Интервью
Олимпиада объединила 300 тысяч школьников
14.06.2018Образование
Суперфинал олимпиады «Основы православной культуры» состоялся в Москве в конце апреля. Право участия в нем получили больше четырёх тысяч школьников — в том числе 8 человек из Приморья. Они получили льготы при поступлении в вузы России по профильному предмету или направлению высшего образования («История» или «Теология»). Нашу епархию на суперфинале представляли ученицы Православной гимназии г. Владивостока Ксения Процюк (10 класс) и Дарья Машанова (8 класс).
Рассказывает заместитель директора православной гимназии г. Владивостока по НМР Светлана Владимировна Суслова (сопровождала воспитанниц гимназии на конкурс):
— Программа суперфинала была насыщенной. Ребята и их наставники посетили Бутовский полигон – место массовых расстрелов в годы гонений. Поклонились мощам святителя Тихона в Донском монастыре, молились в храме Христа Спасителя. Огромное впечатление на всех произвело новое главное здание ПСТГУ в Лиховом переулке с великолепной Соборной палатой. Университет, кстати, и является организатором олимпиады. За это время ребята смогли пообщаться и подружиться!
— Что дало девочкам участие в суперфинале?
— Во-первых, это обучение. Свято-Тихоновский университет готовит все конкурсные задания не только с целью выяснить уровень знаний — они построены как обучающая программа. Сложно построена многоуровневая методическая система подготовки этих заданий. Конечно, заранее известна тема, список литературы, опираясь на которые можно ответить на все вопросы. Есть сборник заданий для подготовки. Даже если ты оказался на школьном туре олимпиады практически без подготовки — для школьника это возможность узнать много нового по предмету ОПК.
Пока школьники отвечали на задания суперфинала, учителей пригласили на семинар, в ходе которого рассматривались основные типы базовых заданий, методика составления заданий, особенности подготовки детей к работе с ними. После обсуждения учителям были вручены сертификаты и методические сборники, содержащие задания прошлых лет.
Нас пригласили принять участие в конкурсе заданий. Каждый учитель может разработать вопрос и ключи к нему и прислать в ПСТГУ.
В следующем учебном году в сентябре начнётся школьный тур олимпиады по теме «Умозрение в камне»: каменное церковное зодчество Древней Руси.
— Создаётся впечатление, что только гимназия и пара-тройка других школ принимают участие в олимпиаде.
— Это не так. Практически всё Приморье принимает участие в школьном туре олимпиады. Далее начинаются не то что бы трудности, а требуется упорство преподавателя. Довести организационно до участия в региональном финале и дальше. Школьный тур проверяется на месте. Любая школа может провести школьный тур. Единственное, что необходимо, — вовремя скачать задания и ключи, раздать, провести, проверить и вовремя загрузить результаты на сайт олимпиады. Особая трудность в проведении муниципального тура, для него требуется участие трёх школ из района или города, это значит, что учителю, который проводит в своей школе олимпиаду, нужно организовать еще две школы, что бы получить право перейти на следующий этап олимпиады. Для участия в региональном туре нужно сделать домашнее задание и вовремя отправить его на проверку в ПСТГУ. В принципе старшеклассники и сами могут всё сделать.
— Где смогли побывать в Москве?
— Я постаралась показать девочкам как можно больше храмов, учитывая тему олимпиады будущего учебного года. Соборные храмы Кремля представить трудно, пока не увидишь воочию. Мы смогли поклониться Московским святыням, съездить в Троице-Сергиеву Лавру, Хотьково, Радонеж. Особенно запомнились Третьяковка и Абрамцево.
— Ученики младших классов не принимают участие в суперфинале?
— В этом году впервые сделали зачёт для четвероклассников, поддерживают интерес детей. Оргкомитет откликнулся на просьбы учителей о том, что поздно воспитывать детей-старшеклассников, прививать им интерес к ОПК. У них уже сформированы цели, приоритеты. А если мы будем развивать интерес у маленьких детей, с начальной школы, то сможем воспитать надёжную команду, где с детства будут формироваться ценностные ориентиры и фундаментальные знания.
Ученица 4 класса Православной гимназии г. Владивостока Точукова Анастасия заняла 2-е место по России среди 4-х классов, мы привезли из Москвы большую грамоту, подписанную ректором ПСТГУ протоиереем Владимиром Воробьевым.
Как преподаватель могу сказать, что только на материале школьного учебника победить на олимпиаде невозможно, знаний недостаточно. Настя удивительный ребёнок, она очень много читает.
— Из Приморья было 8 победителей, которые могли бы принять участие в Московском суперфинале, почему поехали только 2 девочки?
— Потому, что поездка в Москву за свой счёт. Гимназия смогла оплатить билеты только лучшей ученице, набравшей наибольшее количество баллов. Второй девочке собирали средства на билеты всем миром. И нельзя не упомянуть, что сопровождать девочек я смогла только благодаря участию в конкурсе «Серафимовский учитель», который был буквально за несколько дней до начала суперфинала. И оргкомитет конкурса оплатил мне поездку.
Даша Машанова:
— В Москве я была впервые, впервые выбралась за пределы Приморья. Было трудно и из-за разницы во времени. Когда прилетели, не было возможности отдохнуть — очень хотелось всё время использовать с максимальной пользой. Как только заселились в гостиницу, сразу поехали на экскурсию в Бутово, в храм Новомучеников. Потом мы побывали в Донском монастыре, где приложились к мощам святителя Тихона, побывали на кладбище Донского монастыря. Следующий день мы провели в Лиховом переулке в восстановленном епархиальном доме, где был Поместный собор 1917–18 года. Писали работы суперфинала. Вечером организаторы устроили для нас прогулку по ночной Москве — очень красиво. Наши работы успели проверить, и на следующий день наградили победителей. Мы не заняли призовых мест, но были рады возможности приехать на суперфинал. Задания были трудные, наверное, надо было усерднее готовиться.
Поездка во всех смыслах полезная, и в плане образования, и в плане духовном. Мы старались побывать во многих храмах — Кремль, храм Василия Блаженного, Донской монастырь, храм Христа Спасителя. Больше всего запомнились барельефы из старого взорванного храма Христа Спасителя в Донском монастыре. Их немного сохранилось после взрыва.
Ксения Процюк:
— Первое задание на суперфинале было для меня совсем не сложным, связано с поместным Собором 1917 года. Я это знала, хорошо подготовилась. Не ожидала, что вторым заданием будет тема, не связанная с Собором.
Было интересно, были экскурсии. Мы сами захотели вместо отдыха поехать на Бутовский полигон. Помолились и там, в храме.
Меня больше всего поразили храмы Москвы. Каждый расписан, все они древние. Много святынь. Удивительная архитектура — разнообразие в единстве. В Абрамцево в храме усадьбы Мамонтовых нам предложили протестировать акустику. Мы спели величание преподобному Сергию Радонежскому. Чувство было удивительным, казалось, что звук уходит в небеса.
Часть экскурсий была в рамках суперфинала, остальные организовала Светлана Владимировна. Я второй раз была в Москве. Первый раз в 6-м классе, поездка была подарком как отличнице.
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- Главное деяние собора — свидетельство о церковной полноте общения
- История России в формате мультимедиа
- Побеждать со смирением
- Олимпиада объединила 300 тысяч школьников
- Священник в общественной жизни: легко ли это?
- Как заинтересовать современного подростка посещать воскресную школу?
- Потянуться душой и мыслью к Святой Земле
- Приглашение в будущую жизнь
- В. Р. Легойда: «Московскому Патриарху дороги и русские, и украинцы»
- Священник Андрей Машанов: «Храм сначала должен быть вымолен на Небе...»
- Мы ответственны перед Богом за тех казаков, которых Он вверил нам окормлять…
- Митрополит Вениамин: «Наша идея — искание правды Божией на земле»