потомки русских эмигрантов участвуют в жизни общины?
— Знаете, говорят, что представителей той, прежней волны эмиграции в Харбине уже почти не осталось — первые русские эмигранты давно почили, а их потомки разъехались… Остались те, кто создал смешанные с китайцами семьи. Но зато та русская община, которая сформировалась сейчас, — она по-настоящему проникнута духом веры, люди приходят на службы осознанно, готовятся к исповеди и Причастию, просят освятить жилье, покрестить детей. За два последних года мы крестили уже шестерых человек, в их числе двоих взрослых, причем для Харбина это цифра немаленькая! Вот, у крещеного младенца Мирона мама — русская, является членом нашей общины, а отец китаец, пока не крещен, но видно, что симпатизирует Православию. Выручает нас, к примеру, с транспортом — у него есть автомобиль, и он помогает нам добираться до больниц, посетить находящихся там на излечении наших соотечественников. 
— Интересно, как взаимодействуют в рамках одной Православной общины русские и китайцы?
— Сейчас в Покровской церкви проводят реставрационные работы, но возле храма есть причтовый домик и в одной из комнат китайцы устроили импровизированную часовенку, в которой община собирается. В те воскресные дни, когда в Харбине нет священника, с утра там совершается Обедница — богослужение мирским чином. Так вот, с 9 часов Обедница читается на китайском, а затем, с 10 часов — на русском языке. То есть каждый воскресный день Православная община старается собираться вместе, чтобы заняться общим делом, провести спевки или устроить, допустим, общий субботник — на территории прихода или на кладбище. Также вместе отмечают в Харбине и праздники, в том числе светские — Новый год, День Победы и другие.
И вообще Харбин — это уникальный город в плане соединения китайской и русской культур! В его архитектуре и по сей день ощущается влияние России. На сегодня в Харбине сохранилось несколько храмов — ныне действующий Покровский; затем символ Харбина — Софийский собор, он сейчас является музеем, находится на одной из городских площадей. В парке культуры есть Успенская церковь, в данное время идут переговоры, чтобы сделать ее также действующим храмом Харбина. Храм в честь Иверской иконы Божией Матери стоит в жилом массиве. Пятый храм — это копия Никольского собора, который в годы культурной революции был разобран по бревнам. Есть еще Алексеевская церковь, сейчас она используется протестантами в качестве кирхи… Наконец, по линии КВЖД сохранился в одной деревне русский храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы — большой, просторный, красивый, теперь в нем музей КВЖД.
А когда-то в Харбине было 26 православных церквей! В 1924 году город населяли около 100 тысяч русских эмигрантов… Так что, учитывая многочисленные исторические параллели, именно у Харбина, на мой взгляд, есть особый потенциал для раскрытия духовной связи двух таких могучих соседей, как Китай и Россия.
 
Фото в пдф версии


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх