Статьи
Почему «Святки»?
28.12.2009
- Расскажите, почему дни после Рождества Христова называются святками?
12 дней после Рождества Христова называются Святками, то есть святыми днями, потому что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Святки – праздник христианский, но к нему примешалось немало языческого. У славян с давних пор существовал обычай – во время Святок рядиться, надевать маски, производить гадания, устраивать катанья и пляски и т. д. Но на самом деле Святки – это святые дни, а потому все несоответствующее их святости должно быть искореняемо.
Истинному христианину надо помнить, что гадания отдаляют от нас милосердие и помощь Божию, а занятия гаданиями в святые дни, установленные в прославление родившегося Спасителя, есть осквернение этих дней. Нарушается святость этих дней и другими неприличными для христиан шумными и разгульными забавами и развлечениями, которые приурочиваются к святкам. Не разгул и шумное мирское веселье делает праздник Христов радостным и приятным для нас, а утешающая душу и веселящая сердце благодать Божия.
По учениям святых отцов нам следует праздновать не пышно по-мирски, но духовно. Не следует пресыщать зрение, вдаваться в пьянство. Но лучше насладиться словом и Божиим законом, и торжеством Рождества Христова.
- Известна ли точная историческая дата Рождества Христова?
Установление праздника Рождества Христова принадлежит самым первым временам Церкви. По общепринятому мнению, праздник Рождества Христова древнее в Церквах западных, нежели восточных, но это касается только даты 25 декабря. В Церквах же восточных до IV века он праздновался 6 января и был известен под именем Богоявления. Этот праздник носил особый характер и был посвящен не воспоминанию собственно Рождества Христова или Крещения, но вообще явлению Бога во плоти, откровению во Христе и через Него Божественной благодати, отчего и назывался Богоявлением.
Первоначальным основанием праздновать Рождество Христово 6 января служило не историческое соответствие этого числа с днем Рождества Господня, который и для древности оставался неизвестным, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом. Второй Адам, по таинственному созерцанию древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам, то есть 6 января. Таким образом, с IV века между восточными и западными Церквами устанавливается только единство относительно времени празднования именно 25 декабря. Впервые в таком виде праздник был введен в Церкви Константинопольской около 377 года, по указанию императора Аркадия на обычай Церкви Римской и благодаря святому Иоанну Златоусту, а отсюда он распространился по всему православному Востоку.
Установление празднования Рождества Христова 25 декабря имело важное значение для образования церковного календаря: получали надлежащее место другие дни, ближайшим образом связанные с днем Рождества Спасителя.
Уже самым смыслом праздника указывается и цель его установления: воспоминание и прославление рождения Господа нашего Иисуса Христа по плоти от Пресвятой Девы Марии. Это первоначальная и основная цель установления праздника.
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- Скорая гуманитарная помощь
- Почему на иконе Воскресения Христова изображают под ногами Спасителя сломанные двери?
- Нахимовцы приходят в храм
- В Духовном центре готовятся к встрече абитуриентов
- Доброе слово для спасительной вести
- Приморские учителя прошли по Канавке Богородицы в Дивеево
- Архиерейская поездка по приходам Хасанского района
- Полет свободный... Служба в небе и на земле
- Бог или медицина? Кто сегодня дарует исцеление?
- Во главе островного братства
- Грани человеческого подвига
- Экология праздника
- Доступное добро: пригласить ребенка в гости
- Возрождать добрые традиции в сфере образования
- С доверием и любовью
- Благая весть длиною в жизнь
- «Основы светской этики» или «Основы православной культуры»?
- «Подарок от кота Боба. Как уличный кот помог человеку полюбить Рождество»
- Глиняные горшки
- Собор строим вместе