Интервью

Поздравляем с юбилеем !

30.03.2013

Л.И. Макаренко с архиерейским хором в Успенском соборе Московского Кремля1 апреля отмечает знаменательный день рождения Л. И.Макаренко, регент архиерейского хора Покровского кафедрального собора.

Людмила Ивановна родилась в семье военного на севере страны. С детских лет — на Сахалине. После переезда в начале двухтысячных  живет и работает во Владивостоке. Несет послушание регента архиерейского хора при Покровском кафедральном соборе г.Владивостока.

–  Людмила Ивановна, вы уже много лет возглавляете архиерейский хор. Непрестанно заботитесь о красоте церковного пения, За это время вокруг вас сложился профессиональный музыкальный коллектив со своими традициями и устоями.  Скажите, с чего все начиналось?
– Я приехала во Владивостокскую епархию 12 лет назад с Сахалина…  Приехала сюда в гости. Но  Божиим промыслом осталась здесь надолго.  Сначала руководила малым  клиросом Свято-Никольского собора. Затем владыка Вениамин благословил заниматься архиерейским хором. И на Пасху мы пели уже большим составом. А приехала я в Великий пост. Когда в Покровском парке был построен кафедральный собор, хор перевели туда. Постепенно, постепенно выстроился тот коллектив, который вы сейчас можете слышать на архиерейских службах.
– Ваш личный приход  к  церковному пению произошел еще на Сахалине?
–  Да, это было очень  давно, в советские времена, когда я познакомилась с владыкой Ионафаном. Сейчас он возглавляет Абаканскую епархию. А тогда  совершал свое пастырское  служение в сане иеромонаха на Сахалине. С этого знакомства и началась моя жизнь в Церкви и профессиональное занятие хоровым пением. Он, будучи вдохновенным талантливым регентом, учил меня  этому непростому делу. Через церковное пение происходило мое воцерковление и становление духовной жизни.  Долгое время  он был моим духовным наставником. До сих пор стараюсь хотя бы изредка поддерживать с ним связь.
Руководила приходскими хорами сначала в Холмске, потом архиерейским хором в Воскресенском храме Южно-Сахалинска.  Выстраивала коллективы. Параллельно работала в миру. Затем состоялся переезд во Владивосток.
– А до этого? Что вам больше всего запомнилось?
– До этого объездила всю страну, была за рубежом, но Владивосток как-то оставался в стороне. Не такой я и великий музыкант,  и хотя образование у меня музыкальное, но не высшее,  хоровик-дирижер после музыкального училища. Но тяга к духовному у меня всегда присутствовала.  Помню, в те давние времена друзья привозили мне бобины с записями церковных песнопений  из Москвы, и я их слушала.  На Курилах доводилось собирать хоровой состав.  Там строились рыбоперерабатывающие цеха, а на их освящение прибывала столичная делегация. Соответственно нужны были профессиональные  музыканты певчие.
– Что вы можете сказать о сегодняшнем архиерейском  хоре?
– Я знаю и понимаю, что такое костяк в хоре. Все они мои соработники, за это время стали мне родными.  Многие регенты  вышли из нашего хора.  Непрестанно забочусь о профессиональной составляющей коллектива. Сейчас наполовину меняется женский состав. Приходит молодежь, которых нужно учить. И слава Богу, что есть костяк, – значит есть кому научать. Молодые тянутся за опытными певчими, которые владеют  церковным стилем. И я со своей стороны  все, чем  владею, и то, что знаю, – всем делюсь с людьми.
– Скажите, что самое важное в деле научения церковному пению?
– Думаю, здесь обязательно должны присутствовать духовная жизнь и профессиональное образование (школа или училище). И эти две составляющие должны совмещаться в одной стезе.  А дальше –  Господь управит. У меня было много людей, и большинство из них осталось при церкви. Я вижу, как люди трудятся, вижу их старание и отдачу. И со своей стороны пытаюсь привнести в их  труды православное содержание. Это мое послушание.
– Людмила Ивановна, а сколько сейчас человек в вашем хоре?
– 40 человек. Из них 32 задействованы на службах и 8 человек все время обучаются. Кто-то приходит, кто-то  уходит. И этот процесс непрерывен. Через обучение – в основной состав. Один заменяет другого.  Нам просто необходима преемственность -  при существующем огромном дефиците грамотных кадров на ДВ. Чтобы человек запел в церковном хоре, нужно около года. И поэтому я радею о создании хоровой певческой школы. Скажу, что недостаток певческих кадров является проблемой всех хоров.   Мы в свое время даже хотели открыть такую школу при Свято-Никольском соборе, понимая всю важность этого вопроса.
– Есть у вас мысли на будущее, ваши чаяния? Каким для вас представляются клиросные перспективы?
– Мне бы очень хотелось  послужить в новом строящимся кафедральном соборе на центральной городской площади. Надеюсь,  что Господь дарует всем нам для этого силы и здоровье.   

 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх