Статьи

«По вере вашей...»

07.10.2015

Нынешняя осень выдалась для Приморской митрополии богатой на «духовный» урожай. В первой половине сентября мы встречали частицу мощей святого Николая Японского; в конце сентября — святые мощи Крестителя Руси князя Владимира. А месяцем ранее — 29 августа — Церковь чтила Порт-Артурский образ Божией Матери, именуемый «Торжество Пресвятой Богородицы» — эта икона является главной святыней Владивостокской епархии. Всё это вызвало у читателей «Приморского благовеста» особый интерес к почитанию святынь. 
С вопросами на эту тему мы обратились к благочинному I-го округа епархии, назначенному ответственным за формирование реестра епархиальных святынь, — о.Димитрию Федорину.
 
— Расскажите, пожалуйста, как составлен реестр, сколько во Владивостокской епархии насчитали частиц мощей, как проверяют их подлинность?
— В настоящее время в Русской Православной Церкви формируется Единый общецерковный реестр святынь. 
Владивостокская епархия на данный момент уже составила свой реестр святынь, в который вошли все известные и почитаемые святые иконы, частицы святых мощей, святые предметы. Как оказалось в ходе работы по формированию списка, в нашей епархии – более 150-ти частиц святых мощей и более 20-ти особо почитаемых святых икон. 
Подлинность святынь подтверждается грамотой от храма или монастыря, где хранятся святые мощи угодников Божиих. Настоятели таких храмов или монастырей в память о посещении обители или по запросу преподносят частицы мощей святых в дар священнослужителям, которые посетили их с паломнической поездкой. Многие святыни храмов нашей епархии не подтверждены письменно, но подтверждены устно отцами настоятелями: в таком-то году, при посещении такого-то монастыря им была передана частица святых мощей такого-то святого. 
История появления особо почитаемых святых икон неразрывно связана с историей образования Владивостокской епархии, их подлинность подтверждается многочисленными историческими справками о них. Хотел бы отметить, что самое главное подтверждение подлинности святых мощей и образов – это помощь Божия, которую получают верующие, с молитвой прибегающие к нашим святыням.
— Давайте поговорим об особенностях обретения святынь в Приморье. Чтобы понимать масштаб вопроса, прежде всего расскажите, сколько в нашем краевом центре Владивостоке  храмов, часовен?
— Во Владивостоке в настоящее время по списку 38 православных храмов и часовен — и это на 600 000 жителей. На центральной площади Владивостока сейчас с трудом, но постепенно возводится Спасо-Преображенский кафедральный собор — надеюсь, в ближайшем будущем наша главная площадь будет именоваться, как и во многих городах России, — Соборной площадью. 
Что касается наличия в приморских храмах святынь, почтить которые всегда стремится сердце верующего человека. Давайте не будем забывать, что самая главная святыня и главное чудо — это Святая Евхаристия (Божественная литургия). Совершается она в каждом храме Приморья, где каждый день, где несколько раз в неделю, а в небольших приходах — каждое воскресенье. Таинство Евхаристии — это когда хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню. Естеством Святые дары остаются хлебом и вином, но по существу это Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. И большего чуда христианину искать и не надо. Нужно приступать к святым Таинствам с верою, благоговением и молитвой.
Если же говорить о других чудесах — мироточении, обновлении икон, нетленных останках подвижников Церкви, — то подобные явления должны иметь неоспоримое подтверждение истинности. И наша задача — оградить верующих от тех, кто может сыграть на их религиозном чувстве. Ведь чудесные явления не происходят просто так — через святые иконы, через нетленные мощи Господь показывает нам свою благодать. Говорит нам, что мы идем по правильному пути или же, наоборот, предупреждает нас о печали, грядущей на нас за наши беззакония и грехи.
 
КАЗАНСКИЙ ОБРАЗ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
 А в Приморье известны случаи явленных через святыни чудес?
— Особой регистрации чудес, явленных в Приморье, у нас не ведется. Но при посещении почти каждого храма вы увидите особые иконы или ковчеги со святыми мощами. К примеру, в Уссурийске в церкви, которая стоит прямо перед автовокзалом в центре города — это храм Покрова Божией Матери,  там находится особо чтимая икона Божией Матери Казанская, древний образ.
По скромности и по смирению православные люди никогда не будут кичиться, кричать о том, что им Господь помог, гордиться этим. Этим чудом они поделятся только с самыми близкими людьми и со своим духовником.
 
ПОРТ-АРТУРСКИЙ ОБРАЗ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
— Если взглянуть с исторической точки зрения, какие местночтимые святыни в Приморской митрополии есть?
— У нас много икон, которым уже более ста лет, но я бы выделил несколько икон, исторически связанных с Приморьем. Конечно же, это икона «Торжество Пресвятой Богородицы» Порт-Артурская, исторически самая значимая для Владивостока. Эта икона — покровительница Дальневосточного воинства, которая прибыла во Владивосток в 1904-м году, чтобы отправиться в Порт-Артур, где шли сражения Русско-Японской войны 1904–1905 годов. В крепость доставить ее не удалось, после отступления Русской Армии она затерялась. Новое ее явление произошло в 1998 году.
Образ обнаружили паломники из Владивостока в одной из ломбардных лавок в Иерусалиме, выкупили у арабов за немалые деньги и привезли в Приморье. Чудесным образом 6 мая 1998 года найденный список иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) прибыл к нам, получив второе наименование — Владивостокская. Сейчас святой образ находится в Покровском кафедральном соборе.
 
ОБРАЗ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
— Истории других святынь, исторически чтимых в Приморье, связаны с настоятелем и основателем Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря. Алексий Осколков, отставной офицер пришел на Афон, где принял монашество. Священный Синод отправил иеромонаха Алексия в 1894 году в Дальнюю Россию основать мужской монастырь. Приехав в Приморье, он нашел подходящее место на берегах р. Уссури и основал мужскую обитель, которая стоит на этом месте до сих пор в поселке Горные Ключи.
После пребывания в Дальневосточной России он вновь отправился на Афон и жизнь свою земную завершил там. Игумену Алексию Господь дал талант иконописца почти в 70 лет. Первым даром, сделанным им Шмаковской обители, была икона Святой Троицы, написанная на срезе ветви Мамврийского дуба. Все христиане знают, что дуб в Ветхом Завете стал свидетелем явления трех ангелов патриарху Аврааму (достаточно вспомнить всем известную «Троицу» Андрея Рублева).
 
ОБРАЗ «ОБЪЯТИЯ ОТЧА» И ОБРАЗ СВЯТИТЕЛЯ ЕВСЕВИЯ
— Другая икона, написанная также отцом Алексием, — это образ Божией Матери «Объятия Отча» — Уссурийская. Икона эта почитаема и любима нашими верующими. Многие поколения православных Уссурийского края молились пред этим святым и чудным образом, находящимся в Богородице-Рождественском женском монастыре.
А совсем недавно к нам вернулась еще одна икона, написанная игуменом Алексием на Афоне, — это икона святителя Евсевия Самосатского. Пришел как-то к владыке Вениамину человек, говорит: «Мне бабушка по наследству оставила икону, а я хочу передать ее обратно Церкви. На оборотной стороне иконы была надпись, что икона подарена игуменом Алексием — архиепископу Владивостокскому и Камчатскому Евсевию, который в свою очередь эту икону отдает в дар городу Владивостоку.
Сейчас эта святыня хранится в Марфо-Мариинском женском монастыре на Седанке, в храме священномученика Евсевия Самосатского. 
 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх