Статьи
Пасхальная этимология
30.04.2013О происхождении слов
Пасхальные торжества приносят в нашу жизнь особые, свойственные только этому периоду слова. Как появились они в русском языке? Отвечает писатель Василий Ирзабеков.
— Какова история заветных пасхальных слов «Воскреснуть, воскрешать, воскресение»?
— В «Слове о полку Игореве» есть такие слова: «Игорева храброго полку не кресити». Было в древнерусском языке слово «кресать», которое означало: «высекать огонь, воскрешать огнём». Некоторые из нас ещё помнят однокоренное ему слово «кресало».
Получается, что слово «воскресение» связано с животворным огнём. Кстати, косвенным подтверждением этого является тайна Туринской плащаницы. Ученые в Сорбонне, рьяные материалисты, изучали её природу и пришли к выводу, что выходу тела, которое было завернуто в нее, способствовала энергия, неизвестная науке, которая его не повредила, но оставила отпечаток, своеобразный негатив на ткани.
Да, русский язык — это Евангелие. Господь говорил: «Аз есмь свет». Логично считать, что происхождение слова «воскресение» связано с таинственным огнем, который возвращает к жизни.
— Всю Светлую седмицу у Царских врат находится Артос …
— Слово «артос» переводится с греческого как «квасной хлеб». Другое его название — просфора всецелая.
Артос христиане употребляли всегда. Когда ученики Христа сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную еду, первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на это место хлеб.
Артос освящают перед окончанием пасхальной Литургии, и в течение всей Пасхальной недели он занимает в храме самое видное место, рядом с иконой Воскресения Господня.
В субботу Светлой седмицы читается молитва на раздробление артоса. Он раздробляется и в конце литургии раздается народу как святыня.
— Почему при поминовении усопших на Радоницу поется праздничный тропарь?
— Этимологически слово «радоница» восходит к слову «радость», причем особое место Радоницы — сразу после Светлой пасхальной Седмицы — как бы обязывает людей не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная Распятием и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по словам митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Именно на Радоницу существует обычай воспоминания Воскресения Христа на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца, куличи, сладости. Часть приготовленного яства раздается нуждающимся на помин души.
Пасха.ру
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- Нахимовцы приходят в храм
- В Духовном центре готовятся к встрече абитуриентов
- Доброе слово для спасительной вести
- Приморские учителя прошли по Канавке Богородицы в Дивеево
- Архиерейская поездка по приходам Хасанского района
- Полет свободный... Служба в небе и на земле
- Бог или медицина? Кто сегодня дарует исцеление?
- Во главе островного братства
- Грани человеческого подвига
- «Основы светской этики» или «Основы православной культуры»?
- «Подарок от кота Боба. Как уличный кот помог человеку полюбить Рождество»
- Когда открываются помышления сердец, или Некоторые размышления о подвиге новомучеников и исповедников Российских
- Не причинять вреда ребенку
- За «Словом» последовало «Благое дело»
- Почему мощи святителя Николая находятся в Италии
- Будут в обители яблони цвести
- Что для нас Пасха?
- «Кто захочет спасти детей, у того всё получится»
- В. Р. Легойда: Есть вещи, к которым художник должен подходить с особым тактом и вниманием
- Не все свято, что про монаха снято