Миссионерское обозрение

Сектантство: вызов Церкви

06.10.2016

По приглашению Приморской митрополии известный сектовед А. Л. Дворкин выступил с лекциями во Владивостоке и рассказал, как Церковь противостоит сектантам — с первых веков христианства и до наших дней.
Во время поездки, проходившей в сентябре этого года, А. Л. Дворкин встречался с архиереями Приморской митрополии, посетил храмы краевой столицы, выступал в эфире Приморского радио, провел ряд встреч с жителями города, студентами учебных заведений, стал участником Дальневосточного молодежного форума. Аудитория, независимо от состава, неизменно проявляла к выступлениями Александра Леонидовича интерес, каждая встреча растягивалась на полтора, а где и на два часа, вопросы не прекращались, задавались с накалом, с эмоциями…  Александр Леонидович подчеркивал, что сегодня проблема сект актуальна как никогда, и уже не сводится к одним лишь теологическим разногласиям. Зачастую сектантство переплетается с терроризмом! Влияние ряда сект приобретает откровенно агрессивные формы. Поэтому усилия Церкви по противодействию деструктивному влиянию сект сегодня активно поддерживаются и общественностью, и представителями власти: созываются конференции, круглые столы, принимаются меры… Поэтому вполне логичным можно считать предложение, прозвучавшее на одной из встреч с А. Л. Дворкиным: «Разве нельзя все секты — взять и запретить? Неужели сегодня, со всеми достижениями современной цивилизации, наработками в правовом поле, общество всё еще не в состоянии справиться с какими-то горстками сектантов?».
 
ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА
— Всё дело в том, что как раз в современном обществе проблема сектантства оказалась взаимосвязана с целым комплексом юридических вопросов, разрешать которые порой совсем непросто, — размышляет по этому поводу А. Л. Дворкин, несколько десятилетий специализирующийся на сектантской проблематике и оказывающий помощь жертвам деструктивных сект.
Кстати, во время визита в Приморье Александр Леонидович с энтузиазмом принял предложение встретиться с курсантами Дальневосточного Юридического института МВД России. Именитого лектора им представил иерей Димитрий Брызгалов, курирующий во Владивостокской епархии взаимодействие с правоохранительными органами. Священник вспоминает: «На первый взгляд, разбираться с сектами должны, скорее, теологи, а не студенты-юристы… Но, как оказалось, именно в юридической сфере проблема сектантства вызывает целый ряд вопросов, их А. Л. Дворкину и смогли задать приморские курсанты — будущие юристы и служащие полиции».
— Думаю, проблема сект вызвала в юридическом институте такой интерес, прежде всего, в силу того, что мало кто из юристов-профессионалов вообще специализируется на вопросах религиозного и около-религиозного законодательства! Сегодня это достаточно свободная ниша, в которой многие молодые специалисты могли бы реализоваться, — отмечает А. Л. Дворкин.
Формируется и стойкая потребность российского общества в такой специализированной помощи. Ведь у нас в стране знанием законодательства в отношении сект мало кто из граждан может похвастаться, поскольку для многих тема с юридической точки зрения новая, вероятно, до сих пор сказываются последствия советского атеистического периода…
 
ЛОЖНЫЕ ДОВОДЫ
В Казанском храме Владивостока Александра Леонидовича участникам встречи, посвященной проблеме сектантства, представил епископ Иннокентий, викарий епархии. Эту общегородскую встречу посетили около двухсот человек — благочинные, настоятели и клир храмов, руководители и специалисты отделов Владивостокской и Находкинской епархий; преподаватели и студенты кафедры теологии ДВФУ и Духовного центра подготовки церковных специалистов. За два с половиной часа Александр Леонидович успел раскрыть важные аспекты, связанные с проблемой сектантства, его историей и современными особенностями, и ответил на десятки вопросов, в которых попытался пояснить, почему же сектантство не удается изжить уже две тысячи лет?
— Сектантство — это сложный вопрос на стыке истории, теологии, психологии и массы других сфер и дисциплин, вот почему его не удается разрешить сразу и просто… Часто своей логикой сектанты могут поставить представителей традиционных конфессий в тупик. Люди теряются, не знают: что ответить, как вести дискуссию? Сектанты же к подобным спорам тщательно готовятся, вооружаются даже цитатами из Священного Писания, якобы подтверждающими их сомнительные доводы. Православным сектанты могут ставить в укор, мол: вы ссылаетесь на Священное Предание, которого никто в глаза не видел, а Иисус обличал предания старцев, их фарисейство, значит, и вы, православные, — фарисеи… Православный человек все эти нюансы чувствует сердцем, но зачастую не в силах сразу их внятно объяснить. Даже семинаристы наши православные меня периодически спрашивают: а почему бы Священное Предание нашей Церкви не издать отдельным фолиантом? Как было бы удобно — полистал толстую книгу, и нашел ответы на все вопросы… Между тем смущаться тут совершенно нечему, более того, Предание, что естественно, — первичнее Евангельских текстов! На Священное Предание уже ссылались в своих посланиях апостолы: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес. 2:15); «Хвалю вас, братия, что вы всё мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор. 11:2). Господь наш Иисус Христос лично не писал Евангельских текстов. В день Святой Пятидесятницы Он основал Церковь, и она существовала первые десятилетия, основываясь исключительно на Предании, потому что ни одно из Евангелий попросту еще не было написано! При этом для раннего периода Церкви было характерно настолько мощное молитвенное горение, которого нам сегодня, увы, едва ли можно достичь, даже с учетом всей духовной литературы…
 
НЕОЯЗЫЧЕСТВО
— Нативизм или, если использовать более узкий термин, «родноверие» — это новое сектантское движение неоязыческого толка с отсылкой к славянским дохристианским обрядам и верованиям, опасное тем, что его адепты разыгрывают «патриотическую карту». Якобы язычество для русского человека — родное, а Православие  было навязано извне «хитрыми» греками и евреями… Это очередной сфабрикованный аргумент, характерный для сектантов! На самом деле русский народ как единая общность сформировался именно с принятием Православия; до Крещения Руси на этих территориях проживали многочисленные разрозненные славянские племена — древляне, вятичи, кривичи и пр. С принятием Православия русский этнос превращается в государство-
образующий народ, формирует единое Российское государство.
 
СОВРЕМЕННЫЕ ЛОВУШКИ
— Жителям Тихоокеанского региона надо быть особенно внимательными, — подчеркивает А. Л. Дворкин. — Дальневосточники могут оказаться уязвимы к проискам сектантов, поскольку проживают в регионе, для которого характерна постоянная миграция и недостаточно крепкая привязка к своим корням.
Другим фактором риска становятся современные средства коммуникации — интернет и соцсети, через них, по оценкам исследователей, и происходит теперь значительная часть сектантской вербовки!
Наконец, секты сейчас могут создаваться не только на религиозной, но и на откровенно коммерческой основе.
— Признаки коммерческих сект под силу различить даже простому обывателю, — поясняет А. Л. Дворкин, — нужно просто повнимательнее приглядеться к тому, как подает себя та или иная фирма, что она рекламирует? Главная цель обычного коммерческого предприятия — продать товар. Секты же — «продают» самих себя, свой имидж, способ жизни.
Принципы схожи: людей затягивают во всевозможные корпоративные сети, промывают мозги, обещают золотые горы — не в иносказательном духовном плане, а уже в буквальном, — в итоге люди подсаживаются на постоянные «тренинги», «семинары» по улучшению своих деловых качеств, тратят последние сбережения, а заканчивается всё как обычно — сломанными судьбами, разбитыми семьями, потерянным имуществом.
 
Александр Леонидович ДВОРКИН (родился в 1955 году в Москве) — историк, богослов, эксперт по проблемам экспансии новых религиозных движений в России; зав. кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ, г. Москва). В 1980 году окончил Нью-Йоркский университет со степенью бакалавра по специальности «русская литература» и продолжил образование в Свято-Владимирской православной духовной академии. С 1993-го возглавляет Информационно-консультационный центр (с 2003-го — Центр религиоведческих исследований) им. сщмч. Иринея Лионского. Центр входит в Европейскую федерацию центров по изучению деструктивного сектантства (FECRIS).
 
 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх