Газета Благовест   №3 (242) / Миссионерское обозрение



 
След.материал »

[13.04.117]

Под видом поиска счастья можно оказаться в секте

Предупреждение: в Приморье пытается развернуть деятельность новый гуру

Псевдоиндуистская секта «Искусство жизни» (ИЖ) 
 
Основатель группы — «Его Божественная милость» Шри Шри Рави Шанкар. Даже сами инструкторы, проработавшие в ИЖ не один год, не знают его подробной биографии — эта информация закрыта. Существует так называемая официальная биография, которая содержит типичный для жизнеописаний неогуру набор штампов и сводится к следующему: Рави Шанкар родился в Бангалоре и с самого рождения был необыкновенным ребенком. Он пребывал в глубоких медитациях, будучи еще совсем маленьким, в четыре года наизусть цитировал «Бхагавадгиту» и к 17 годам изучил не только духовную мудрость индийской религии и философии, но и получил классическое европейское образование. 
В 1982 году он, выйдя из 10-дневного молчания, предложил человечеству «чудесный подарок» — сударшен крию (дыхательную практику), которая быстро завоевала широкое признание. Сударшен крия, по мнению последователей ИЖ, является плодом не человеческого творчества, а Божественного откровения. В 1982 году он основал ИЖ, «для того, чтобы дать людям возможность духовного и физического здоровья, самосовершенствования и расширения осознанности». Рекламная и маркетинговая позиция ИЖ строится на отрицании всякой религиозной природы своего учения или практики. Методы ИЖ выдаются за абсолютно научные, их будто бы изучают в ряде университетов на западе, например, в Германии (правда, точного места, где проводятся исследования, вы в материалах не найдете).
Однако религиозный характер учения ИЖ подтверждается наличием концепции Бога, в основном соответствующей идеям неоведанты; наличием вытекающей из теологии монизма идеи отсутствия индивидуальной личности человека; наличием учения о предсуществовании и переселении душ; наличием учения о спасении как избавлении от кармы; наличием религиозной практики (поклонение гуру Шри Шри Рави Шанкару).
На базовом курсе практикуется групповое чтение или пение мантр. Все мантры имеют однозначно религиозное значение. В учении ИЖ огромное значение имеет поклонение демонической супруге бога Шивы — богине Кали: «Лучшее, что можно сделать, — это сдаться Матери Кали и любить Мать Кали. Итак, Кали — Мать, дарящая знание». Почитание Кали, наряду с использованием шиваистских мантр, редуцированной тантрической крия-йоги, свойственной шиваизму веданты недвойственности, позволяет отнести группу к неоиндуистским сектам, созданным на основе тантрического шиваизма.
Также в практике ИЖ присутствуют психологические методики погружения в трансовое состояние, такие как: гипервентиляция — сударшен крия, заключающаяся в глубоком дыхании, перемежающемся паузами остановки дыхания в соответствии с ритмом, задаваемом записью голоса гуру. У человека развиваются психотические эпизоды, состояния спутанного сознания, во многом являющиеся результатом плацебо-эффекта (внушенных ожиданий); элементы гипнотического внушения, которые можно заметить на магнитофонных записях лекций (периодическое повторение ключевых (внушаемых) слов на фоне общего монотонного монолога в стиле нейролингвистического программирования, проигрывание трансовой музыки, использование методик погружения в гипнотическое состояние); медитации, необходимые для слушателя каждый день, в сочетании с сударшен крией. Используется метод многократного повторения мантры, которая была дана на курсе Сахадж Самадхи. По сути, речь идет о самостоятельном — или под руководством и по команде инструктора на курсе — погружении в гипнотическое состояние. В результате происходит ослабление контрольных функций сознания, возрастает внушаемость и самовнушаемость, появляются различные неуправляемые фантазии, психотические переживания; групповые трансовые практики — долгое совместное пение мантр, практика молчания на продолженном курсе в ашраме, прослушивание медитативной музыки, совместные религиозные поклонения.
Говоря о внутренней организации ИЖ, можно заметить, что она состоит как минимум из двух кругов. Первый круг — это периодически проходящие те или иные курсы и платящие деньги слушатели, не имеющие понятия об истинном учении и практике ИЖ. Это те самые «бизнесмены, домохозяйки, президенты, дворники», ради которых и создается рекламная позиция ИЖ, заключающаяся в нехитрых заклинаниях типа: «Нет проблем: совершайте крию каждый день по 10-15 минут, и вы обретете здоровье, успех в бизнесе, личное счастье». Второй круг — это люди, продолжающие практиковать, проходящие продолженный и инструкторский курсы, воспринимающие ИЖ как религиозное течение, совершающие сознательное религиозное поклонение гуру, работающие в ИЖ профессионально или время от времени.
Сейчас ИЖ разворачивает активную деятельность в России. К сожалению, деятельность эта проходит мимо внимания соответствующих органов. Учение и культовая практика ИЖ несовместима с большинством мировых религий. Поэтому каждый человек, приходящий на занятия ИЖ, должен понимать, что он не только подвергает опасности свое психическое здоровье, но и совершает значимый религиозный выбор. И, наконец, в материалах ИЖ не рекомендуется использование символа креста. Такая нелюбовь к кресту интересно характеризует те духовные силы, которые стоят за ИЖ».
По материалам сайта: Iriney.ru

След.материал »

Версия для печати ++
Текущий раздел газеты "Благовест" >>
Текущий номер газеты "Благовест" >>
На главную страницу сайта Владивостокской епархии >>
 
  • "Приморский Благовест". Все номера >>
     
    "Приморский Благовест"
    Статьи из раздела "Миссионерское обозрение"

     

    Под видом поиска счастья можно оказаться в секте












    На главную >>