Интервью

Нелли Мизь: «Традиционный Владивосток утратил себя»

08.07.2011

22,03 KbПочетный гражданин Владивостока и краевед Нелли Мизь рассказывает в интервью об облике краевого центра, который утерян навсегда, и об исторической обоснованности расположения кафедрального собора на Корабельной набережной.

 

­Нелли Григорьевна, что можно сказать о краеведении здесь и сейчас?

­Я думаю, что каждый человек в душе ­ краевед. У всех есть это чувство, только у кого­то оно обостренное, и такой человек свою жизнь строит в соответствии с ним, а у других ­ не очень. Я преподаю в ТГЭУ краеведение студентам, изучающим туристическое дело. Поэтому вижу, что с каждым годом приходит молодежь, которая свой край знает все хуже и хуже. Например, проводим занятия по топонимике (происхождению названий улиц) на третьем курсе. Вдруг одна девушка поднимает руку и спрашивает: «А кто такой Александр Матросов?» – я была потрясена! Спрашиваю: «Кто ни разу не слышал это имя и фамилию?». Подняли руки все...

А студент четвертого курса в реферате о 71­м микрорайоне написал: «71­й микрорайон называется так потому, что там 71 большой дом. И этот район строился к 71­й годовщине японского императора Хирохито, у которого там была резиденция. А поскольку любимым цветом Хирохито был зеленый, то эту часть города назвали Зеленый угол». Я глазам своим не поверила.

Говорю: ты анекдот мне рассказываешь? Нет, дескать, это в Интернете написано. Хотя, конечно, есть молодые, у кого глаза горят при работе с исторической информацией.

 

­Вы входите в Попечительский совет по строительству Кафедрального собора во Владивостоке. Зачем он нужен городу, когда есть недавно отстроенный По­кровский храм?

­На моей памяти разговор о необходимости строительства здесь Кафедрального собора идет уже лет 15. До революции во Владивостоке было, по нашим подсчетам, не менее 50 православных церквей, которые имели специфику назначения: церковь­школа, церковь­памятник, домовая церковь. Храмы были, например, в Восточном институте, в двух женских гимназиях, в коммерческом училище, на каждом форту, в каждом полку. Они функционировали везде, но и этого не хватало. Построенный в 1889 году на углу улиц Пушкинской и Светланской Кафедральный собор с ростом города тоже стал недостаточно вместительным, хотя население города тогда не превышало 200 тыс. человек. Сто лет назад возникла необходимость в сооружении нового собора. Для него был выделен участок земли ­ его так и назвали ­ Соборная площадь (в настоящее время это сквер К. Суханова). На этом месте предполагалось построить храм на 3 тысячи молящихся; он должен был отразить память о погибших героях русско­японской войны. Средства на его строительство собирались по всей России. Комитет по строительству возглавляла императрица Александра Федоровна. Но начавшаяся Первая мировая война не позволила его построить.

­

Есть мнение, что место для него выбрано неудачное ­ на центральной площади.

­Сначала я и сама не очень одобряла это место. Но сейчас это место представляется вполне подходящим. Во­первых, проект собора, а он уже утвержден, предполагает положение его вровень с площадью. Таким образом, собор будет в центре города с удобным подходом и подъездом со всех сторон. Во­вторых, возвышенных участков, свободных от застройки, где мог бы разместиться собор, в городе уже нет. Так, предполагаемый ранее участок в районе фуникулера, как известно, сейчас занят предмостовой транспортной развязкой.

Многие протестуют против размещения собора на Корабельной набережной потому, что он закрывает панораму бухты Золотой Рог, если смотреть с определенных точек. Этому аргументу можно противопоставить факт: строящаяся гостиница на месте вокзала прибрежных морских сообщений, торговое многоэтажное здание в районе стадиона «Авангард» и другие новостройки уже загородили панораму.

И, наконец, историческая обоснованность расположения собора на Корабельной набережной. На этом месте 150 лет назад высадились основатели поста Владивосток. И недалеко от него, на самом берегу бухты Золотой Рог, в 1862 году была освящена первая православная церковь Успения Пресвятой Богородицы.

 

­Как вы думаете, в связи с «точечными стройками», строительством объектов саммита АТЭС исторический облик Владивостока утрачен навсегда?

­У Владивостока, по сути, уже есть новый облик. Я не могу судить, хороший или плохой. Те, кто будет жить после нас, оценят. Но то, что традиционный Владивосток, загадочный и романтический, утратил себя, это абсолютно точно. А ведь тут столько истории! Можно пройти по улицам, останавливаясь у каждого дома, и говорить, говорить о том, что здесь было. Но заповедных уголков города становится все меньше и меньше. Владивосток продолжает терять свою самобытность ­ в планировочной структуре, в характерной для него манере комбинированных домов ­ кирпично­  каменных, кирпично­деревянных. Туристы не просят показать какой­нибудь микрорайон «Снеговая падь». Они жаждут посмотреть старый Владивосток.

 

Полная версия в газете «Конкурент» и на сайте РИА «ПримаМедиа».


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх