Интервью

Иконостас в храме и дома: традиции благочестия

26.11.2009

Чем обычная икона отличается от мерной?

17,19 KbНедавно Покровский кафедральный собор г. Владивостока пополнился тремя новыми киотами с иконами. Два из них — напольные, установлены внутри храма, а один — на горнем месте в алтаре. На запрестольной иконе изображен Господь Вседержитель, на тех, что в храме — свт.Николай Чудотворец и семья св. Царственных мучеников.

Иконы и киоты были изготовлены в г. Волгодонске Ростовской области на православном предприятии «Благовест». Для их монтажа прибыл специалист, который вместе с помощником из Покровского прихода за несколько недель произвел все необходимые работы.

Установка новых икон побудила редакцию нашей газеты к мысли написать материал об особенностях внутреннего убранства и благоустройства православных храмов. Наш собеседник — Сергей Щекал — приморский иконописец, работавший уже не в одном храме юга Дальнего Востока.

– Издавна есть традиция: не только построить храм, но и расписать его изнутри. Конечно, сегодня эта часть представляется наиболее затратной, но что же делать?

Сергей Щекал, иконописец– Что же делать? Все зависит еще от размера храма и от прихода, конечно. Можно построить небольшой храм в каком-то маленьком селе, где приход небольшой. Конечно же, тогда будет вопрос с доходами. Если храм новопостроенный, то может пройти от двух до пяти лет, чтобы храм только уселся. А потом, со временем, можно что-то расписать. Не обязательно весь храм. Можно пока только алтарь, какие-то части, купол. То есть все возможно.

– Не все приходы сегодня имеют возможность организовать роспись церкви. Как правильно развешивать в храме иконы? В какой последовательности, и существуют ли вообще такие правила, или можно вешать на стены храма все подряд?

– Нет, ну почему. Есть, во-первых, разные традиции. Если вспомнить Византию, там была полилития: весь нижний ярус чуть ли не до 5 метров выкладывался камнем или расписывался «под камень», искусственно. И только на верхних-верхних ярусах храма что-то расписывалось. Такое было распространено в Византии, в связи с тем, что люди пытались таким образом защитить изображения от протирания, от прикасания и от особо ретивых верующих. А сейчас, в данный момент, можно просто ориентироваться на старые образцы, на расписанные храмы, и так же вешать иконы.

– А имеет значение, что висит на стенах?

– На стенах в основном местночтимые иконы. Вот, например, в Покровском храме очень правильно сделали, что там с правой стороны Порт-Артурская икона Божией Матери. Потому что если бы ее поставили в иконостас или в алтаре, то там доступ был бы только для священства, но не для верующих. А в Успенском храме, наоборот, много жертвователей, которые заказывают писаные иконы, и они развешиваются, по возможности заполняя пустоты. И сейчас там места уже практически свободного не осталось.

– Какие иконы, прежде всего, должны быть в храме? Какие изображения святых нужны в алтаре?

– В алтаре, во-первых, независимо от того, есть роспись, или ее нет – на горнем месте – Спаситель, который тоже бывает в разном исполнении: на троне, ростовой, т. е. стоящий. Если Он на троне, к Нему обычно предстоят Богородица, Предтеча и два Архангела. Михаил и Гавриил, соответственно, с двух сторон. И еще далее, если распространять налево, направо, то там идут святители: Василий Великий, Иоанн Златоуст и т. д. А выше зачастую изображается, в зависимости от храма, кому он посвящен: Спасителю или Господским праздникам или, например, Богородичным. Там может быть Божия Матерь или Спаситель наверху, Спас Нерукотворный – это в алтаре. Более древний вариант – это служба Святителей, там изображается Христос, приносящийся в жертву, в виде младенца в Чаше, потому что это как бы Святые Дары в художественном переложении. Но это более редкий сюжет росписи в алтаре.

– Сегодня множество икон не писаных, а произведенных типографским способом, и все они выполнены в разных стилях. Есть ли правила отличия икон по стилям? Как тут быть и батюшкам в храме, да и прихожанам при обустройстве домашнего иконостаса?

– Конечно, иконоЗапрестольная икона в Покровском соборе Владивостокастас должен быть решен в одном стиле. Если, к примеру, в нижнем ряду, на уровне Царских Врат, местночтимая икона более позднего прославления и написания, уже по-другому нельзя сделать. А внутри храма иконы могут быть разностилевые, здесь никаких особых строгостей нет.

– Приведите, пожалуйста, пример удачных и неудачных храмовых убранств в нашей епархии. Удачных подчеркните, в чем именно, соответственно, в неудачных – обратное.

– У нас, например, расписан в Никольском соборе придел иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», Казанский храм, храм в честь Иоанна Кронштадтского. В основном, все это выполнено акриловыми красками, потому что настоящую фреску написать практически невозможно. Это надо готовить известь два-три года, что просто физически сложно.

– А чем отличается акриловая поверхность?

– Акрил – это более поверхностная краска, чем готовящаяся для фрески известковая. Она не проникает в структуру стены.

– В чем отличие акриловых красок от древней известковой живописи?

– Фресковая живопись на известке – при этом краски проникают немного в структуру известкового покрытия, и даже при мелких царапинах и сколах не меняется тон, и стена дышит. Это очень, кстати, важно в любом климате – влажном, сухом. Но требует большой предварительной подготовки стен. И написание альфреско — очень тяжелый труд.

– А из чего эта краска состоит?

– Она минеральная. Это просто растертые минералы на яичном основании, на воде. Сочетание известкового раствора с краской дает крепкую связь.

– Вернемся к нашей епархии…

– К сожалению, у нас акрил загрязняется, и многие батюшки сталкиваются с тем, что приходится роспись через какое-то время мыть, чистить. А настоящую фреску не надо. Ее ценность в том, что она хоть сто лет простоит, пусть она через какое-то время потемнеет, но ее чистить особо не надо, она не изменяется практически. А по стилевому решению (именно по росписям), я считаю, что именно в Казанском храме хорошая роспись в византийском стиле. Но, к сожалению, — я батюшке об этом уже говорил — есть немного несоответствие самой архитектуры здания росписям и иконописному убранству. Потому что там более поздние иконы и византийские фрески. То есть в стилевом отношении это выглядит немного эклектично.

По храму святого Иоанна Кронштадтского. Его расписывал художник-иконописец. Он старался сделать под XVI-XVII век. Не знаю, насколько это соответствует, но он, по крайней мере, постарался. В Успенском храме мне все нравится, в том плане, что владыка Сергий, в общем, проследил за иконописцами, чтобы не халтурили, и они сделали достойную фреску. Причем брали хорошие образцы. Я, например, жду не дождусь, когда в Успенском завершится роспись, потому что алтарь большей части прихожан не виден, к сожалению. Вот если бы в таком стиле завершить живопись во всем храме, то было бы очень здорово. Но опять же я хочу сделать уточнение. Они заказали волгодонский иконостас, и все-таки пластик радует только первое время, я слышал это от многих батюшек, своей ровностью, чистотой, а со временем начинает как-то выцветать, и имитация позолоты многим уже надоедает. То, что заказали в Покровский храм, намного лучше. Потому что стилевое решение такое же, но там золото сусальное. И эти элементы, я думаю, не потускнеют.

– А касательно Покровского храма, когда можно его уже начинать расписывать?

– Пока прошло не более полутора лет. Я сам смотрел, как и в любом храме, там появляются какие-то волосковые усадки, то есть трещинки и микротрещинки. Просто начинаются небольшие загрязнения в подкупольном пространстве, где концентрируется сажа. Но если написать фреску, то на красочном фоне все трещинки и загрязнения не будут видны. Ну а так, я слышал, что как будет возможность, роспись будет осуществлена.

– Что вы можете посоветовать мирянам при устроении домашних иконостасов? Место иконо- стаса в квартире, иконы, которые должны быть и т. д.

– Достаточно просто найти место, где чинно будет икона стоять. Если вы найдете, например, какую-нибудь полочку, где у вас будет возможность повесить несколько икон и где вы будете спокойно обращаться к ним. Не выворачивая шею, и не напротив телевизора. Не обязательно устраивать огромный домашний иконостас из тысяч икон и образов, достаточно просто повесить образы Спасителя или Богородицы, затеплить пред ними лампадочку. Это будет намного более концентрировать человека на молитве, чем много-много маленьких икон, которые зачастую просто не рассмотришь. Можно какие-либо значимые для вас или чудотворные иконы поставить на полочку рядом с каким-то одним большим образом. Не обязательно расширяться во все стороны.

– Ориентация по сторонам света имеет значение?

– В современной квартире, я думаю, можно поставить икону в любом углу. Мы можем молиться на любую сторону, просто все от обстоятельств зависит, от того, как человек живет и как ориентирована квартира или дом.

– Что такое мерная икона? Как и где она изготовляется? Расскажите о технологии создания мерной иконы.

– Мерная икона – это понятие пошло из древности. Во-первых, это напоминание для будущего человека, вырастающего, для родственников – напоминание радостного события рождения ребенка. Заказывалась икона того святого, с именем которого ребенка крестили, святого покровителя. И в меру – по росту ребенка, в день когда он родился и по ширине плечиков, как в роддоме измеряют. Это именно размер доски. На ней пишется образ святого, покровителя этого ребенка.

– Это сложный, долгий процесс?

– Нет, ну почему. В основном, сейчас называют распространенными именами, и святого покровителя достаточно легко найти или сделать список. Вот недавно я писал образ великомученицы Златы / Хрисы. Очень трудно было найти иконографию, но когда нашел, удивился – очень интересный образ. Это болгарское письмо, более живописное, там в национальном костюме изображена святая. Икона получилась очень нарядной.

– А долго создаются мерные иконы?

– Это зависит от сложности. На золоте, не на золоте, какой образ, нимб может быть только золотой. Это зависит от распространенности. Некоторые просят по образцу.

— Спасибо.

СПРАВКА.

Сергей Щекал родился в 1976 году во Владивостоке. Закончил Дальрыбвтуз. Сначала хотел заниматься биологией, морем, но потом почувствовал, что больше нравится и тянет рисовать. Поняв, что даром Божиим нельзя пренебрегать, в 1995 году поступил в иконописную школу Троице-Сергиевой лавры. После окончания, в 1998 году, приехал по распределению во Владивосток.

«На Западе, конечно, интереснее работать, потому что там и заказов больше. Но от Патриарха было благословение, что если человек хочет работать, то может вернуться туда, откуда он приезжал. Вот я и вернулся в родной край. С тех пор и по настоящее время я работаю на своем месте, я так считаю».

 

Михаил Романов, Михаил Бочкарников.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх