Статьи
Спасское благочиние. XX столетие (ч. 1)
29.10.2003Обзор истории
Религиозная жизнь Южно-Уссурийского края с конца XIX в. по семнадцатый год XX столетия - совершенно особенный мир, имеющий очень мало соответствий с представлениями нынешних жителей Приморья. Жизнь отдельного прихода и в целом религиозные традиции были достоянием села, города, края, государства. Храм в их структуре занимал выдающееся место, деятельность его была духовно напряженной, и он привлекал к себе всеобщее внимание: совершались ежедневные крещения, венчания, панихиды, свидетельствуя о всех радостных и печальных событиях. Администрация, купечество, духовное сословие, крестьяне, разночинцы, воинство жили близ своих приходских храмов, в строительстве которых здесь, на окраине Российской империи, принимали непосредственное участие, делали их уютными, теплыми, намоленными.
Во Владивостокской епархии было "шестнадцать сороков" храмов. Однако "шестнадцать сороков" не значит 640. "Сорок" означал благочиннический округ, в котором все приходы подчинены были постоянному инспекторскому надзору старшего священника, в древности называемого "заказчиком", "новгородским старостой", а в позднейшие десятилетия XIX в. - благочинным. Всех благочиний было 16, им присваивались номера, безномерными являлись благочиние Градо-Владивостокских церквей и благочиние монастырей, церквей насчитывалось -143, немалое количество числилось за военным ведомством. Церкви Спасского и Кировского районов были объединены вначале в VII-й Благочиннический округ, затем - в ХV-й (21 церковь, 18 приходов, 4 часовни, 15 церковноприходских школ) на территории 7700 кв. км. к приходам Спасского района причислено было 35 населенных пунктов с населением 24964 человек (1915 г.)3. Резиденцией благочинного определено с. Спасское (1900-1923), потому-то благочиние среди местных крестьян звалась Спасским.
Устройство благочиннического округа зависело от интенсивности крестьянской колонизации Южно-Уссурийского края, духовно-нравственных запросов переселенцев-хлеборобов на новом месте, от того, насколько успешно шло поставление храмов и церковноприходских школ. В первые полтора десятилетия XX в., насыщенные событиями военно-политического и революционного характера, при бурном росте колонизационного населения разрешались неотложные вопросы храмоздательства, миссионерско-просветительской и приходской деятельности. Именно в этот исторический отрезок времени проявлен главный подвиг жизни Евсевия, архиепископа Владивостокского и Камчатского.
На 1899-1917 годы пало служение высокопреосвященнейшего владыки Евсевия в новообразованной епархии; эти годы ознаменовались в России и в Приамурском крае множеством событий, суть коих стала понятна позже, если вообще стала понятна. Среди них "боксерское" восстание в Китае (1900), Русско-японская война, Конституция, работа Второй, Третьей и Четвертой Дум, реформы П.А.Столыпина и его убийство, Великая война (столкновение русских и немецких интересов на Балканском полуострове), Февральская революция. А памятные даты русской истории! 100-летие гения русской поэзии и литературы А.С.Пушкина (1899), 100-летие кончины генералиссимуса А.С.Суворова (1899), 50-летие присоединения Приамурского края к России (1908), 200-летие Полтавской битвы (1909), 200-летие со дня кончины святителя Димитрия Ростовского (1909), 200-летие со дня рождения М.В.Ломоносова (1911), 30-летие со дня мученической кончины Царя-освободителя Александра II (1911), 100-летие Бородинского сражения (1912), 300-летие царствования Дома Романовых (1913), 25-летие начала строительства Уссурийской железной дороги во Владивостоке при высочайшем участии наследника престола и цесаревича Николая Романова, царствующего императора и Самодержца Всероссийского. Все эти праздничные и скорбные годовщины не прошли мимо Владивостокской епархии, ее благочиннических округов, приходских батюшек.
Территориально благочиннические округа и их резиденции не только совпадали, но и соответствовали административно-территориальным и социально-экономическим укладам волостей (районов) и тяготевшим к их центрам селам.. Довольно часто владыка Евсевий отправлялся осматривать свою епархию, которая представляла суровый дикий край, и затем принимались решения о благоустройстве округов и приходов. Уже на I Епархиальном съезде духовенства (1899, 9-16 октября) рассматривался вопрос "О распределении приходов по благочиниям", а в 1900 г. при образовании Спасской и Зеньковской волостей резиденцией нового VII Благочиннического округа, в который причислены были приходы Успенской и вышеназванных волостей, избрано с. Спасское, расположенное близ станции Спасская (Евгеньевка), имевшее значение географического, экономического и культурного центра для ряда волостей, с развивающейся торговлей, промышленностью и земледелием, с работающими ярмарками и базаром. Но через десять лет управление Спасским благочинием затруднялось из-за интенсивности освоения земель Приханкайской низменности, роста селений крестьян-"новоселов" и возникших проблем с удовлетворением их религиозных потребностей (св. 60 населенных пунктов при наличии 26 церквей и 16 приходов, находящихся в значительном удалении друг от друга). После посещения благочиния и освящения 18 февраля 1910 г. Вишневской церкви архиепископом Евсевием (в тот год владыкой освящено 5 храмов Спасской и Зеньковской волостей) в марте последовал указ о выделении из VII Благочиннического округа приходов нового, по счету XV-го, со всеми приходами, находящимися южнее Шмаковки.
Правящий архиерей назначал благочинного, который помогал в наблюдении церковного благоустройства. Благочинный - "батюшка чинный", лицо высокое в волостной иерархии, стоявший на служебной лестнице после крестьянского начальника и мирового судьи, но перед становым приставом с чином коллежского секретаря, т. е. мог быть приравнен к титулярному советнику - чиновнику 10-го класса по Табелю о рангах. При почетном личном отличии - в духовном звании протоиерея в Камчатской (Владивостокской) епархии можно было рассчитывать на высочайшее пожалование наград Государя Императора в день Тезоименин (6 мая ст. ст.) на орден Св. Анны от 3-й до 1-й степени и медали.
Окончание в следующем номере >>
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- Нахимовцы приходят в храм
- В Духовном центре готовятся к встрече абитуриентов
- Доброе слово для спасительной вести
- Приморские учителя прошли по Канавке Богородицы в Дивеево
- Архиерейская поездка по приходам Хасанского района
- Полет свободный... Служба в небе и на земле
- Бог или медицина? Кто сегодня дарует исцеление?
- Во главе островного братства
- Грани человеческого подвига
- Благая весть длиною в жизнь
- «Основы светской этики» или «Основы православной культуры»?
- «Подарок от кота Боба. Как уличный кот помог человеку полюбить Рождество»
- Священник Спасской земли
- Когда открываются помышления сердец, или Некоторые размышления о подвиге новомучеников и исповедников Российских
- Не причинять вреда ребенку
- За «Словом» последовало «Благое дело»
- Почему мощи святителя Николая находятся в Италии
- Строим храмы — славим Господа
- Будут в обители яблони цвести
- Что для нас Пасха?