Интервью
Богу все возможно
27.10.2011
Закончился педагогический форум. В кулуарах шли разговоры о наболевшем. О путях и перспективах отечественного образования в свете новых стандартов.
И подводя некую черту под сказанное, мы попросили ответить на несколько вопросов гостя Чтений из первопрестольной кандидата исторических наук Ольгу Владимировну Розину.
- Ольга Владимировна, вы здесь впервые, во Владивостоке?
- Дело в том, что отец у меня был военный и в паспорте навсегда осталась отметка: «Приморский край, Шкотовский район, п. Смоляниново», где я и родилась. Но с учетом того, что родители выехали, когда мне был год с небольшим, то можно сказать, что в сознательном возрасте я здесь первый раз.
- Как вы оцениваете обстановку в области духовно-нравственного образования в Приморье?
- Я достаточно многу езжу по стране и могу сказать, что ваш район не самый сложный и не самый тяжелый. Есть гораздо более запущенные варианты.
У вас очень отзывчивые педагоги. Обратите внимание, они несколько лет подряд побеждают на всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя». А ведь это о чем-то свидетельствует. Наверное, о том, что уровень образования в Приморье достаточно хорош. Мне вообще понравился центр, где мы с вами находимся. Потому что таких лабораторий по России очень мало. По стране единицы. У вас (в ПКИППКРО) очень продумана и организована работа системы духовно-нравственного образования. Это не точечная работа, не опыт отдельных педагогов. Это именно система. Вы не гонитесь за численностью. И это хорошо. Есть регионы, где статистика стоит на первом месте, а руководители стремятся охватить как можно больше учителей курсами повышения квалификации и потом отчитаться в центр о том, что у нас тут охват чуть ли не 100 %. Я знакомилась с вашими документами, с системой послекурсовой работы с учителями, с участием в конкурсах детей и педагогов. И вижу, что работа идет. Где-то, может быть, районы не созрели еще. Но надо радоваться тому, что есть. Еще раз подчеркну, учителя очень отзывчивые – видно, что они хотят вести свою работу.
- Образовательный стандарт второго поколения. В чем разница с предыдущим и какие проблемы в нем заставляют обращать на себя пристальное внимание?
- Тут двоякая ситуация. В новом стандарте прописано, что в качестве федерального компонента вводится новая предметная область «основы духовно-нравственной культуры народов России». Она должна быть в каждом учебном заведении России уже с 2012 года. По идее, раз это предметная область, то и должна быть выстроена какая-то система предметов. К сожалению, пока этого ничего нет. Раньше все предметы, связанные с православием, давались либо в виде факультатива, либо в виде регионального компонента. Теперь региональные компоненты ликвидировали, а факультативы перестали проплачивать. В общем, сейчас идет тяжелая стадия становления. Есть опасность, что весь опыт, наработанный в течение последних 10-15 лет, может фактически оказаться невостребованным. Нужно пытаться сделать так, чтобы была преемственность в этом вопросе. С другой стороны хорошо, что теперь программа имеет государственное финансирование. Второй тяжелый момент – кадры. В стране нет педагогических вузов, где дается такая узкая специальность по преподаванию духовно-нравственных основ религиозных культур. Кроме того, существует проблема, которая упирается во внутреннее, духовное становление учителя. На что педагогу надо самому обращать пристальное внимание при помощи Церкви, при помощи таких, как ваш, центров.
Существует такая опасность: «авторы стандартов», а порой и администрация школ хотят, чтобы один и тот же учитель овладел всеми модулями: православная культура, мусульманская, буддистская. Школа мотивирует это тем, что нет финансов, нет возможностей, нет ставок. А если мы хотим воспитать патриотов и граждан нашего Отечества, то нам надо базироваться на какой-то одной культуре, в данном случае базовой – православной. Если есть дети мусульмане, то, пожалуйста – пусть они изучают свою культуру. Не может учитель православной культуры адекватно преподавать мусульманскую или буддискую культуру и наоборот. Это не решит задачу. Или тогда надо идти по другому пути, к чему и стремится Министерство образования – чтобы учитель нейтрально относился ко всем культурам. Но это тоже не решит воспитательных проблем, не сформирует нравственную личность. Все перечисленные проблемы и трудности нужно видеть, учитывать и пытаться как-то ситуацию переломить и направить ее в нужное русло.
- Вы верите в это?
- Богу все возможно. От нас зависит только то, чтобы мы служили и смогли отдать детям тот талант, который Господь дал каждому учителю.
- А с чем сейчас сталкивается учитель в школе? Каково его положение?
- Вы знаете, положение учителя сегодня тяжелое. Во-первых, учитель духовно-нравственной культуры очень часто кажется «белой вороной» среди «черных лебедей». Ему безмерно трудно в атеистическом коллективе. И хорошо, если директор нейтрально относится к духовно-нравственному воспитанию, а еще лучше - и поддерживает. Тут все дело в том, что далеко не каждый учитель осознал необходимость внутреннего духовного самостановления. Случается, очень часто под видом православной культуры подаются знания очень сомнительного характера. Я скажу, что учителя, которые преподают основы православной культуры – большие подвижники. Не все из них отмечены на конкурсах – у нас очень много талантливых педагогов, много подвижников по всей России.
Не везде еще налажен механизм взаимодействия светских структур и церковных. И здесь просто надо обязательно это вопрос ставить. Еще одна проблема – это проблема родителей. Именно от них зависит, какой путь или предмет они изберут для изучения ребенком. С ними тоже приходится работать учителю.
Бывает, что учитель ОПК просится на курсы повышения квалификации по этому предмету, а его не пускают. На другие курсы – пожалуйста – а на эти нет. Считают их второстепенными. Учитель духовно-нравственных дисциплин зачастую ощущает административный прессинг, недовольство коллектива, не всегда находит поддержку среди священства. Поэтому в таких условиях преподавание культурной традиции – подвиг, который человек совершает еже-
дневно. Необходимо поощрять таких учителей , награждать чем-то, отмечать. Я, конечно, понимаю, что наши педагоги трудятся не для земных наград. Но в то же время общественная поддержка нужна.
- В связи с переходом на новый стандарт с чем столкнутся учителя, уже преподающие духовно-нравственные предметы?
- Основные проблемы мы озвучили. Но есть еще один момент. По истечении нескольких лет учитель, если хочет повысить свой социальный статус, должен пройти государственную аттестацию, сделать какие-то работы и подать на повышение квалификации, что даст ему новое положение в коллективе. Существует документ, который называется «Перечень квалификационных характеристик». И в этом перечне нет квалификации «учитель православной культуры» или «педагог духовно-нравственного воспитания». И он может повысить свою квалификацию по той базовой специальности, которую он получал в вузе. Может быть, он давно уже не преподает этот предмет. И сейчас при переходе на федеральный компонент мы с такой проблемой столкнемся.
- Ольга Владимировна, спасибо вам за беседу.
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- Главное деяние собора — свидетельство о церковной полноте общения
- История России в формате мультимедиа
- Побеждать со смирением
- Олимпиада объединила 300 тысяч школьников
- Священник в общественной жизни: легко ли это?
- Как заинтересовать современного подростка посещать воскресную школу?
- Потянуться душой и мыслью к Святой Земле
- Приглашение в будущую жизнь
- В. Р. Легойда: «Московскому Патриарху дороги и русские, и украинцы»
- Священник Андрей Машанов: «Храм сначала должен быть вымолен на Небе...»
- Мы ответственны перед Богом за тех казаков, которых Он вверил нам окормлять…
- Митрополит Вениамин: «Наша идея — искание правды Божией на земле»