Статьи
Заботиться о сохранении духовно-нравственных ценностей
08.07.2011
С приветственным словом выступил викарий Владивостокской епархии епископ Уссурийский Иннокентий
Ю. В. Крупнов.
«О создании в РФ национальной системы социальной реабилитации наркозависимых. Организация Дальневосточной сети центров социальной реабилитации».
Реальность: государственная задача сегодня осуществляется общественными организациями
Государство, его аппарат имеет гигантское значение в деле реабилитации и борьбы с деструкцией. Но он следствие того, что делают отдельные личности и общественники. Если нет энергии с утра вставать и заниматься сложнейшим делом, то никакой госаппарат и никакие бюджеты ничего не сделают. Поэтому необходимо организовать позитивный фронт общественных организаций и заново создавать социум.
Второй момент. Очень важно разделять два пространства. Первое, прежде всего лечение. Но если мы берем наркозависимых, то только медицинскими мерами, и это утверждают все эксперты – здесь никаких двух мнений быть не может – достигается 5 максимум 10 % результата, а 90 % – это долгосрочная филигранная работа по трансформации ценностей людей по новому введению их в общественное самостояние и в общественные возможности. И у нас этой самой сложной работой в 90 % случаев занимаются общественные организации, которые, по сути, делают ее на свой страх и риск.
У нас есть государственная система медицины. У нас болееменее сохранились наркодиспансеры и сети нарколечения. И это очень хорошо. Но у нас не создано и не существует в рамках государственной поддержки национальной системы социальной реабилитации. На этом фронте работа по решению государственных задач осуществляется общественными организациями. То, что на сегодня является самым тяжелым, – практически никак не регламентируется и не поддерживается. Не потому что ктото не хочет, а потому что нет ни механизма, ни понимания этой поддержки.
Выработать механизмы государственной поддержки
Необходимо создавать систему госзаданий и для социальной реабилитации. Здесь, на мой взгляд, есть три основных направления, и в Приморском крае их можно делать в опережающем формате. У вас созданы передовые модельные центры, которые в целом тянут работу в очень сложной ситуации и хорошо ее делают. (Речь идет о душепопечительском центре реабилитации св. прав. Иоанна Кронштадтского).
Первое направление – стандартизация деятельности через систему социального обслуживания. Сегодня в полномочиях субъекта Российской федерации есть возможность создавать региональный социальный стандарт по тому или иному направлению и мне кажется, здесь Приморский край мог бы быть в числе передовиков. Сейчас в ряде субъектов такие стандарты прорабатываютя, но еще не созданы.
Если бы Приморский край разработал стандарты социальной реабилитации наркозависимых, на основании которых социальная защита могла бы объявлять социальные задания, то тем организациям, которые подходят под критерий и готовы открываться и готовы быть полностью «просвечены» и сертифицированы, выделять под эти задания пусть небольшие, но государственные деньги. Это первое.
Второе направление. Это система грантов. В Приморье оно тоже неплохо отработано. И здесь тоже существует ряд проблем. Но мне кажется, гранты нужно диверсифицировать и не забывать социальную реабилитацию наркозависимых. Это гигантская и сложнейшая работа.
Третье направление это антинаркотическая региональная программа. В нее нужно включать положения о социальной реабилитации наркозависимых и финансировать.
Перечисленные направления позволили бы создать за дватри года серьезный механизм государственнообщественного партнерства.
Священник Игорь Бачинин:
«Опыт взаимодействия Церкви и государства в создании общественного движения «Попечительство о народной трезвости».
Об информационном пространстве и воспитании личности
Когда в настоящее время мы попытаемся с нравственной точки зрения проанализировать то информационное пространство, в котором формируется и воспитывается личность, то мы, к сожалению, придем к неутешительным выводам.
Поток зла, террористического, деструктивного поведения навязывается нашей молодежи посредством медиапространства и СМИ. Здесь хотелось бы поделиться одним наблюдением. На Рождественских чтениях в Москве во время выступления министра культуры и массовых коммуникаций был задан вопрос, а почему допускается, что на ТВ показывается такое, что чуждо нашей традиции и совершенно чуждо тем нравственным ценностям, которые существуют в нашем народе. В ответ было сказано, что мы ничего не можем сделать. Возникает вопрос, почему, собственно говоря, так происходит? И тут сложно возразить тем специалистам, которые говорят о проводимой информационнопсихологической войне. К сожалению, приходится констатировать что информационнопсихологическую войну мы проиграли и живем в настоящее время на информационнооккупированной территории. Поэтому те ценности, которые навязываются нашему народу, совершенно чужды аксиологической духовной традиции. И по сути дела это и есть главный предмет той деструкции, которая разрушает единое пространство народов нашего с вами отечества.
Поэтому без профилактики, без реабилитации духовнонравственного пространства, без приложения усилий для восстановления духовнонравственных ценностей мы вряд ли сможем достичь положительных результатов.
Что такое попечительство
Попечительство о народной трезвости пространство соработничества государства и Церкви в утверждении трезвости. Из исторического опыта видим, что главным мотивом было то, что духовнонравственное развитие личности было главным предметом создания попечительств о народной трезвости.
Государство и Церковь в конце XIX века сумели совместно выстроить цельную комплексную систему воспитания народа в духе трезвости и достигли в этом очень впечатляющих результатов.
И сегодня реабилитировать мы с вами должны те самые ценности, которые были присущи нашему народу. И в первую очередь, главной ценностью является трезвость. «Трезвость христианская умеренность в употреблении пищи и пития, равно как особая непрестанная бдительность над собой в охранении души и тела от всяких нечестивых, греховных мыслей, пожеланий и дел». (Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия).
У России есть позитивный исторический опыт
Существует положительный опыт принудительной трезвости. В книге профессора И. Н. Веденского в цифрах и фактах говорится об этом. Он рассказал о тех результатах, которые произошли в обществе в связи с тем, что в 1914 году, когда началась мобилизация на Первую мировую войну, император Николай принял радикальные меры и на период мобилизации запретил производство и продажу винноводочных изделий. Отрадно сказать, что тогда 84 % населения поддержали эти радикальные меры.
Читаем: «Воздержание прежде и заметнее всего сказалось на внешней стороне жизни: исчезли знакомые картины уличного пьянства, скрылись пьяные растерзанные фигуры, оглашавшие улицы непристойной бранью, не видно стало всякого рода бывших людей, попрошаек, нищих, темных личностей, и т.п. Общий тон уличной жизни сразу стал совсем иной».
«По данным Главноначальствующего Москвы, число мелких краж понизилось на 40%, такие же преступления, как нанесение ранений, нарушение тишины и порядка в публичных местах, сократились на 64 – 74 %. Число уголовных дел у мировых судей упало на 80%. Одна из больших петроградских тюрем пустует, другая обращена в лазарет для раненых». Строительство третьей тюрьмы прекратилось за ненадобностью».
«Преимущества трезвой жизни стали для всех настолько очевидны, что Государственная дума
III созыва под председательством М. В. Родзянко сочла возможным принять государственный бюджет на 1915 год, полностью исключающий поступления в казну от реализации винноводочных изделий. Эта торговля приносила 675 миллионов рублей в год и составляла треть государственного бюджета того времени. Проявляя заботу о народе, государство нашло в себе мужество отказаться от этих «пьяных» денег».
В рамках форума на второй день работала секция «Актуальные проблемы социального служения Церкви». Она проводилась по программе XI Дальневосточных образовательных чтений памяти святых Кирилла и Мефодия в стенах медицинского университета.
Участие в работе секции приняли около сотни человек, в их числе духовенство и прихожане ряда храмов Владивостокской епархии, представители общественных организаций, молодежных объединений, волонтерского корпуса ВГМУ.
В ходе работы секции представители нескольких приходов Владивостокской епархии поделились опытом оказания адресной помощи лицам без определённого места жительства, рассказали о том, какую социальную работу им удалось наладить в больницах, детских домах и домах малютки. Роль общественных организаций в поддержке многодетных, малообеспеченных семей раскрыла президент благотворительного фонда «Мама» Н. Изотова. Руководитель организации «За жизнь и защиту семейных ценностей» Д. Иванов выступил с инициативой создания Общества Православных предпринимателей. Наиболее важные предложения отражены в итоговой резолюции форума.
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- Патриарх - молодежи: «Господь действует в жизни каждого из нас»
- Скорая гуманитарная помощь
- Почему на иконе Воскресения Христова изображают под ногами Спасителя сломанные двери?
- Нахимовцы приходят в храм
- В Духовном центре готовятся к встрече абитуриентов
- Доброе слово для спасительной вести
- Приморские учителя прошли по Канавке Богородицы в Дивеево
- Архиерейская поездка по приходам Хасанского района
- Полет свободный... Служба в небе и на земле
- Бог или медицина? Кто сегодня дарует исцеление?
- Во главе островного братства
- Грани человеческого подвига
- Экология праздника
- «Успенский лекторий» — в домашней атмосфере
- Доступное добро: пригласить ребенка в гости
- Участвуйте в делах общины
- Возрождать добрые традиции в сфере образования
- С доверием и любовью
- Благая весть длиною в жизнь
- «Основы светской этики» или «Основы православной культуры»?