Интервью

В добрый путь, «Золотой Витязь» !

30.09.2003

12 сентября во Владивостоке в духовно-просветительском центре храма в честь Казанской иконы Божией Матери состоялось открытие клуба друзей кинофорума «Золотой Витязь». Зал с трудом вместил всех желающих.

На церемонии открытия присутствовали архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин и основатель и президент международного кинофорума «Золотой Витязь» народный артист России Николай Петрович Бурляев.

Перед выступлением Николай Петрович любезно согласился ответить на вопросы журналистов.

- Расскажите о кинофоруме «Золотой Витязь»?

- «Золотой Витязь» рожден был по благословению старцев нашей Лавры. Когда я отправлялся испросить их благословение, даже и не надеялся на это. Думал, что ответ будет таким: «Да что ты, какое кино? Бесовское занятие». Но когда я объяснил, что есть такая идея, попытка собрать камни русского кинематографа, православного, славянского, побороться за души человеческие, ответ был такой: «Попробуй. Если не получится – уходи». Я попробовал. С помощью Божией «Золотой Витязь» идет по миру богатырскими шагами. И это радует. Дорогу одолеет идущий. В пути мы закаляемся, познаем себя. Очищаем сердце покаянием, смиряем гордыню и тщеславие.

По промыслу Божию кинофоруму «Золотой Витязь» четыре года назад парламент России выделил отдельную строчку в бюджете нашего отечества. Чего вообще не было никогда по поводу любого кинофорума на планете. В стране открыто уже очень много клубов «Золотой Витязь». Мы открыли прокатную организацию, чтобы заняться прокатом в масштабах всей России. Два года назад в Тамбове, когда закончился наш юбилейный десятый форум, мэры четырех городов объявили, что открывают кинотеатры «Золотого Витязя». Это же объявил и мэр Иркутска. Это же желают видеть и главы многих регионов по всей России, и нам есть, что показывать. Это огромное дело, и один наш «Золотой Витязь» с этим не справится. Поэтому я очень благодарен тем людям, с помощью которых я начал на 54-м году моей жизни три года назад достигать дальневосточных рубежей нашей Родины. Первым был Магадан, потом Петропавловск-Камчатский и вот теперь Владивосток. И всюду инициаторами этого были не администрации этих краев, не кинофикация, а духовенство, владыки епархий, которые брали на себя необычное бремя. К кино духовенство относилось всегда и относится правильно – критически. Но кинофорум «Золотой Витязь» находится под попечительством святейшего Патриарха всея Руси Алексия II. Он все 12 лет поддерживает нас и очень помогает, ничего не навязывая, не требуя, но надеясь на то, что «Золотой Витязь» прорвет духовную блокаду и укрепит сердце человека.

«Золотой Витязь» действует уже во многих городах и странах мира. Не только в России, но и в Хельсинки, Пекине, Праге, Брно, Кракове и др. В Косове даже есть наш клуб. И мы надеемся, что с этого дня начнем регулярные показы в храме Казанской иконы Божией Матери. Здесь открывается киноклуб друзей «Золотого Витязя». Мы начинаем показ с моей авторской картины «Лермонтов», которую я поставил еще в 1986 г. Будут представлены фильмы, которые удостаивались в разные годы высших наград «Золотого Витязя». В частности в этом году мы закончили последний фестиваль в городе Калуге, и главный приз был отдан дилогии Никиты Михалкова «Отец» и «Мать». Это удивительные фильмы – исповеди крупнейшего режиссера. Не каждый отважится исповедаться на экране о собственной жизни, о тайнах своего дома, что было оценено самой высокой оценкой. Это духовный, христианский фильм о православной семье. Смотря этот фильм, становится понятным, откуда же появился Никита Михалков, откуда его творчество, откуда кадры для фильмов. Оказывается – все из детства, из православного христианского детства.

После Владивостока я должен ехать в Хельсинки, чтобы продолжать там работу киноклуба. До этого я был на юго-западной границе православия и мира славянского – в Сербии и Словении, где также открыты клубы «Золотого Витязя». Такой гигантский православный треугольник я очертил за 10 дней.

Еще мы здесь покажем фильм, который был удостоен «Гран-при» прошлого года. Фильм о Чечне - «Миротворец». Фильм очень жесткий, но, по-моему, это лучший фильм, который показывали за все годы об этой проблеме. Я рекомендую вам увидеть эти фильмы.

- Чем необычен этот вечер?

- Представьте: я первый раз прохожу в киноклуб через храм. И вы все прошли в этот зал через храм. И многие из Вас прикладывались к иконам. Какое это чудо. Вы приложились, вы сели в зал, и вы будете ждать от экрана того, что он не подведет ваших надежд, что он не обманет вас и не ударит по сердцу ваших детей, которые открыты всему тому, что показывают на экранах. Страшно, что многие коллеги мои не имеют ответственности перед такими юными душами, что они или забывают или не знают того, что говорит Евангелие. Оно говорит прямо, обращаясь к нам: «Невозможно не прийти в этот мир соблазнам (они должны прийти), но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». На всех наших пленумах союза кинематографистов я неустанно вкладываю в их души эту евангельскую мысль. Мы должны руководствоваться этой мыслью, это закон для нас. Через нас не должен приходить соблазн в мир. Мы должны возвышать душу. В этом наша задача. Необыкновенно идет по жизни «Золотой Витязь». 2400 фильмов. Каждый год по двести новых фильмов. Мы показываем фильмы лучших режиссеров планеты. Лучшие имена мирового кинематографа участвуют в нашем форуме. Не каждому мы открываем двери, поэтому к нам особое внимание, поэтому о нас говорят СМИ. Я каждый год прихожу на каналы ОРТ, РТР, НТВ и говорю им: «Пожалуйста, приходите на открытие и закрытие «Золотого Витязя», показывайте». Потому что таких открытий и закрытий мир не видел.

И то, что клуб открывается при храме – в этом и есть чудо. Я надеюсь, что с этого дня мы будем показывать в этом зале регулярно фильмы, идущие через экран «Золотого Витязя». Мы оставляем здесь порядка сорока фильмов, так, что на первое время хватит, а дальше будем присылать еще.

- Почему открытие показа пало именно на фильм «Лермонтов»?

- Это картина особая. Несмотря на то, что фильм снят еще в 1986 году, премьеры его во Владивостоке не было. За 16 лет своего существования фильм был впервые показан по каналу «Культура» только два месяца назад. Это удивительная тайна нашего русского телевизионного двора, который не допускает на экраны фильмы, поднимающие дух человеческий.

В жизни моей 70 фильмов как актера и режиссера. Есть то, что останется в истории, я надеюсь. Фильмы Тарковского будут жить. И «Иваново детство», и «Андрей Рублев», и будет жить очень добрый фильм «Военно-полевой роман», представленный когда-то на «Оскара», но не получивший его. По политическим мотивам. Фильм был признан лучшим иностранным фильмом в свое время в Америке. Это все было. Но я иногда думаю так: если бы в моей жизни не было бы ни одной картины из этих 70, а был бы фильм «Лермонтов», я бы лично счел, что жизнь прожил недаром.

К этой картине я шел всю жизнь. Мне часто говорили, что я очень похож на Лермонтова. В юношеские годы мне даже надоедали с этим. Куда ни придешь, говорили: «Слушай, ну ты вылитый Лермонтов!» Тем более мне в школе его образ преподнесли как такого колкого, агрессивного, неуживчивого человека, дерзкого и т. д. И сейчас в вузах и школах страны преподносят именно вот такого «Лермонтова», делая акцент на самом негативном. Я видел спектакль, поставленный о Лермонтове в театре Пушкина в Москве, и этот спектакль должен был стать и фильмом, который собирался ставить мой коллега Соловьев. И что я увидел на сцене? Образ действительного негодяя. Маленький, злой, желчный, завистливый, похотливый, вожделеющий на все юбки по ходу действия пьесы. Но просто ужасно. Еще избрали такого же актера с подобающей внешностью. А на роль убийцы Лермонтова, на роль Мартынова, выбрали замечательного артиста по образу: красавец, блондин, походка, осанка, взгляд, глаза голубые. А рядом бегает вот эта вот «блоха». И когда в итоге Мартынов застрелил Лермонтова, весь зал облегченно вздохнул. И дарили цветы на поклонах не Лермонтову, а его убийце. Какой образ вынес тогда из зала зритель? И еще потом появятся подобные фильмы о «психопате Бунине». Это чудовищно – то, что делается на наших экранах. Это, поверьте, делается осмысленно, вполне осознанно. Это традиция, царствующая на мировом экране: выворачивать всю подноготную наших классиков: Пушкин – лизоблюд, Гоголь – некрофил, Чайковский - голубой, Лермонтов – подлец. Бунин – психопат. Читайте после этого наших классиков, нашу литературу.

Я шел к «Лермонтову» очень долго и вот, наконец, однажды я был с грузинской труппой и предложил им поставить фильм о Лермонтове. В «Грузия-фильм» мне сказали «да», и я начал работать. Но когда я привез готовый сценарий, они его отвергли, мотивируя тем, что в нем в основном все русское. Пройдя четырехлетний круг мытарств, сценарий, был запущен Мосфильмом. Затем пара лет съемок. Итого на весь фильм ушло шесть лет жизни. Шесть лет каждодневного труда. Оказалось, что Лермонтов был потрясающий человек. Его главное слово – «Люблю». «Любить, любовь». Он был весь соткан из любви, он был патриотом своей отчизны; человеком, который осознанно принес свою жизнь на алтарь русской культуры, прошедшим крестный путь к собственной Голгофе. Он писал о своей смерти, он знал, что будет убит, и будет убит на Кавказе. И этот фильм о его подвиге, об осознанном самопожертвовании. Когда фильм вышел на экраны, его ждала особая учесть. За несколько месяцев до окончания работ по фильму прошлась катком пресса, готовя общественное мнение. И, соответственно, фильм лег на полку. Фильм не показывали никому и не продавали за границу. Все удивлялись: почему такая агрессивная реакция на этот фильм? Пусть это будет неудача Бурляева. Но мало ли неудач у артиста? Почему так ополчились все газеты? Почему «Неделя» шесть раз писала об этом фильме? Если фильм плохой – его не надо замечать – и все. Оказалось все проще. Этот фильм затронул то, что затрагивать нельзя. Оказывается, и тогда, и теперь есть закрытая тема: это тема масонства. Ибо в этой картине показано очень тактично, ненавязчиво, что и Пушкина, и Лермонтова убирал из жизни один и тот же круг лиц, и что эти люди причастны к масонству. Я не буду много говорить о фильме, утомлять вас. Я желаю Вам приятного просмотра. С Богом шествовать «Золотому Витязю» по восточным рубежам России.

- Чем отличаются ваши киноклубы от многих других?

- Киноклубы «Золотой Витязь» отличаются от других киноклубов тем же, чем отличается кинофорум «Золотой Витязь» от других кинофорумов. Ведь их на планете более 500. Есть даже 20 кинофестивалей для голубых мальчиков, 20 для голубых девочек. А вот такой телефорум, который провозгласил девизом «За нравственные христианские идеалы, за возвышение души», такого, оказывается, на планете нет. Нет форумов со столь строгим отбором программ. У нас участвуют 35 стран мира, но не каждый режиссер имеет право попасть на «Золотой Витязь», а только тот, чей фильм поднимает душу человеческую на более высокий духовный уровень и помогает человеку в жизни.

- Когда вы крестились и как тогда относилось к этому общество?

- Я крещен был в детстве еще в пионерском возрасте. Тогда я не мог носить крестик в школе. Не принято было. А в 64 году, когда мы начали делать фильм «Андрей Рублев», Андрей Тарковский привел меня в реквизиторскую и мы там нашли 6 – 8 простых оловянных православных крестиков. Он долго мне выбирал, какой же из них подойдет для меня и, наконец, выбрал вот такусенький (показывает) маленький крестик. Повесил его мне на шею на простой грубой нитке, и с этим крестом я жил очень долго.

- А история о том, что вы пережили клиническую смерть, тоже правда?

- Это не совсем так. Но я был в том мире, и это был уход не из-за травмы, не из-за болезни, просто так вышло, что я там был. Я тот мир видел. Мне было тогда 25 лет от роду, и с тех пор у меня нет страха ухода из жизни, потому что я видел, насколько прекрасен тот мир.

- Какие в дальнейшем планы?

- Нужно определиться, где мы будем на будущий год. Может быть, это будет Брянск, может быть, мы будем в Краснодаре. Есть очень много заявок, но куда приведет нас промысел Божий, я не знаю. Это самое главное. Но и потом в этом году мы расширим наши границы, и в ноябре 2003 г. в Москве пройдет первый международный театральный форум «Золотой Витязь». Туда приедет порядка 15 – 20 стран. Но существует очень много проблем, в том числе и чисто финансовых, поскольку Министерство культуры помогает не должным образом. На настоящий момент нам выделено только триста тысяч рублей. Этих денег не хватит для того, чтобы принять и один театр. Не знаю, какова будет ситуация в ноябре, но наш форум все равно пройдет. А на будущий год мы затеяли третий форум – это международный музыкальный форум «Золотой Витязь». Наша задача – взять под крыло все, что делается в духовном творчестве в театре в кино и в музыке.

- Соотношение «Золотого Витязя» и фестиваля «Пасифик Меридиан»?

- Наш кинофорум не проходит в рамках «Пасифик Меридиана». Я желаю искренне всего самого доброго первому открывшемуся кинофестивалю во Владивостоке. Но я могу сказать по поводу того, что я там видел. Это открытие в духе подражания Западу. И если ваш кинофорум не выберет нравственной платформы, то он будет одним из «местечковых» фестивалей. Если выберет нравственную основу, то он поведет за собой страны АТР. Это крайне важно для России и вообще.

- Как вы относитесь к современному кинематографу?

- С огромной надеждой и с тревогой из-за политики министра культуры, который подал на подпись президенту указ, преступный для кинематографа, об акционировании и приватизации кинематографа. Этот указ уже подписан в апреле прошлого года, и он уже действует. Идет продажа киностудий в частные руки. Это преступление перед народом, перед нашими детьми. Потому что частные руки будут делать деньги. А деньги делаются на самом низменном.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх