Интервью
Итоги Архиерейского собора
28.02.2011Москва, 2 — 4 февраля 2011 г.
Недавно закончился Архиерейский собор Русской Православной Церкви, в работе которого принимали участие архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин и епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии. Мы обратились к владыке Иннокентию с некоторыми вопросами, попросили его поделиться своими впечатлениями и рассуждениями о том, что нужно делать, чтобы претворялись в жизнь решения Архиерейского собора.
— Владыка, скажите, как проходили заседания собора и как был устроен ваш распорядок дня?
— Заседания собора проходили в церковном зале храма Христа Спасителя. Всего на собор приехало более 200 епископов из разных частей мира. Это были представители не только России, но и Русской Зарубежной Церкви. Каждый день члены архиерейского собора, а таковыми являются правящие и викарные архиереи, приезжали в храм Христа Спасителя к 8 часам, где начиналась Божественная литургия. По окончании Литургии и после небольшого перерыва мы собирались в зале Церковных соборов. Заседания начинались в 10 часов и продолжались в течение всего дня, вплоть до 6–7 часов вечера. В повестку дня было внесено более 10 вопросов. В первый день с большим докладом выступил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его доклад практически задал тон всему Архиерейскому собору. Потому что те идеи, которые он высказывал, были обсуждаемы и вошли в определения собора.
— Какой день был для вас самым запоминающимся?
— Это второй день работы собора, когда мы встретились с президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Я помню, что мы долго готовились. Приехали на встречу за два часа. Нужно было проходить специальный контроль на входе в Большой Кремлевский дворец, чтобы затем попасть в Георгиевский зал. Там каждому архиерею было определено свое место. И когда состоялась сама встреча, президент высказал свое мнение относительно роли Церкви в жизни всего нашего народа. Говорили также Святейший Патриарх Кирилл, митрополит Киевский Владимир и предстоятель Русской Зарубежной Церкви Блаженнейший митрополит всей Америки и Канады Иона. Затем выступали и задавили вопросы некоторые архиереи, среди которых был и архиепископ Вениамин. Владыка коснулся роли СМИ, а точнее, телевидения в духовном воспитании нашего народа.
После окончания этой встречи, которая продолжалась 1,5 часа, мы перешли в Андреевский зал, где состоялась торжественная церемония награждения Патриарха Кирилла новой наградой Российской Федерации — орденом Александра Невского. Это было очень красиво, торжественно и, конечно, знаменательно. Потому как сам Святейший Патриарх, будучи митрополитом, ревностно отстаивал позицию, предлагая русскому народу избрать в качестве имени России святого благоверного Александра Невского. И мы увидели, что Патриарх Кирилл был вознагражден за свою позицию и усилия орденом этого святого.
— Ваше Преосвященство, позвольте перейти к постановлениям собора, которые многие уже читали, поскольку они опубликованы в Интернете и газетах. Если говорить об определении собора, которое называется «О вопросах внутренней и внешней деятельности РПЦ», то что, вы считаете, необходимо сделать нам в епархии для реализации основных его положений?
— Прежде всего я хотел бы обратить внимание всех нас, и в первую очередь епархиального духовенства, на то, что все определения Священного Синода отныне будут строго контролироваться на предмет исполнения каждой епархией. Для правящих архиереев предложено подумать над порядком выполнения принятых постановлений. При этом в конце каждого года надо будет давать отчет Святейшему Патриарху по реализации всех принятых решений. Мы должны будем учитывать все это в процессе нашей работы. Но я хотел бы обратиться изначально к нашему епархиальному духовенству, к благочинным, руководителям отделов, ко всем ответственным за свое направление деятельности в нашей епархии: нужно перестать надеяться на то, что если документ принят где-то в Москве, то он будет оставлен на бумаге. На самом деле если такая позиция присутствует, то это говорит о неправильном представлении ситуации. Необходимо изгонять из себя дух пассивного ожидания. Ожидания того, что кто-то придет и за нас все сделает. Поэтому сегодня одной из первых задач нашей епархии я вижу в том, чтобы в текущем году на крупных приходах и в благочиниях были введены штатные оплачиваемые должности катехизатора-миссионера, социального работника и ответственного за работу с молодежью.
— Владыка, скажите, а какие здесь могут быть трудности?
— Мы прекрасно понимаем и осознаем эти трудности. Прежде всего это трудности материального плана. Речь идет о том, чтобы названным сотрудникам выплачивать зарплату. Необходимо будет изыскивать средства.
Я думаю, что решить этот вопрос можно поэтапно. Если нет возможности принимать человека на полную ставку, можно подумать о трудоустройстве на сокращенный рабочий день. Главное, чтобы такая работа была начата и мы вышли из того расслабленного состояния, в котором находимся сейчас.
— Введение в штат прихода новых единиц, конечно, потребует ответственности и работы. Чем они будут заниматься?
— Сейчас это одна из задач трех епархиальных отделов, которые должны представить в ближайшие недели краткие инструкции о работе миссионеров‑катехизаторов, социальных работников и ответственных за работу с молодежью. Кроме того, я озвучил бы сейчас ту идею, о которой мы уже говорили с некоторыми руководителями отделов. При каждом отделе должны быть созданы (по подобию синодальных) коллегии, в которые будут включаться все назначенные на приходах и благочиниях ответственные сотрудники за свое направление. Если это будет молодежный отдел, то коллегии будут состоять из сотрудников самого молодежного отдела, из работников по делам молодежи благочиний, приходов. И такой коллективный совет должен быть не только координирующим органом для епархиальной жизни, но и своеобразным двигателем и инициатором идей. Организация такой структуры нацелена на то, чтобы работа велась систематически, а не так, как это у нас часто бывало: проводится мероприятие, приуроченное к какой либо дате, а потом опять ничего не делаем.
— Владыка, вот еще один вопрос. В определении собора сказано, что нужно стремиться, чтобы в каждом населенном пункте было открыто не менее одного храма, часовни или молитвенного помещения. Как вы представляете реализацию данного пункта?
— Мне думается, что прежде всего нам в епархии предстоит в этом году, а возможно, в его первой половине, утвердить план увеличения численности храмов и молитвенных помещений. Мы эту работу предварительно начали вести. Но, кроме того, нам нужно еще вместе с благочинными и настоятелями приходов определиться, где мы должны открывать новые храмы. Возможно, на первое время нам придется открывать приходы на квартирах, т. е. там, где будут созданы общины верующих прихожан.
— Собор постановил начать распределение выпускников духовных школ в малоклирные дальневосточные и сибирские епархии, чтобы попытаться таким образом решить кадровые проблемы, которые перед ними стоят. Будут ли прибывать в нашу епархию выпускники МДС или иных духовных заведений?
— Я надеюсь, что учебный комитет, которому поручено разработать положение о распределении выпускников духовных школ, будет учитывать и запросы Владивостокской епархии. Но вызывает некоторое опасение, что когда к нам приезжают выпускники, которые родились и выросли в центральной части Российской Федерации, то часть из них не приживается на Дальнем Востоке, хотя есть и исключения. Связано это то ли с климатом, то ли с духовной атмосферой, но людям здесь тяжело прижиться. Сказывается и отсутствие жилья, где семью можно разместить, другие трудности. И так получается, что люди уезжают. Скажу, что на распределение надеяться можно, но нужно думать и о собственной базе для подготовки кадров, то есть об укреплении нашего духовного училища. Чтобы ребята, которые его будут оканчивать, понимали всю ответственность и то, что они призываются к церковному служению. А не так: получил диплом — и ушел куда угодно, например в светскую организацию. Я считаю, что это в какой-то степени даже грешно. На человека затрачены средства, силы, а потом он говорит: извините, я не могу, у меня другие интересы. Надеюсь, что наше духовное училище будет по трудам и молитвам владыки Вениамина укрепляться и в какой-то степени помогать нам решать кадровые вопросы.
— Собор постановил, чтобы каждому монаху и монахине до 40 лет получить духовное образование хотя бы на уровне училища. Каким образом насельникам монастырей можно поступить в нашу епархиальную духовную школу?
— Прежде всего при желании получить духовное образование нужно обратиться к настоятелю или настоятельнице, и согласно определению собора такой человек может быть, как минимум, зачислен на заочное отделение духовного училища.
— Владыка, позвольте поинтересоваться по ряду других моментов, прозвучавших на соборе. В частности, там было принято несколько важных документов. Например, один из них называется «О принципах организации социальной работы РПЦ». Что вы считаете важным в этом документе?
— Я думаю, что при внимательном чтении этого документа можно видеть, что здесь дается база для должностных обязанностей социальных работников в приходах и благочиниях. И это очень важно. Потому что становится понятным, что нужно делать. Кроме того, в этом документе конкретно определяется, кто может заниматься на приходе социальной работой. В частности, это не только социальные работники (я имею в виду штат), но и сестры милосердия. Собор определил, что в подобные сестричества могут вступать и лица мужского пола. Это также могут быть и добровольцы-волонтеры, то есть люди, которые безвозмездно в свободное время принимают участие в социальной церковной деятельности.
Очень хотелось бы обратиться в этой связи к читателям газеты, нашим прихожанам, с тем, чтобы люди восприняли призыв Церкви к развитию добровольческого движения. Здесь, как правило, не требуется специальной подготовки. Все, что нужно, — это доброе желание и желание услышать и исполнить заповедь Спасителя о милосердии и сострадании. Добровольцы могут принимать участие в благотворительных и иных акциях (у нас в епархии для этого есть возможности) по оказанию помощи больным людям.
— Владыка, в докладе Святейшего Патриарха прозвучала мысль, что будет разработан какой-то специальный чин отпевания самоубийц. Это правда?
— Я хотел бы уточнить, что речь идет не об отпевании. Отпевание — это чин, который заканчивается разрешением от грехов, когда читается разрешительная молитва. Святейший Патриарх сказал, что сейчас в Московской епархии есть специальный молитвенный чин о самоубийцах. Предложено изучить богослужебной комиссии этот порядок, с тем чтобы распространить его на всю Русскую Православную Церковь. Но, повторяю, речь идет не об отпевании, а о специальном молитвенном последовании. Скорее всего, оно будет разработано в ближайшее время.
— Владыка, а с чем связано желание разработать чин о самоубийцах, ведь церковь по канонам не может за таких людей совершать моления.
— Прежде всего это связано с пастырской, душепопечительской заботой о родных, близких человека, который покончил жизнь самоубийством. Часто этим людям бывает очень тяжело. Порой для них наступает облегчение, когда они просто придут в храм, поговорят со священником и тот прочитает вместе с ними определенную молитву. И вот это молитвенное последование будет ориентировано на такую пастырскую заботу, попечение о нуждающихся. Но мы ни в коей мере не совершаем моление с разрешением грехов, если это связано с самоубийством. Здесь церковь имеет право обратиться к Богу с молитвой о ниспослании милости по отношению к душе усопшего человека. Но все, конечно, окончательно определяется волей Божией.
— Во время собора был принят документ, касающийся участия духовенства в предвыборных кампаниях, и в Интернете была развернута широкая дискуссия о том, что теперь священники будут заниматься политикой. Можете ли вы прокомментировать подобного рода суждения.
— Действительно, собор принял документ, связанный с проблемой выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах. Но хотелось бы обратить внимание, что в этом документе говорится о том, что недопустимо участие лиц в священном сане или монашествующих в предвыборной агитации, в политических организациях. Они не могут также участвовать в каких-либо органах власти: исполнительных или судебных. Кроме тех случаев, когда священник несет пастырские обязанности в таких учреждениях, как, например, военный священник. То есть принципиально собор подчеркнул и повторил решение, которое было принято несколько лет назад и о котором говорится в социальной концепции о том, что церковь не собирается и не будет участвовать в политической деятельности.
В этой работе могут принимать участие православные миряне. Они могут быть и членами партии, могут избираться на какие-то посты, участвовать в предвыборной кампании. Это принципиальная позиция Архиерейского собора. Теперь по поводу исключений из этого правила. Вокруг чего развернулась интернет-дискуссия.
В документе есть некоторые примечания, в которых говорится, что исключения из этого правила могут делаться только в том случае, когда избрание иерархов или духовенства в законодательный орган власти является единственно возможным способом противостоять противоцерковным силам, в том числе раскольническим и иноконфессиональным, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной церковью.
То есть здесь уже церковь в лице членов собора говорит о том, что в ряде государств (речь не идет о Российской Федерации) порой не бывает иной возможности защищать интересы церкви, кроме как участвовать в законодательном органе власти.
И вот когда это будет необходимо, тогда Священный Синод может определить круг лиц для участия в выборах и преподать на это благословение. Но это будет исключительный случай на территории тех государств, где Православная церковь оказывается в меньшинстве или под сильным давлением со стороны враждебных ей сил.
— Владыка, спасибо за беседу. Можно было бы задать еще много вопросов, связанных с теми документами, которые приняты на соборе. Но, к сожалению, наша газета ограничена площадью. Еще раз спасибо за интервью. Хочется пожелать вам успехов в вашем нелегком архипастырском служении.
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- Главное деяние собора — свидетельство о церковной полноте общения
- История России в формате мультимедиа
- Побеждать со смирением
- Олимпиада объединила 300 тысяч школьников
- Священник в общественной жизни: легко ли это?
- Как заинтересовать современного подростка посещать воскресную школу?
- Потянуться душой и мыслью к Святой Земле
- Приглашение в будущую жизнь
- В. Р. Легойда: «Московскому Патриарху дороги и русские, и украинцы»
- Священник Андрей Машанов: «Храм сначала должен быть вымолен на Небе...»
- Мы ответственны перед Богом за тех казаков, которых Он вверил нам окормлять…
- Митрополит Вениамин: «Наша идея — искание правды Божией на земле»