Статьи
Церковь в «мире сем»
02.11.2007Колонка редактора
В последнее время предметом оживленных дискуссий стала тема отношений Русской Православной Церкви с обществом. Одним из поводов к тому послужило письмо епископа Чукотского и Анадырского Диомида.
К чему сегодня призывают некоторые члены церкви? К резкому противопоставлению себя всем неправославным людям и в целом всему «безбожному обществу» и его властителям. Эта позиция не в первый раз в истории о себе активно заявляет: «спасайся, малое стадо», ибо мир лежит во зле. С одной стороны, она очень понятна и проста. Вот и в семнадцатом веке после церковных реформ царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона немало русских людей – староверов – ушли в изоляцию, буквально — в глушь, в тайгу. Среди нашего народа и сегодня могут найтись те, кто готов поступить примерно также, руководствуясь апокалиптическими ожиданиями. Но выход ли это из ситуации, в которой сейчас оказывается церковь, такой ситуации, когда вокруг нас живут миллионы людей иной веры, иных убеждений? Ежедневно мы с ними встречаемся, везде и всюду. Почему мы должны от них убегать в свое гетто? В Советском Союзе так и было, только там церковь не по собственной воле оказалась в изоляции от общества. Почему же теперь, когда на нашу свободу совести никто и ничто не посягает, церкви нужно уходить в изоляцию? Или требовать, чтобы все общество жило так, как мы хотим.
Да, сейчас церковь встретилась с вызовами нехристианского мира. Чтобы ответить на эти вызовы, нужно уметь вести диалог, уметь общаться и слышать других людей. Иначе, если не услышать их мнения, церковь так и не поймет, как ей вести себя в обществе, как продолжать свою миссию преображения общества. Ведь если человек познакомится с позицией другого человека, то это еще не означает, что он изменит свою собственную сущность, предаст свои убеждения.
Задаваясь вопросом об отношении с властью, давайте вспомним, что в истории церкви были святые отцы, которые оказывали должное уважение представителям языческой власти, которая гнала церковь. Во времена Византии не прерывались отношения Константинопольского Патриарха с мусульманскими властителями. Можно найти немало примеров, когда церковь шла на диалог с властью. Почему же теперь нам нужно изолироваться? Вот этого как раз и хотят те, кто в последнее время стал от имени академиков посылать президенту РФ открытые письма о якобы угрозе клерикализации России. «Ваше дело – служить в храмах и молиться» — примерно так они говорят в наш адрес.
Поэтому те силы в церкви, которые заявляют о своей ревности к сохранению ее чистоты, оказываются на одном направлении с прямыми недоброжелателями церкви.
Добровольный уход в изоляцию – это отказ от миссии. Одна из современных форм церковного служения — это примирение в сферах личностных, гражданских, межнациональных отношений. Нужно отдавать себе отчет в том, что мы живем в светском обществе, поэтому сейчас очень важно учиться гармонично сочетать интересы церкви с интересами других людей.
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- Нахимовцы приходят в храм
- В Духовном центре готовятся к встрече абитуриентов
- Доброе слово для спасительной вести
- Приморские учителя прошли по Канавке Богородицы в Дивеево
- Архиерейская поездка по приходам Хасанского района
- Полет свободный... Служба в небе и на земле
- Бог или медицина? Кто сегодня дарует исцеление?
- Во главе островного братства
- Грани человеческого подвига
- «Подарок от кота Боба. Как уличный кот помог человеку полюбить Рождество»
- Не причинять вреда ребенку
- За «Словом» последовало «Благое дело»
- Почему мощи святителя Николая находятся в Италии
- Что для нас Пасха?
- В. Р. Легойда: Есть вещи, к которым художник должен подходить с особым тактом и вниманием
- Не богословие, а добрая сказка
- Рождественский вертеп. История появления
- Послушание матушки Cерафимы
- Светлана Копылова: «Миссия женщины — семья и материнство»
- Что значит Приморская земля для Японской Церкви