Интервью
Развивать церковную жизнь
28.02.2013Беседа с епископом Уссурийским Иннокентием по итогам Архиерейского Собора
2–5 февраля в Москве состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.
280 иерархов из 247 епархий собрались в Зале церковных соборов, чтобы в духе церковного единомыслия обсудить и принять ряд документов, в том числе предложенных для рассмотрения Межсоборным присутствием. Приморскую митрополию вместе с высокопреосвященным митрополитом Вениамином и другими приморскими архиереями представлял викарий Владивостокской епархии епископ Уссурийский Иннокентий. По возвращению преосвященный владыка любезно согласился ответить на некоторые наши вопросы.
— Ваше Преосвященство, расскажите, пожалуйста, как проходил Архиерейский собор?
— Судя по объему работ, заседания прошли очень плодотворно. Был принят ряд документов, о которых мы все знаем и сообщения о которых были размещены на официальных информационных площадках. Собор проводился в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. Рабочий день начинался с 8 часов. Все участники приезжали молиться за Божественной литургией, затем возвращались в Зал церковных соборов, где проходили соборные слушания.
Динамику задало выступление Святейшего Патриарха Кирилла. В его докладе были определены темы, проблемы, которые нам и предстояло в дальнейшем обсуждать.
Предстоятель обратил особое внимание на те информационные вызовы и нападки, с которыми столкнулась Церковь в последнее время, и дал четкую характеристику событиям.
То, что мы увидели в 2012 г. , — это не новое для Церкви и христиан действие. Все это было и прежде в истории нашего народа.
И хотя времена изменились и священников сейчас не сажают и не преследуют, но пропагандистские методы остаются теми же самыми, которыми когда-то пользовались богоборцы. В этой связи Святейший призвал нас быть внимательными и в личной жизни, и в служении, не давая поводов для худых измышлений, дабы защитить церковное достояние и святыни от каких-либо посягательств.
— Владыка, Архиерейский Собор внес новые изменения в Устав, и в нем полномочия Поместного собора оказались сужеными, а Архиерейского, — наоборот, — расширенными…
— Да, действительно, были произведены такие уставные изменения, касающиеся Поместного и Архиерейского соборов. Здесь надо сказать, что решения принимались исходя из дискуссии, которая осуществлялась в нашей Церкви на протяжении полутора лет. К этому вопросу Собор отнесся с особым вниманием с тем, чтобы показать, что по церковным канонам епископат имеет несравненно большую ответственность за судьбу Церкви и вероучение, и потому Архиерейским соборам надлежит большее попечение в вопросах управления Церковью.
А что касается Поместного собора, участниками которого являются и миряне, то у него остается главная функция — избрание Патриарха.
— А как Собор определил проводить выборы Святейшего Патриарха?
— Этому были посвещены два положения: об избрании Патриарха и о составе Поместного собора. И теперь высшим органом власти в Церкви этот вопрос решен на все последующие годы, чтобы впредь не возникало вопросов, что и как делать.
Мы решили, что Поместный собор избирает Патриарха из числа трех кандидатур, которые предлагает ему Архиерейский собор. При этом сам Поместный собор имеет право выдвинуть дополнительного кандидата, если сочтет необходимым. Избрание Патриарха будет осуществляться тайным голосованием.
— Уместный вопрос: будет ли жребий?
— Об этом долго дискутировали еще перед выборами в 2009 году. Жребий состоится только в том случае, если будет два тура голосования и во втором туре оба кандидата наберут равное количество голосов. Тогда и будет назначена процедура жеребьевки: кому быть патриархом.
— Ваше Преосвященство, накануне Собора шло обсуждение многих документов Межсоборного присутствия. Как это сказалось на работе?
— Межсоборное присутствие сыграло свою значимую роль в подготовке материалов к рабочим заседаниям Собора. Часть вопросов прошли через Священный Синод. Проблемы обсуждались и до Собора — в епархиях. А на состоявшемся Соборе дискуссия носила уточняющий характер непосредственно по документам. Иногда ставились принципиальные вопросы.
Тем не менее обсуждение на заседаниях проходили довольно широко. Любой желающий архиерей мог выступить. Кстати, по предложению Святейшего, всем викарным прео-
священным на соборе были даны полномочия полноправных участников с правом голоса. Надо сказать, что председатель Собора был очень внимательным и терпеливым. Выступили все, кто хотел выступить. Каждому желающему была дана такая возможность. Это позволило вносить существенные корректировки в принимаемые проекты.
— Давайте перейдем к конкретным проектам. Например, какой характер носило обсуждение документа «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции»?
— Этот документ получился многостраничным. Во-первых, уточнили, что же понимается под самим термином «ювенальной юстиции». Об этом можно прочитать в самом документе, опубликованном на сайте Патриархия.ru.
Мне запомнилось то, что наш документ начинается с библейского обоснования того, что семья есть «богоустановленный союз и Господь благословляет супругов на рождение детей». Собор процитировал выдержки Священного Писания из книги Иисуса Сираха: «Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями» (Сир. 3:2).
Везде в данном документе мы стоим на церковной позиции и утверждаем: семейное воспитание — это богоустановленное родительское право, и никто не должен вмешиваться в семейную жизнь, кроме, может, крайних случаев, когда это необходимо для спасения жизни и здоровья и когда нельзя по-другому защитить ребенка. Но тем не менее право для воспитания ребенка Бог предназначил для родителя, так что недопустимо и неоправданно самовольно вмешиваться в семейную жизнь.
В нашем решении сказано, что мы не видим причин внедрять ювенальную юстицию в том виде, в котором она существует в ряде зарубежных стран.
Думаю, что читатели газеты «Приморский благовест» из прошлых номеров имели возможность проникнуться излагаемой темой и вникнуть в суть проблематики. Решение собора здесь закрепили и отразили позицию Православной Церкви.
А следом за Архиерейским собором в Москве прошел съезд Родительского движения, где выступал Президент В. В. Путин. После этого появилась великая надежда, что в России ничего подобного не будет внедрено. Лично мне кажется, что здесь всей родительской общественности нужно быть на страже и смотреть за развитием ситуации.
— Тогда, если смотреть за развитием ситуации, можно обратиться к еще одному вопросу и проблеме, которая встала на Соборе. Это проблема технологий учета и обработки персональных данных человека. Еще до Собора этот проект был самым обсуждаемым (решение по нему принималось в последний день), и на него поступило самое большое количество поправок. Как повлияло на соборное решение противоречивое отношение к теме идентификации личности в церковной среде?
— Накануне Архиерейского собора в рамках Межсоборного присутствия происходило живое обсуждение данного проекта. Кроме того, на самом Соборе вносились поправки. Суть их сводится к следующему.
Во-первых, сегодня нет оснований для разделения в церковной среде из-за разного отношения к проблеме. Собор встал на ту позицию, чтобы не раскалывать церковное сообщество, а дать возможность тем, кто не хочет принимать новых электронных документов по тем или иным причинам, эти документы не принимать. Поэтому и в самом документе прописывается постоянно повторяющаяся идея, что должны быть сохранены альтернативные формы учета человека по бумажным носителям, которые есть сейчас.
С другой стороны, в решении Собора говорится о том, что не следует преждевременно называть грехом то, где еще греха нет, где еще нет отступничества.
Да, есть повод задуматься, к чему ведет всеобщая глобализация в информационной сфере. И события могут разворачиваться в будущем по сценарию, о котором можно предположить из книги «Откровения». Так вот, как раз в этой связи Собор и указывает, что тогда наступит время исповедничества и время стояния в вере, когда государство, используя средства электронного контроля, может включать в действие акты — законодательные или политические, или идеологические, — исполнение которых сделает невозможным исповедовать Веру Христову и вести христианский образ жизни. Это будет граничить с отречением от Христа.
Что касается введения УЭК, то они выдаются по личному заявлению гражданина. И те, кто не желает принимать эти карты, должны написать отказы до 31 декабря 2013 г. Осознавая, что это будет их личный выбор и личный поступок. Собор в своем документе указывает и призывает быть внимательными к тому, что происходит вокруг нас, одно-
временно проявляя трезвомыслие, чтобы не было какого-то лишнего нагнетания обстановки.
— Ваше Преосвященство, осмысливая то, что происходит сегодня с нами, со всем миром, c Церковью — как можно обозначить путь, которым предстоит пройти нашей Церкви в обозримом будущем?
— У Церкви есть свои пастырские задачи, связанные с душепопечением, с тем, чтобы свидетельствовать миру о высоких христианских ценностях и об их утверждении в жизни нашего народа. И в этой связи то время, которое сегодня дано нам, всей нашей Церкви, мы должны использовать самым максимальным образом. И в архиерейском постановлении, которое было принято, — а это достаточно емкий документ, состоящий из 69 пунктов, — говорится о продолжении линии развития: утверждать новые епархии и открывать приходы и общины.
Собор определил, что в тех населенных пунктах, где есть возможность находить помещения, — приспосабливать их под храмы и открывать приходы. Совершенно не обязательно в сельских местностях сразу осуществлять юридическую регистрацию общины, а, может быть, целесообразнее организовать религиозную группу, которая через какое-то время вырастет до прихода.
Если у людей есть такое желание к организации — не нужно его откладывать на завтра, а содействовать возможными способами к возрождению молитвенной общинной жизни.
Также в постановлении Собора мы говорили о важности продолжения начатых в предыдущие годы социальных, катехизаторских и миссионерских проектов.
— Завершая беседу, хотелось бы спросить у вас, владыка, как в решениях Собора выражается сама идея соборности, которая присуща природе всей Православной Церкви?
— Собор и мы вместе, движимые Божией благодатью, определили, как нам надо поступать. В этом случае мое собственное «я» должно смириться перед соборным решением. И в этом смиренном восприятии согласиться с тем, что Церкви сегодня важно для сохранения единства.
— Спасибо большое, владыка, за содержательную беседу.
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- Главное деяние собора — свидетельство о церковной полноте общения
- История России в формате мультимедиа
- Побеждать со смирением
- Олимпиада объединила 300 тысяч школьников
- Священник в общественной жизни: легко ли это?
- Как заинтересовать современного подростка посещать воскресную школу?
- Потянуться душой и мыслью к Святой Земле
- Приглашение в будущую жизнь
- В. Р. Легойда: «Московскому Патриарху дороги и русские, и украинцы»
- Священник Андрей Машанов: «Храм сначала должен быть вымолен на Небе...»
- Мы ответственны перед Богом за тех казаков, которых Он вверил нам окормлять…
- Митрополит Вениамин: «Наша идея — искание правды Божией на земле»