Статьи

Пятидесятничество и харизматия

17.07.2004

Движение пятидесятников возникло в XX столетии в США и поставило целью возрождение в современном обществе благодатных даров Святого Духа, полученных апостолами в день Пятидесятницы, и, в частности, «дара языков» - способности говорить на другом языке. «Говорение на языках» постепенно стало распространяться даже в среде традиционных протестантов, что назвали «харизматическим возрождением». «Харис» по-гречески означает «благодать». Поэтому с проявлениями «харизматии» можно столкнуться сегодня часто.

Учение пятидесятников о сошествии Святого Духа после водного крещения

Дух Святой может крестить верующего в любое время, в частности и после водного крещения, учат пятидесятники, ссылаясь на крещение самарян (Деян. 8, 14 — 17) и учеников Иоанна Крестителя (Деян. 19, 4 — 6), причем при крещении Духом Святым не обязательно возложение рук епископа.

Между тем ученики Иоанна получили Духа Святого только после того, как крестились в воде во имя Иисуса Христа, затем Павел возложил на них руки, и "нисшел на них Дух Святой" (Деян. 19, 6). То же и при крещении самарян. "Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что самаряне приняли Слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он еще не сходил ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого" (Деян. 8, 14 — 17). Сектантам нечего возразить на вопрос: если бы Духа Святого можно было получить без епископского руковозложения, зачем же тогда Апостолы предприняли столь неблизкое путешествие? Самаряне приняли водное крещение от Филиппа (Деян. 8, 12), который, будучи диаконом, не мог совершить это Таинство, которое и исполнили пришедшие из Иерусалима епископы (Деян. 8, 15). Далее при описании принятия Святого Духа самарянами нигде не упоминается о глоссолалии (говорении на языках). Дара языков самаряне не обрели, поэтому остается загадкой упорство пятидесятников, стремящихся утвердить свое учение именно на этом эпизоде из Священного Писания.

Иное дело — Иоанновы ученики. После возложения на них рук апостола Павла те стали говорить разными языками и пророчествовать (Деян. 19, 6). Но случилось это после возложения рук (таинство Миропомазания).

Пятидесятники убеждены, что получают крещение Святым Духом без руковозложения, чего не знала практика Апостольского века и что указывает на отсутствие у них подлинного крещения Духом Святым, называемого в Церкви Христовой таинством Миропомазания. По этому поводу болгарский профессор Дюлгеров пишет: "Крещение Духом Святым — это принятие Святого Духа. Оно совершается с первых дней после новозаветной Пятидесятницы через руковозложение после крещения в воде".

В прискорбном заблуждении своем пятидесятники повторяют, что крещены Духом Святым, но на самом деле никто из них не получил этого крещения. Неведомо им таинство Миропомазания, совершаемое иереем, являющееся одним из великих Таинств, открытых Богом человеку.

Практика "крещения Святым Духом" у пятидесятников

К каким только ухищрениям не прибегают пятидесятники, пытаясь получить духовное крещение. Вот как это случилось у бывшего проповедника христиан евангельской веры Ф.Мячина: "Я ревновал о дарах духовных, сидя у себя на чердаке дома в течение целого месяца, пока наконец не "заговорил на иноязыках".

Иначе поступил некий американский проповедник, делившийся своим опытом в московской общине. Он рассказывал, что на собраниях пятидесятников, куда он часто приходил, многие говорили "языками", и тогда, пристроившись к кому-нибудь рядом, он начинал повторять: ба-ба-ба-ба, ля-ля-ля-ля, будучи в полной уверенности, что тем самым он помогает Духу крестить его. И вот в один из дней после долгого лепетания определенных звукосочетаний наконец сам заговорил на "иноязыках", будучи безусловно уверенным, что получил "крещение Святым Духом". Свой опыт он предложил для "внедрения" русским пятидесятникам. Кстати, подобная практика взаимного наущения у пятидесятников США очень распространена.

Член петербургской общины пятидесятников-смородинцев "брат" Кирилл рассказывал о том, как на домашних собраниях совершаются молитвы о принятии "крещения Святым Духом". Все становятся на колени и начинают говорить на "языках". Этому должен подражать тот, за чье крещение молятся, дабы помочь Святому Духу сойти на него. Однажды при таком молении за одного молодого человека тот начал издавать неистовые истеричные крики. Молитву пришлось остановить. Пятидесятники опасались, что этот истеричный аффект закрепится в подсознании юноши и в последующем будет восприниматься им как снисхождение Святого Духа. По-видимому, главная проблема пятидесятников, научившихся контролировать себя, состояла в том, чтобы не шокировать неприлично шумным поведением остальных членов собрания,

В различных сектах пятидесятников по-разному принимают "крещение Святым Духом". У федотовцев, после устного заявления новообращенных, что большего тепла и истины они нигде не встречали, за них начинают молиться Богу с просьбой крестить их. Новичков ставят на колени, а вся община начинает молиться на "иноязыках". То, что исповедуют одни направления христиан веры евангельской, не приемлется, например, пятидесятниками Объединенного Евразийского Союза Христиан Веры Евангельской.

"Ложная практика этого дара, усердное напористое говорение на "иных языках" и побуждение к повторению ревнующего о крещении Духом Святым слов иного языка или внушение к многократному повторению слов: "крести, крести... или дай, дай... ныне еще бытует", — не без доли сожаления отмечают богословы Объединенного Евразийского Союза Христиан Веры Евангельской.

Мне довелось присутствовать при организации проповедником из США моления за желающих получить крещение Святым Духом. Около двух десятков сектантов столпились у проповеднической кафедры. В зале поднялся гул молитвословий. Проповедник возбужденно кричал в микрофон, и кругом раздавались слезные моления. После такого мощного психического натиска было просто невозможно не заговорить "на языках". Наконец довольно продолжительная молитва закончилась, и проповедник, переведя дух, через переводчика спросил: "Кто получил крещение Святым Духом?". Три или четыре женщины подняли руки. Во время молитвы о крещении я был рядом с ними, но так и не услышал от принимавших крещение проявления вожделенной всеми глоссолалии. Если, конечно, не считать судорожных подергиваний лиц, трясущихся рук и тел и какого-то бормотания вперемежку со стонами. Справедливости ради отмечу, что после собрания один из проповедников общины, В.Романюк, заявил о нежелательности таких молитв. По его уверению, Дух сам должен снизойти на верующего, и не дело человека принуждать Его к тому. Затем, добавив несколько нелицеприятных слов по поводу привозных нововведений и вреде копирования духовной практики зарубежных церквей, попросил одного из членов общины рассказать всем, как тот недавно был "крещен Духом Святым". Молодой человек охотно поведал о том, как в первом часу ночи дух поднял его на молитву и крестил.

Как видим, у пятидесятников множество "надежных" способов получения харизмы "языков", кроме единственно верного — через епископское возложение рук и совершаемое только над теми, кто принял таинство Крещения. Как уже упоминалось, Апостольской практики возложения рук для получения даров Святого Духа у пятидесятников не существует.

Учение о крещении Святым Духом со знамением языков — это выдуманный пятидесятниками тезис, не находящий себе основания в Слове Божием. Дар языков — всего лишь один из прочих даров харизматического века (1 Кор. 12, 8 — 10) и отнюдь не представляет собой свидетельства крещения Святым Духом. Впрочем, о том, что дар языков у пятидесятников не подлинно харизматическое дарование христианской Церкви, иногда говорят они сами. Так, согласно их воззрениям, если единоверец оставляет секту, дар языков у него тем не менее сохраняется как свидетельство "былой причастности" Духу Святому. Вы после этого можете стать баптистом, мормоном, кришнаитом или вовсе ни в кого не веровать, но при этом глоссолалию можете продемонстрировать всегда, везде, где вам заблагорассудится.

Священник Игорь Ефимов


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх