Интервью

Думай о чистоте души своей, а Господь пошлет радость и благодать

04.04.2005

ВладыкаАрхиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин в своем интервью «Прежде чем войти в купель Христову, нужно полюбить Христа всем своим существом» в предыдущем номере «Приморского Благовеста» говорил о таинстве крещения. Сейчас он продолжает тему. Это проблемы воцерковления новообращенного человека, его участия в жизни прихода, его искушения.

- Владыка, вот человека крестили, и он полагает, что достиг всего, чего хотел, и не считает нужным ходить в храм на службу, на исповедь: «Зачем? Я и без церкви в Бога верю». Что можно на это сказать?

- Раньше была такая поговорка - «Русь крещеная, но не просвещенная». Крещение – это таинство, это дверь, через которую мы входим в Церковь, приобщаемся ко Христу, к Святой Троице. Без этого нельзя. Сам Господь сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Эта формула положена в основу таинства Крещения, через которое подается благодать человеку и к этому таинству надо, конечно, подготовиться.

И, прежде всего, задать вопрос о том, для чего ты крестишься, куда ты входишь, с кем заключаешь духовно-брачный союз? Безусловно, со Христом. Почему я сказал духовно-брачный? Потому что Церковь есть невеста Христова. Есть такое образное выражение. А мы, члены Церкви, входим в благодатный союз с Богом.

Крестившись, ты становишься членом Церкви. Это только начало, только первый шаг на пути духовного совершенствования. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный», - говорит Господь в Евангелии. Тебе дается благодать для того, чтобы эти духовные начала расцвели, распустились, и чтобы эта духовная суть принесла плоды.

Молитва частная, безусловно, сильна, можно и нужно молиться дома в тиши, уединившись, но молитва общая, когда едиными устами, единым сердцем много людей взывают к Богу, будет гораздо быстрее услышана.

-Крещение - второе рождение, духовное. Как новорожденному нужна мать, так и новообращенному…

- Да, именно от церковной общины начинает он свое шествие. Церковь, как любящая мать, берет человека от купели крещения и ведет его за руку по путям совершенствования к Царству Божию. Церковь, и раньше было так, сопровождала человека от его рождения. Он ходил в храм. Когда созревал, она его венчала, сопровождала на протяжении всей семейной жизни, питала его таинствами, и когда человек умирал, она его отпевала и провожала в потусторонний мир. И там о нем заботилась, молилась об упокоении его души, о прощении грехов.

Тот, кто, крестившись, не желает ходить в Церковь, выбирает ложный путь. Он живет по своей волюшке. Как блудный сын, получивший у отца имение, ушел, растратил его, так и этот человек, так называемый христианин, взял от Крещения благодать и ушел, растратил ее, не подпитывал душу таинствами, не питался духовно. И сколько случаев, когда приносят в храм гроб с умершим человеком, говорят, батюшка отпой его, потому что он крестился, он христианин. Да какой он христианин, если он не жил церковной жизнью и в храм не ходил и жил, как безбожник? Поэтому, конечно же, кому Церковь не мать - тому Бог не отец - есть такая поговорка…

Ты должен быть верным членом Церкви, общины, в которой ты родился.

- Владыка, существует ли в приходах проблема разобщения клира и мирян? Сложно ли войти в жизнь прихода человеку, который только начинает воцерковляться?

- Конечно, разобщение возможно. Не зря говорят: «Какой поп, такой и приход». Однако, не все зависит от священника, но и от прихожан. Можно на приходе организовать сестричество, братство, можно собираться после службы чай попить вместе и потом распределить обязанности: кому навестить заключенных, кому - больных, кому – воспитанников детского дома или просто узнать, почему прихожанка вдруг перестала бывать в храме.

Возьмем, к примеру, приход Успенского храма. Отец Сергий очень дружен со своими прихожанами. Вместе часто бывают. Сейчас они несколько раз в неделю кормят обездоленных горячими обедами, хотят организовать странноприимный дом. Общее дело объединяет. Приходы должны быть живыми. Где приходы живые, там нет проблем разобщения между клириками и прихожанами.

Если батюшка духовный, он ведет своих чад, он заботится, чтобы прихожане не заразились ересью. Он интересуется их жизнью, посещает их дома. Но иногда батюшек мало на приходе, а треб много. Устает священник и меньше сил тратит на паству, а у него еще семья. И ей надо уделить внимание. Но, тем не менее, есть аскеты, которые находят время на самое главное. Их Господь призвал быть пастырями.…

Но почему мы о священниках все время говорим? А прихожане? Пришел, отстоял на службе и ушел. И у него никакого интереса нет, как и чем живет приход, как живет церковь? Это же наш дом, это дом Божий, куда мы идем духовно отдыхать, напитаться благодатью.

-У людей верующих нередко возникают вопросы, как почитать святых. Как относиться к тому, что хотят сделать святыми Ивана Грозного и Григория Распутина?

- С древних времен в Церкви Православной почитались святые. Почитались как герои духа, как люди, достигшие святости. Святые являются примером для нас в жизни. Они свидетельствуют, что евангельские идеалы можно осуществить с Божией помощью. Господь призывает: «Ищите прежде Царства Божия». Церковь канонизирует того или иного христианина в том случае, если он прожил праведную жизнь и если Господь указал на него, как на святого. Существует определенный порядок канонизации. Это сложный и длительный процесс. Для канонизации того или иного человека, безусловно, требуется много условий. Прежде всего, жизнь человека, как он ее прожил. Какие чудеса совершаются на его могиле после смерти. Нетление мощей – одно из свойств святости, но и это не всегда так. Допустим, на Святом Афоне к нетлению останков особое отношение. Здесь полагают, что Бог не принимает человека за какие-то грехи, и усиливают о нем молитвы, если его мощи остаются нетленными.

Собрав достаточный материал, Церковь на соборе канонизирует подвижника как святого и тогда начинается его почитание - пишут иконы, акафисты. Другого пути нет. Конечно, случается почитание частное. Был такой старец на Афоне, своего рода новый Григорий Богослов. Когда он умер, ученик написал его иконку и держал в келии. Не для общего прославления, а для себя. Поэтому не нужно самочинства.

Что касается канонизации Григория Распутина, Ивана Грозного, Церковь еще скажет свое слово. А нам, братья, не надо торопиться. На них есть грязь. Давайте ее очищать, давайте покажем людям, что вокруг их чела можно начертать ореол. Если вы очень загорелись показать чистоту, покажите эту чистоту, и тогда у противников отпадут всякие аргументы. Спешка здесь не нужна. Кто хочет почитать сегодня, сейчас - пусть он в келье своей держит этот образ, иконку. Но в данном случае, я думаю, сегодня ставить вопрос ребром - быть или не быть - не нужно. И это будет полезно для мира и тишины.

Слава Богу, царя-мученика прославили, семью его и всех новомучеников российских. Слава Богу! У Господа сколько святых, которые здесь не прославлены и не будут, может быть, прославлены, но у Бога они прославлены.

-Владыка, многих православных сегодня волнует, как относиться к появлению новых икон. Например, к иконе «Воскрешающая Русь». Она преподносится как откровение Божией Матери.

- Новые иконы появляются постоянно. Какого они происхождения - трудно сказать и потому очень трудно почитать эти иконы. «Воскрешающая Русь» не каноническая. Кто ее написал? Как к ней относиться? Мне сложно сейчас судить. Отложите ее в сторону до разъяснения. Бывает, что с политической целью поднимают шум вокруг той или иной иконы, а должно быть какое-то послушание.

- Владыка, сегодня наблюдается много чудес с иконами: мироточение, кровоточение, обновление. Как православный человек должен вести себя в ситуации с чудесами? Многие уповают на них. Произошло чудо – и Россия спасена…

- Россию спасать нужно, но, прежде всего, исходя из самого себя. Мы стремимся к святости, мы стремимся к Богу. Но чудеса специальные, друзья мои, искать не надо. Они везде и всюду. Человек сам по себе чудо, чудо Божие. Часто мы смотрим на небо - вот чудо какое-то: туча в виде креста становится. Господу угодно - он пошлет чудо. Весь мир - это чудо Божие. Надо только присмотреться. Один бежит через полянку в суете сует и топчет цветы. А другой идет спокойно, присел и в цветочке увидел Бога.

Давайте спустимся на землю и найдем Христа среди людей. Господь на суде скажет: «Я алкал, и вы не дали мне, я жаждал, и вы не напоили меня. Я был болен, и вы не посетили меня». «Когда же, Господи, мы видели Тебя таким?» «А если вы не сделали сие одному из меньших сих, значит, мне не сделали». Господь рядом с нами, повсюду Господь. Нужно жить по-христиански, по любви, исполняя заповеди его. И с покаянным чувством. Мы всегда хотим, чтобы на сердце была радость, теплота. А святые отцы говорят: «Ты не жди этой радости и благодати. Если ты ждешь, то ты на не правильном пути духовном, ты молись о том, чтобы Господь простил тебя: «Боже, милостив буди, мне грешному» Думай о чистоте души своей. А Господу – угодно он придет и вселится в твою душу и даст благодать и радость.

Много примеров можно почерпнуть из житий святых. Угодники Божии к чудесам не стремились, а если и были им примеры явления ангела светлого, то они очень осторожно к ним относились, потому что часто в виде светлого ангела случались явления демонической силы. Необыкновенные явления могут быть не только от Бога. Поэтому надо быть очень осторожными. Есть духовники, надо к ним обращаться, к священникам, чтобы не впасть в заблуждение.

Действительно, в настоящее время часто иконы мироточат. Как это расценить? С одной стороны Бог нас не оставляет, милость нам посылает, а с другой стороны предупреждает нас. Если мы и будем также продолжать грешить, то можно посмотреть на чудо, как на плач иконы. Икона плачет о наших грехах.

Конечно, Господь предупреждает нас и посылает необыкновенные явления. Сколько было чудесных, чудотворных икон! Было и есть. Мы должны к ним притекать, питаться от них. Но с другой стороны, должна быть и церковная дисциплина, потому что мы в такую мистику можем впасть, если будем со своей самостью подходить к этим вопросам, если будем стремиться к поиску чудес.

А чудо, если Господу угодно, - необыкновенное, для нашего вразумления, оно будет. Скорее всего это чудо придет, когда гром грянет за наши непотребства, за нашу безнравственную жизнь.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх