Миссионерское обозрение

Техника религиозной безопасности

14.11.2006

7 ОКТЯБРЯ В ГУМАНИТАРНОМ КОРПУСЕ ДВГУ СОСТОЯЛАСЬ ВСТРЕЧА ПРОФЕССОРА БОГОСЛОВИЯ ДИАКОНА АНДРЕЯ КУРАЕВА СО СТУДЕНТАМИ. СРЕДИ МНОГИХ ВОПРОСОВ ПРОЗВУЧАЛ И ТАКОЙ: "КАК НЕ ПОПАСТЬ В СЕКТУ?"

Как отличить подделки от подлинного Предания Церкви? Нередко сегодня православно-русскими традициями называются те языческие предрассудки, с которыми Церковь веками боролась. Богословие сегодня — это не отвлеченность и не предмет занятий узкого круга профессионалов. Богословие — это вопрос религиозной безопасности, вопрос просто личного выживания. Уверенность нынешнего россиянина в том, что любая дорога ведет к храму, что любая «духовность» — это благо, делает его беззащитным перед любым гуру, который подойдет к нему с каким бы то ни было «писанием» в руке. А значит, пора не просто заявлять о своей симпатии к «духовным сокровищам православия», но и приложить усилия к действительному ознакомлению с ними.

Правило первое.

Навсегда запомнить, что «духовность» — слово двуликое. Оно лишь указывает на вдохновенность как на источник получения знания или источник мотивации. Но оно не ручается за доброкачественность того, что именно сообщается человеку. Есть вдохновение добра. Есть вдохновение зла. И самое страшное: игры в переодевание — любимое занятие темной духовности. Высоцкий пел: «Не все то, что сверху — от Бога». Не все то, что говорит о духовности, ведет к Богу. Не все религиозные пути приводят к добру. И, значит, не очень стоит доверять тем дамам-теософиням, что с придыханием настаивают на равной духовной одаренности всех понаслышке известных им религиозных путей.

Правило второе.

Выберите и осознайте — во что вы верить не хотите и в какой религиозной традиции вы не желаете оказаться ни при каких обстоятельствах. Попробуйте сказать в своем сердце: «Если когда-нибудь мне понадобится обратиться к Богу и к вере, я хотел бы молиться как православный, но я не хотел бы стать членом таких-то сект».

Правило третье.

Всегда просите представиться своего собеседника. Просите более четко рассказать об истории его общины, понудите ясно высказать его отношение к православию. Так Вы защитите свою свободу выбора — ибо очень многие проповедники как раз желают, чтобы поначалу вы и не заметили, что вам предлагают выбор и отречение от традиционной веры вашего народа.

Правило четвертое.

Имейте в виду, что религиозная миссия часто прикрывается сугубо светскими наименованиями. Если вас приглашают на бесплатные курсы английского языка — почти наверняка окажется, что это очередная секта, которая просто собирается по- английски читать вам Библию (или книгу Мормона), потихонечку разъясняя, что жить вы должны так, как вам говорят на этих уроках.

Правило пятое.

Помните, что неожиданное радушие, выказываемое вам вашими новыми знакомыми, не всегда является проявлением искреннего благорасположения. вы интересуете сектантов не сами по себе; не то, что в вас есть сейчас, радует их. Зачастую это просто радость о новой добыче. Радушие и восторг, который они выказывают вам, зачастую выходят за разумные пределы. Но смысл у них один: привязать вас к себе, к новой общине, к новым знакомым.

Правило шестое.

При разговоре с проповедником старайтесь выяснить не только то, что есть общего у его веры с другими конфессиями, но и отличия. Они могут показаться Вам незначительными, на их незначительности может настаивать сам проповедник. Но в конце концов, если они так незначительны, - зачем же из-за них они отделились от всей Церкви? Помните пословицу: «Дьявол прячется в мелочах».

Правило седьмое.

Если аргументы вашего собеседника из неправославной общины показались вам убедительными - все же помедлите с принятием окончательного решения. Например, если вам говорят, что Библия запрещает писать иконы и молиться за усопших родителей, найдите священника или человека, осведомленного в основах православного богословия, или хотя бы соответствующую книгу и выслушайте аргументы стороны, обвиненной вашим новым знакомым.

Правило восьмое.

Не составляйте своего представления о той или иной конфессии только на основании анекдотов о недостоинстве ее служителей. Сравнивайте не грехи людей, а основы вероучений.

Правило девятое.

Не считайте разговор о вероучительных отличиях проявлением «религиозного фанатизма» или «нетерпимости». Не покажется же вам носителем тоталитарного сознания философ, разъясняющий, чем учение Канта отличается от философии Ницше!

Правило десятое.

Когда вам будут говорить, что учитель такой-то нашел путь к объединению всех религий, обратите внимание на то странное обстоятельство, что всякая проповедь унификации провоцирует прежде всего очередное размежевание. Помните, что любая такая инициатива, на самом деле, ставит целью вытащить вас из вашей привычной религиозной среды.

Правило одиннадцатое.

Признайте за каждой религиозной общиной право самой определять свои собственные границы. Если вы услышите, что Папа Римский объявил такое-то учение выходящим за рамки католичества - не считайте, будто вы лучше знаете католичество, чем Папа и не стремитесь его подправлять. Точно так же, если вы услышите, что православные богословы не согласны с каким-то учением Римского Папы — поверьте, что у них есть не менее объемлемое право определять, что согласно с православием, а что несовместимо с ним.

Правило двенадцатое.

Будьте просто трезвы. Не спутайте психическое воодушевление, естественное при больших собраниях, сопровождаемых громкой музыкой и энергичной речью, с таинством вхождения Христа в святыню человеческого сердца. Если вы попали на собрание сектантов, то хотя бы не выходите в ответ на их финальный призыв к сцене для принятия их «крещения». Ведь если вы поддадитесь эффекту толпы и в конце экзальтированной проповеди согласитесь стать членом сектантской общины, вы отлучите себя от Православной Церкви.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх