Статьи

Пасхальная этимология

30.04.2013

О происхождении слов

Пасхальные торжества приносят в нашу жизнь особые, свойственные только этому периоду слова. Как появились они в русском языке? Отвечает писатель Василий Ирзабеков.

— Какова история заветных пасхальных слов «Воскреснуть, воскрешать, воскресение»?
— В «Слове о полку Игореве» есть такие слова: «Игорева храброго полку не кресити». Было в древнерусском языке слово «кресать», которое означало: «высекать огонь, воскрешать огнём». Некоторые из нас ещё помнят однокоренное ему слово «кресало».
Получается, что слово «воскресение» связано с животворным огнём. Кстати, косвенным подтверждением этого является тайна Туринской плащаницы. Ученые в Сорбонне, рьяные материалисты, изучали её природу и пришли к выводу, что выходу тела, которое было завернуто в нее, способствовала энергия, неизвестная науке, которая его не повредила, но оставила отпечаток, своеобразный негатив на ткани.
Да, русский язык — это Евангелие. Господь говорил: «Аз есмь свет». Логично считать, что происхождение слова «воскресение» связано с таинственным огнем, который возвращает к жизни.

— Всю Светлую седмицу у Царских врат находится Артос …
— Слово «артос» переводится с греческого как «квасной хлеб». Другое его название — просфора всецелая.
Артос христиане употребляли всегда. Когда ученики Христа сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную еду, первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на это место хлеб.
Артос освящают перед окончанием пасхальной Литургии, и в течение всей Пасхальной недели он занимает в храме самое видное место, рядом с иконой Воскресения Господня.
В субботу Светлой седмицы читается молитва на раздробление артоса. Он раздробляется и в конце литургии раздается народу как святыня.

— Почему при поминовении усопших на Радоницу поется праздничный тропарь?
— Этимологически слово «радоница» восходит к слову «радость», причем особое место Радоницы — сразу после Светлой пасхальной Седмицы — как бы обязывает людей не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная Распятием и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по словам митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Именно на Радоницу существует обычай воспоминания Воскресения Христа на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца, куличи, сладости. Часть приготовленного яства раздается нуждающимся на помин души.
Пасха.ру
 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх