Статьи
Как определить ребенка в воскресную школу?
28.02.2011
Все чаще и чаще на страницах газет и журналов стали появляться публикации с размышлениями о жизни церковно-приходских, или, как их у нас принято называть, воскресных школ. Разговоры об этом ведутся на самом высоком уровне. В отделе образования Московской Патриархии разработано даже специальное Положение. О том, что собой представляют воскресные школы, как устроить туда ребенка, и о многом другом наш корреспондент беседует со специалистом отдела образования Владивостокской епархии Татьяной Ивановной Гочаровой и преподавателем епархиальной воскресной школы Мариной Ивановной Нефедьевой.
— Скажите, пожалуйста, для чего родители стремятся определить детей в воскресную школу?
М. И.Нефедьева:
— Во‑первых, когда речь идет об определении детей в воскресную школу, постановка вопроса должна звучать таким образом: есть ли желание воцерковиться?. Если такое желание возникает, то семья приходит в храм, и начинается процесс вхождения в Церковь. Для ребенка, оказавшегося в храме, сама служба на первых порах сложна. У него существует любопытство к внешней стороне — для чего это нужно, зачем и т. д. И воскресные школы как раз для этого и предназначены — они помогают ребенку узнать о церковной жизни. Тут главное — не получение знаний, слава Богу, сейчас много литературы выпускается. Важен процесс воспитания детей в церковной среде. И этот воспитательный процесс вместе с обучением и приобретением навыков церковной жизни ребенком и происходит в воскресной школе. Здесь дети находят ту среду, которой нет в мирских школах. Ребята общаются между собой, и для них церковная жизнь становится естественной. Хотя для взрослых это порой трудно и сложно. Более того, когда ребенок получает навыки церковной жизни, он помогает родителям включиться в этот процесс. И не только в богослужения, но и в социальную жизнь прихода. Подвигает родителей приходить на катехизаторские курсы.
Второй очень важный момент. Бывает, родители отдают ребенка в воскресную школу только для того, чтобы он не попал в плохую среду. То есть я буду где-то там работать, вести свою жизнь, а ребенок пусть будет при храме. Так не получится. Ничего из этого не выйдет. В таком случае у ребенка будет внутренний конфликт. Он всегда копирует родителей. В воскресной школе он видит церковную жизнь, а дома ее нет. В этом случае ребенку очень сложно. Получается, что он тянет и ведет за собой родителей, а не наоборот. По возрастной иерархии должен все-таки взрослый помогать детям на этом пути. Из опыта работы скажу, что через несколько занятий с детьми становится видно: какая семья полная, какая — нет, есть ли проблемы и т. д. И что нужно делать с ребенком, чтобы ему помочь.
— Какие еще важные моменты вы можете выделить в работе воскресной школы?
М. И. Нефедьева:
— Очень важна летняя работа в лагерях, когда дети по нескольку дней живут вместе и получают богатейший опыт церковной жизни. С утренним и вечерним правилом, посещением богослужений, каждодневным общением с батюшкой. В лагерях для педагогов и священников есть возможность работы с родителями. У нас есть примеры, когда таким образом семьи восстанавливались.
— А как попасть в воскресную школу?
М. И.Нефедьева:
— Попасть в воскресную школу просто. Сначала выбирается храм, в который вы желаете или собираетесь ходить. Затем обращаетесь к батюшке и берете благословение на обучение. Дальше ребенок определяется в школу, и начинается процесс совместного воцерковления: взрослого и ребенка.
Т. И. Гончарова:
— К сожалению, не при каждом приходе существует воскресная школа. Кроме того, в каждой школе есть свои особенности. Какие-то специализируются на обучении маленьких детей, какие-то учат ребятишек постарше. Везде разный режим. И здесь родители должны сделать свой выбор. Заранее узнать обо всем, навести справки.
Воцерковленные родители должны обращаться к наставникам, к батюшке с просьбой организовать на приходе воскресную школу, если таковой нет и если для этого имеется возможность.
— Не могли бы вы поделиться особенностями обучения ребятишек?
Т. И.Гончарова:
— Существуют программы обучения (годичный круг, посезонный), список предметов. Но у всех большие проблемы со временем, поскольку для работы с детьми есть только суббота и воскресенье или только воскресенье. Всего несколько часов в неделю. Очень важны также внеурочные мероприятия, такие как рисование, лепка, пение. В некоторых школах такие виды занятий являются главными. Воскресная школа дает возможность ребенку развиться в разных областях.
М. И.Нефедьева:
— Есть в году два больших праздника — это Рождество Христово и Пасха, к которым обязательно проводит подготовку вся школа. С детьми готовятся концерты или утренники, чтобы поделиться праздничной радостью с окружающим миром. Школа в эти дни посещает больницы, пансионаты, дома престарелых. Это тоже важная сотавляющая воспитательного процесса.
Воскресные школы Владивостокской епархии (список в сокращении):
— Епархиальная воскресная школа;
— Свято-Никольский кафедральный собор;
— Приход храма иконы Казанской Божией Матери г. Владивостока;
— Приход свт. Николая Чудотворца г. Владивостока (ВБТРФ);
— Православная гимназия г. Владивостока;
— Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Уссурийска;
— Свято-Никольский храм г. Уссурийска;
— Приход храма св. прп. Серафима Саровского г. Уссурийска;
— Приход храма Преображения Господня г. Спасска-Дальнего;
— Приход храма Рождества Христова п. Славянка;
— Приход храма Рождества Христова г. Находки;
— Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Владивостока.
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- Патриарх - молодежи: «Господь действует в жизни каждого из нас»
- Скорая гуманитарная помощь
- Почему на иконе Воскресения Христова изображают под ногами Спасителя сломанные двери?
- Нахимовцы приходят в храм
- В Духовном центре готовятся к встрече абитуриентов
- Доброе слово для спасительной вести
- Приморские учителя прошли по Канавке Богородицы в Дивеево
- Архиерейская поездка по приходам Хасанского района
- Полет свободный... Служба в небе и на земле
- Бог или медицина? Кто сегодня дарует исцеление?
- Во главе островного братства
- Грани человеческого подвига
- Экология праздника
- «Успенский лекторий» — в домашней атмосфере
- Доступное добро: пригласить ребенка в гости
- Участвуйте в делах общины
- Возрождать добрые традиции в сфере образования
- С доверием и любовью
- Благая весть длиною в жизнь
- «Основы светской этики» или «Основы православной культуры»?