Миссионерское обозрение
Крестить или просветить?
13.12.2004
Письмо в редакцию
С чувством некоторого недоумения читаешь восторженные статьи о массовых крещениях людей в православных храмах и в открытых водоемах, в частности, Приморья. Последняя такая публикация в «Приморском Благовесте» №9(111) за нынешний год. 470 или 500 новокрещенных в один день - цифры, конечно, внушительные и еще раз доказывающие, что крещение «всех желающих» в Православной Церкви поставлено исправно.
Однако зададимся вопросом - а наблюдается ли реально настолько же интенсивное укрупнение наших православных общин-приходов, или стремительный рост числа постоянных прихожан наших храмов за счет новопросвещаемых? Иными словами, имеют ли такие массовые крещения своим следствием реальное, а не формальное только вхождение конкретных людей (новокрещеных) в Церковь, то есть в конкретные же общины?
Пожалуй, ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что подавляющее большинство населения нашей необъятной страны все же не живет сколько-нибудь активной церковной (духовной) жизнью. Вместе с тем мы, вероятно, не ошибемся, если признаем, что населяющие наши города и веси люди, теперь уже в основной своей массе крещены в Православной Церкви и даже сами себя называю! православными. Это противоречие является тревожным признаком того, что массовое (и не только) крещение, поставленное у нас на поток, зачастую бывает не связано с обретением веры, с покаянием и духовным возрождением человека. И это совсем не удивительно в ситуации, когда таинству Крещения у нас не предшествует период более или менее серьезного научения истинам веры (оглашения).
А ведь именно сознательная вера и покаяние, как решимость изменить свою жизнь (слово «покаяние» в греческом языке означает «перемену ума», то есть изменение внутренней, душевной жизни и, как следствие,- практического поведения) являются необходимыми условиями таинства Крещения, которое есть встречное действие Бога в ответ на свободные решимость и действие человека. О необходимости веры и покаяния, предшествующих Крещению взрослых, говорят все основные источники православного вероучения (Священное Писание и Священное Предание). Вот слова Самого Христа: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16,16). Апостол Петр объяснял крещение как «обещание Богу доброй совести»(1Пет.З,21), то есть очищение, обновление совести, что, разумеется, невозможно без сознательного участия и покаяния самого человека (крещаемого). Однако, как все мы понимаем, «вера от слышания» (Рим. 10,17), то есть от предварительного научения. И необходимость такого научения основам христианской веры морали (оглашение) так же вполне ясно зафиксирована и в Священном Писании и в Традиции Церкви. Сам Христос заповедывал своим ученикам: «Научите все народы, крестя их...»(Мф.28,19). И именно научение людей Евангелию считали апостолы своим главным служением. Апостол Павел^ напри мер, безусловно крестивший уверовавших под действием его проповеди во Христа, в то же время писал: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать»(1Кор.1,17). А вот голос Вселенской Церкви по этому поводу: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучаться вере и в пятый день седмицы давать ответ (известное испытание) епископу или пресвигерам»(правило 78 Шестого Вселенского Собора). Известно нам и о церковной традиции, в соответствии с которой подготопительный ко Крещению период был весьма продолжительным: 40 дней Великого поста с последующим крещением на Пасху, несколько месяцев, и даже до трех лет. И это было нормой. Наконец, наша литургическая традиция (богослужение) предполагает наличие оглашаемых. «Помнят» об «оглашенных» (оглашаемых) Литургия и чинопоследование Крещения.
Однако у нас теперь почему-то нет подготовительного периода оглашения взрослых, и то, что называется «оглашением» в чине Крещения, не бывает таковым в действительности. Трудно себе представить например, что те 470 или 500 человек, крестившиеся в один день в озере, перед совершением самого Таинства были основательно научены азам православия. Невольно возникает сомнение и в том, что все они были предварительно оглашаемы в течение более или менее продолжительного периода времени. И такие сомнения, к сожалению, имеют основания. Что уж ожидать и требовать от священников из небольших городов и сел, если даже в кафедральных соборах крупных городов можно наблюдать такую же ситуацию: массовое поточное крещение без серьезного научения. В частности у нас, в столице Приморья во многих (едва ли не во всех) городских храмах серьезная и продолжительная катехизация не ведется. И крестим мы (и не только крестим) действительно «всех желающих», а не всех подготовленных. Это лишь порождает у «всех желающих» вредную иллюзию их духовного благополучия и мнение о том, что в православии от людей и не требуется сознательного отношения к таинствам. Последняя мысль, кстати, уже озвучивается с преподавательской кафедры ДВГУ (чему свидетелем был автор этих строк). Такое утверждение, конечно, не соответствует действительности, но поводом к нему отчасти послужили наши собственные действия или, скорее, их недостаток.
Оправдывать же сложившуюся у нас ситуацию отсутствием или недостатком людей, способных заниматься катехизацией, вероятно, будет неправильно. Ведь у нас уже давно существуют так называемые «катехизаторские курсы», духовное училище, воскресная школа для взрослых, очное и заочное отделения которых вместе выпускают ежегодно десятки людей, некоторые из которых, в то же время, оказываются невостребованными.
Гак стоит ли нам в погоне за количеством воистину стахановскими темпами умножать число формальных членов Церкви? Не пора ли лучше направить усилия на возрождение и развитие серьезной предкрещальной катехизации? К тем же, кто имеет в
ближайших планах «окреститься в церкви», можно обратиться, например, со словами св. Кирилла Иерусалимского (4в.): «Приступил было некогда к купели и Симон Волхв;
крестился, но не просветился; тело омыл водою, но сердца не просветил Духом... Смотри, не приходи к крещающим, как Симон, лицемерно, между тем как сердце твое не ищет истины. Наше дело - засвидетельствовать, а твое - быть осторожным. Если стоишь в вере, - ты блажен. А если впал в неверие, - с сего же дня отринь неверие, и удостоверься...А если пришел ты по вере, то люди служат в видимом, а Дух Святой дает невидимое...Если уверуешь, не только примешь отпущение грехов, но будешь делать, что выше человека».
С уважением, чтец Виктор Шайцан
Наш комментарий
Игумен Иннокентий, руководитель миссионерского отдела:
Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин несколько лет назад благословил вводить в храмах епархии катехизаторские беседы перед крещением. И такие беседы проходят, например, в храме Марфо-Мариинской обители, православной гимназии, Казанской иконы, в храмах г. Лесозаводска и кое-где еще. Также среди крещаемых распространяется православная литература. Автор данного письма – сторонник жесткой и безусловной катехизации. Но среди миссионеров есть и традиция массового крещения в случае необходимости. Так, например, необходимость может возникнуть в сельской местности, где нет храма, а священник приезжает несколько раз в год. Практический опыт показывает, что ввести сегодня в церкви 40-дневную, а тои более продолжительную катехизацию нереально. Но должен быть минимум: приходящие ко крещению должны не менее 1 раза встретиться со священником и прочитать 1 Евангелие. А после крещения продолжать воцерковление.
В целом я отвечу автору письма так: нужно и крестить и просвещать.
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- Миссионерский отдел распространяет книгу на китайском языке
- Под видом поиска счастья можно оказаться в секте
- Мошенники в интернете прикрываются церковью
- Миссионерская экспедиция под духовным окормлением схиархимандрита Илия
- Как уберечь себя и своих чад от деструктивных сект?
- Сектантство: вызов Церкви
- Закрыт центр сайентологов в Набережных Челнах
- Миссионерская литургия состоялась в Марфо-Мариинской обители
- «Мамочка, не убивай меня»
- Сайт Владивостокской епархии - лауреат конкурса «Мрежа-2006»
- Миссия в Корее продолжается
- Техника религиозной безопасности