Статьи

На решающем рубеже

09.06.2008

Образовательные чтения. Владивосток. Фото Владимира БеликоваЗакончились Дальневосточные образовательные чтения 2008 года. В этот раз форум был еще более представителен, чем в предыдущем, и по числу направлений, и по масштабу охватываемых тем. В ряде секций разгорелись жаркие дискуссии. Отрадно видеть, что такая тенденция к возрастанию уровня сохраняется на протяжении нескольких лет, свидетельствуя о положительном росте.Несколько необычен был на этот раз формат чтений: разбивка на направления, внутри которых уже заседали секции. Может быть, поэтому первоначально возникали вопросы у некоторых участников. Тем не менее форум состоялся и прошел достаточно успешно.

Как всегда, порадовали гости чтений. Их доклады оживили и пленар, и секционные заседания. Профессор из Санкт-Петербурга М.В. Захарченко привела статистические данные, характеризующие ситуацию вокруг курса ОПК. Так, по данным различных структур, которые занимаются исследованием в социальных сферах, 96 % населения страны позитивно воспринимают православие.

Затронув мировоззренческие аспекты, Марина Владимировна провела сравнительный анализ «эгоцивилизации» Запада, основанной на культе потребления и мыслящей себя исключительно в рамках земного существования, и «пасхальной» цивилизации, основанной на культуре православия, утверждающей победу жизни над смертью.

Образовательные чтения. Фото Владимира БеликоваВ этом же ключе она коснулась новых образовательных стандартов, в рамках которых ведется активный диалог между государством, академическими кругами и православной церковью. Предметом обсуждения здесь является вопрос формирования личности, которая, несомненно, должна возрастать в традиционной православной культуре.

Кстати, секция общего среднего и дополнительного образования усматривает определенную опасность в новых подходах к образованию, базирующихся на ценностях западной цивилизации, в частности на культивировании успешности. По результатам заседания вынесено решение рекомендовать направить письмо в Министерство образования с предложением включить в новые образовательные стандарты положение о культурологической и исторической преемственности ценностей, закладываемых в личность.

Несомненным украшением форума явились выступления профессора МДА М. М. Дунаева. Литература, по его мнению, помогает человеку определиться в бушующем «житейском море» и направляет личность к евангельским истинам, во всей полноте содержащимся в православном вероучении. «Православие, — отметил профессор, — тот «соляной раствор», который пропитывает собой всю русскую культуру, а Евангелие — верный «компас» в жизненном пути человека».

В этом году организаторы впервые рискнули выделить богословскую тематику в отдельную конференцию. До этого на вузовской секции встречались представители разных гуманитарных отраслей, но в последние годы такая форма стала затруднять дискуссии. Как сообщает А.В. Здор, зам. заведующего кафедрой теологии и религиоведения ДВГУ, «все время приходилось упрощать доклады, чтобы они стали понятными коллегам из других направлений науки. Поэтому было решено структурировать конференцию по трем направлениям, и надо сказать, что это было удачным решением». Сепарация коснулась и молодежной конференции: студенты выступали отдельно от школьников.

На круглом столе по проблемам духовно-нравственного воспитания игумен Никита (Зеленюк) озвучил проблему информационной недостаточности. Информационный центр, по его мнению, должен активнее информировать о проводимых мероприятиях. Проповеди в церкви должны быть понятны. Для этого не стоит ограничиваться пересказом отрывка Священного Писания, но нести живое слово благовестия. О духовной жизни молодежь должна узнавать в первую очередь от своих сверстников, которым нужно учиться говорить о вере. В общем, диалог состоялся, далее предстоит серьезная работа. Уже в июле планируется провести семинар для молодежи на базе БПС и гимназии, а в августе — общекраевой съезд православной молодежи. «Если мы не можем осилить сразу целую милю, — сказал батюшка, — надо двигаться к цели хотя бы по метру».

Чтения 2008О том, какое место в пространстве метакультурного диалога должна занимать Россия, говорили в Синем зале музея им. Арсеньева. Руководитель заседания С. Е. Ячин, декан факультета культурной антропологии ДВГТУ, высказал озабоченность ситуацией, которая складывается с изучением русского языка и русской культуры. Основные ценности сосредоточены вокруг православия, в лоне православного понимания этики личности. Однако нельзя отбрасывать достижения других культур, их нужно использовать — в этом, собственно, и заключается идея метакультуры. В этой связи поднимался вопрос о продвижении здесь восточных языков, поскольку мы живем в АТР. Сходная мысль прозвучала в этом зале и на следующий день на круглом столе по традиционной русской культуре под председательством директора Института русского языка и литературы В.И. Шестопаловой «Взаимодействие культур — это мост с двусторонним движением — нам нужно изучать восточные языки». С другой стороны, не пора ли вводить курс ОПК для иностранных студентов, обучающихся в России? «Невозможно объяснить иностранцу, почему русские такие, если не обратиться к этике православия». Разгорелась дискуссия, в ходе которой возник еще один вопрос: какую аудиторию можно назвать иноязычной? Нередко сами носители языка несут другую, иную культуру, отличную от русской.

Проблемы социального служения Церкви обсуждали в краевой клинической больнице. Почти в каждом выступлении звучала тревожная мысль об ухудшении демографической ситуации в Отечестве и уходе от традиционных семейных ценностей.

Озвучен опыт работы общественных организаций, ведущих свою деятельность в социальной сфере. Это и общество православных врачей, и центр защиты материнства «Колыбель», и душепопечительский центр реабилитации нарко- и алкоголезависимых, и сестричества милосердия. Отрадно видеть, что в этом году работой секции заинтересовалась молодежь. Так, среди выступающих были представители студенчества медицинского университета и ДВГУ.

Тем не менее, обращает на себя внимание ограниченное представительство в работе секции приходов епархии. Руководитель секции протоиерей Александр Талько отметил, что социальная работа ведется на приходах стихийно-пассивно: если и решаются какие-либо дела, то по мере обращения людей. Большинство священников на приходах к активной социальной работе не расположены: или отводят незначительное место и время на это, или считают откровенно, что социальные проблемы — это проблемы государства. А ведь лучший способ миссионерства — именно социальное служение Церкви.

По результатам заседания секции решено рекомендовать оргкомитету обратиться с призывом от чтений к клирикам и прихожанам епархии о важности активизации социального служения, правящему архиерею обязать благочинных взять под особый контроль социальное служение на приходах и определить им в обязанность представлять опыт работы по социальному служению в своем благочинии на чтениях.

Живой разговор о катехизации и миссионерской деятельности на приходах состоялся и в зале духовно-просветительского центра храма Казанской иконы Божией Матери. Высказана мысль о создании совета директоров воскресных школ и необходимости продолжать проведение катехизаторских семинаров.

«Учитель не транслокатор знаний, а проводник мировоззрения», — констатировали педагоги, обсуждая содержание общего среднего и дополнительного образования в актовом зале ПИППКРО. К такому заявлению сподвиг учительский опыт. Нынешние шестиклассники в сочинении на тему «Если бы я был волшебником» показали свое потребительское отношение к жизни: жажда денег, богатства, славы, материальных ценностей — никто не хотел быть космонавтом или строителем. Кстати, приехавший на чтения наместник Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря из п. Горные Ключи привел аналогичные примеры из жизни школьников. На вопрос «Кем бы вы хотели стать?» ученики 90-х годов отвечали «хотим быть банкирами и бизнесменами», современные же выпускники желали бы видеть себя просто «отдыхающими». Поразительная регрессия. Общество получает деформированное поколение.

Из позитивных моментов отмечен положительный опыт введения программы «Проект-барьер». В результате работы и проведенных экспертиз программы по демографическому сдерживанию, такие как «Стиль-2000», провести сейчас в школу практически невозможно. Продолжается координация усилий родителей. Вручена грамота родительскому движению.

Очень активно проходила библиотечная секция. Ее работа предварялась поездками по Приморью с книжными выставками. В рамках направления состоялся круглый стол «Современная информационная война как средство разрушения структуры социума», на котором говорилось о манипуляции сознанием людей. Приморский поэт Б. Лапузин поднял тему ненормативной лексики, в т. ч. на театральной сцене. Сегодня важно содействовать движению за чистоту русского языка, вплоть до введения денежных штрафов за сквернословие в общественных местах (как это делается, например, во Франции).

Впервые высказана удовлетворенность работой по патриотическому направлению. «Выступающие из офицерского состава флота затронули проблемы воспитания», — отметил руководитель отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Виктор Жильцов на заключительном заседании. Возникла горячая дискуссия с представителями образовательного корпуса. Вооруженные силы — закрытый институт, где доминирует давление вертикали власти. Идеологические основы армии еще на пути к христианской нравственности. Поэтому поступило предложение организовать встречу архиепископа Вениамина с руководством воспитательных структур и, исходя из потребностей, допустить в части журналы православной тематики. Также предложено ввести курсы ОПК для педагогов ТОВМИ.

При подведении итогов многодневной работы отмечен высокий организационный уровень сравнительно с центральными регионами. Выступая на заключительном заседании, М. В. Захарченко сказала: «Я почувствовала единство нашей России. Вы смогли раскачать такой огромный организационный механизм и дошли до самой глубины. Однако в нас жив лейтмотив советского сознания: «Мы никому не нужны». Чтобы уйти от этого, должен произойти поворот в сознании общества. Мультикультурный ареал — решающий рубеж, где мы должны давать сражение. Нам не хватает позитивной аскетики: умение делать благо, уклоняясь от зла. Думаю, все у вас получится».

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх