Интервью
Нелли Мизь: «Традиционный Владивосток утратил себя»
08.07.2011
Почетный гражданин Владивостока и краевед Нелли Мизь рассказывает в интервью об облике краевого центра, который утерян навсегда, и об исторической обоснованности расположения кафедрального собора на Корабельной набережной.
Нелли Григорьевна, что можно сказать о краеведении здесь и сейчас?
Я думаю, что каждый человек в душе краевед. У всех есть это чувство, только у когото оно обостренное, и такой человек свою жизнь строит в соответствии с ним, а у других не очень. Я преподаю в ТГЭУ краеведение студентам, изучающим туристическое дело. Поэтому вижу, что с каждым годом приходит молодежь, которая свой край знает все хуже и хуже. Например, проводим занятия по топонимике (происхождению названий улиц) на третьем курсе. Вдруг одна девушка поднимает руку и спрашивает: «А кто такой Александр Матросов?» – я была потрясена! Спрашиваю: «Кто ни разу не слышал это имя и фамилию?». Подняли руки все...
А студент четвертого курса в реферате о 71м микрорайоне написал: «71й микрорайон называется так потому, что там 71 большой дом. И этот район строился к 71й годовщине японского императора Хирохито, у которого там была резиденция. А поскольку любимым цветом Хирохито был зеленый, то эту часть города назвали Зеленый угол». Я глазам своим не поверила.
Говорю: ты анекдот мне рассказываешь? Нет, дескать, это в Интернете написано. Хотя, конечно, есть молодые, у кого глаза горят при работе с исторической информацией.
Вы входите в Попечительский совет по строительству Кафедрального собора во Владивостоке. Зачем он нужен городу, когда есть недавно отстроенный Покровский храм?
На моей памяти разговор о необходимости строительства здесь Кафедрального собора идет уже лет 15. До революции во Владивостоке было, по нашим подсчетам, не менее 50 православных церквей, которые имели специфику назначения: церковьшкола, церковьпамятник, домовая церковь. Храмы были, например, в Восточном институте, в двух женских гимназиях, в коммерческом училище, на каждом форту, в каждом полку. Они функционировали везде, но и этого не хватало. Построенный в 1889 году на углу улиц Пушкинской и Светланской Кафедральный собор с ростом города тоже стал недостаточно вместительным, хотя население города тогда не превышало 200 тыс. человек. Сто лет назад возникла необходимость в сооружении нового собора. Для него был выделен участок земли его так и назвали Соборная площадь (в настоящее время это сквер К. Суханова). На этом месте предполагалось построить храм на 3 тысячи молящихся; он должен был отразить память о погибших героях русскояпонской войны. Средства на его строительство собирались по всей России. Комитет по строительству возглавляла императрица Александра Федоровна. Но начавшаяся Первая мировая война не позволила его построить.
Есть мнение, что место для него выбрано неудачное на центральной площади.
Сначала я и сама не очень одобряла это место. Но сейчас это место представляется вполне подходящим. Вопервых, проект собора, а он уже утвержден, предполагает положение его вровень с площадью. Таким образом, собор будет в центре города с удобным подходом и подъездом со всех сторон. Вовторых, возвышенных участков, свободных от застройки, где мог бы разместиться собор, в городе уже нет. Так, предполагаемый ранее участок в районе фуникулера, как известно, сейчас занят предмостовой транспортной развязкой.
Многие протестуют против размещения собора на Корабельной набережной потому, что он закрывает панораму бухты Золотой Рог, если смотреть с определенных точек. Этому аргументу можно противопоставить факт: строящаяся гостиница на месте вокзала прибрежных морских сообщений, торговое многоэтажное здание в районе стадиона «Авангард» и другие новостройки уже загородили панораму.
И, наконец, историческая обоснованность расположения собора на Корабельной набережной. На этом месте 150 лет назад высадились основатели поста Владивосток. И недалеко от него, на самом берегу бухты Золотой Рог, в 1862 году была освящена первая православная церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Как вы думаете, в связи с «точечными стройками», строительством объектов саммита АТЭС исторический облик Владивостока утрачен навсегда?
У Владивостока, по сути, уже есть новый облик. Я не могу судить, хороший или плохой. Те, кто будет жить после нас, оценят. Но то, что традиционный Владивосток, загадочный и романтический, утратил себя, это абсолютно точно. А ведь тут столько истории! Можно пройти по улицам, останавливаясь у каждого дома, и говорить, говорить о том, что здесь было. Но заповедных уголков города становится все меньше и меньше. Владивосток продолжает терять свою самобытность в планировочной структуре, в характерной для него манере комбинированных домов кирпично каменных, кирпичнодеревянных. Туристы не просят показать какойнибудь микрорайон «Снеговая падь». Они жаждут посмотреть старый Владивосток.
Полная версия в газете «Конкурент» и на сайте РИА «ПримаМедиа».
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- Главное деяние собора — свидетельство о церковной полноте общения
- История России в формате мультимедиа
- Побеждать со смирением
- Олимпиада объединила 300 тысяч школьников
- Священник в общественной жизни: легко ли это?
- Как заинтересовать современного подростка посещать воскресную школу?
- Потянуться душой и мыслью к Святой Земле
- Приглашение в будущую жизнь
- В. Р. Легойда: «Московскому Патриарху дороги и русские, и украинцы»
- Священник Андрей Машанов: «Храм сначала должен быть вымолен на Небе...»
- Мы ответственны перед Богом за тех казаков, которых Он вверил нам окормлять…
- Митрополит Вениамин: «Наша идея — искание правды Божией на земле»