Статьи

Святейший Патриарх Кирилл: создание новых епархий поможет вернуться к первоначальному церковному устройству

31.08.2011

Из слова на торжествах, посвященных 20-летию возрождения Новоспасского ставропигиального монастыря 21 августа 2011 г.

В глубочайшей древности каждый приход, каждая община была местной церковью, потому что в общине председательствовал епископ. Сколько было общин, столько было и местных церквей. Это потом, когда количество общин стало увеличиваться, появилась необходимость рукополагать пресвитеров, то есть старейшин, и передавать им епископские полномочия по председательствованию в евхаристических общинах; и мало­помалу пресвитеров стало больше, чем епископов. Епископы стали возглавлять округа, включающие ряд общин, но первоначальная апостольская традиция все же сохранялась, и в древности епархии были очень небольшими. Они объединялись вокруг епископа главного города, которого стали называть митрополитом, — вот так и функционировала Вселенская Церковь.

Несколько позже возникли Патриархаты — когда появилась необходимость объединить многие митрополии, с тем чтобы на значительной территории достичь большей координации действий, лучше организовать церковную жизнь. Такая структура во многих Поместных Церквах сохраняется до сих пор.

Как мы знаем, Русская Церковь до обретения автокефалии была митрополией Константинопольского Патриархата, причем одной из последних митрополий, хотя по размерам была больше, чем весь Константинопольский Патриархат. Когда же Русская митрополия стала автокефальной, ее административное деление сохранилось. У нас не появилось митрополий, подобных тем, что были на Востоке; и деление на епархии было очень крупным. Очень часто священник видел своего архиерея только, когда тот его рукополагал, потому что расстояния были огромные, — ни епископ не мог посетить храмы, ни священник не мог приехать к владыке. И когда в 1917 году начался Поместный Собор Русской Православной Церкви и был избран Патриарх Тихон, то одной из первых задач, поставленных перед Церковью, стало увеличение количества епархий и создание митрополий. Несомненно, со временем так бы и произошло. Следует отметить, что после 1927 года, когда удалось если не нормализовать положение Церкви, то хотя бы формально легализовать церковное управление, заместитель Патриаршего местоблюстителя, фактический глава нашей Церкви митрополит Сергий (Старгородский) рукоположил такое большое количество архиереев, какого не было даже до революции, и это было не следствием личного волеизъявления владыки Сергия, а осуществлением решений Поместного Собора. Но мы знаем, что затем случилось: Церковь наша была практически ликвидирована, позднее последовали трудные годы восстановления.

И вот сегодня мы снова обращаемся к этим мудрым решениям Поместного Собора 1917­1918 года — не для того чтобы ослабить власть архиерея, не для того чтобы ограничить его материальные возможности, а для того чтобы вернуться к первоначальному церковному устройству, которое давало архиерею возможность быть действительно близким к своему духовенству и к своему народу. А что значит близким? Это значит, что архиерей должен знать всех своих священников, он должен знать, чем они дышат, какое у них настроение, какое у них положение в семье, какое у них образование. Он должен точно знать, что происходит в каждом приходе: есть ли там какое­то развитие или нет, служит ли священник ревностно, восстанавливаются храмы или нет, собирается молодежь или нет, совершаются дела благотворительности или нет, издаются приходские издания или нет — каждый архиерей должен всё это знать и видеть.

Священник сегодня не может сделать многое из того, что мы должны делать, — в том числе в области образования, культуры, взаимодействия с общественными организациями, сбора материальных средств. Всем этим должны заниматься верующие, благочестивые миряне с активной жизненной позицией, в том числе с высоким общественным положением. И только тогда мы справимся с задачами, которые стоят перед народом нашим, перед страной нашей, только тогда мы возбудим нравственное чувство и чувство национального самосознания, когда перед нами будут стоять высокие цели и высокие задачи.

Для этого нужно и то, что мы называем, может быть, неправильно, разделением епархий — точнее было бы говорить о создании новых епархий. Конечно, мы будем идти по пути создания митрополий — с тем чтобы достигать большей координации в деятельности епархий, работающих в одном регионе. Этим вопросом займется Межсоборное присутствие, и я очень надеюсь, что в обозримом будущем будут подготовлены соответствующие документы, на основании которых мы сможем организовать церковную жизнь так, как этого требует жизнь и как предполагали святитель и исповедник Тихон, Патриарх Всероссийский, с сонмом новомучеников и исповедников.

Важно отметить, что сегодня у нас уже целый список заявок от правящих архиереев о создании на территории их регионов новых епархий. Но мы не спешим, ведь важно не просто епархию учредить — нужно в первую очередь подыскать кандидатов, достойных того, чтобы совершать епископское служение, особенно на территории новых епархий. Поэтому решения Патриарха и Синода будут взвешенными — все они будут основываться на широких консультациях и направлены на то, чтобы укрепить церковную жизнь, чтобы значительно увеличить количество православных приходов в Российской Федерации, и не только. Речь идет о значительном количественном росте, потому что о какой реальной пастырской работе можно говорить, когда сегодня в среднем по нашей Церкви на один приход приходится более 11 тысяч человек — имеются в виду крещеные, православные люди?

Надеюсь, мы сможем осуществить задуманное, а результатом станет воцерковление нашего народа, укрепление веры, преодоление того рабства бесам, о котором мы уже говорили. Дай Бог нам как народу и каждому как личности очищаться от всякой скверны плоти и духа. Ради этого и служит, ради этого и трудится Русская Православная Церковь.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх