Статьи
Казнить нельзя, помиловать
17.04.2009Фильм «12» режиссера Н. Михалкова о том, о чем мы все думаем, но не всегда решаемся высказать это вслух
Святейший Патриарх Кирилл, будучи еще митрополитом, в интервью газете «Известия» сказал о фильме «12»: несмотря на то, что в нем не говорится ни слова о Христе, однако присутствие Его в фильме ощущается постоянно. И это не удивительно, ведь речь в фильме идет о милосердии к осиротевшему юноше, а именно «у Бога милосердие для сирот» (Ос.14:4). Фильм рассказывает о 12 присяжных, которые должны решить: виновен ли чеченский юноша в убийстве своего приемного отца, российского офицера? Фильм — это размышление о том, что такое свобода, милосердие, сострадание, способность помочь совершенно постороннему человеку, оказавшемуся в беде, серьезный разговор о том, что волнует сегодня каждого. Картина камерная, ее действие происходит в одном месте — обычном спортивном зале городской школы, однако фильм ни на секунду не позволяет зрителю расслабиться.
Сюжет киноленты трагичен: у чеченского юноши были убиты родители, сам он чудом остался жив. Затем был убит и приютивший его российский офицер, в смерти которого обвинили самого юношу. Много скорби выпало на его юную душу. Страдания детей — центральная проблема в вопросе существования зла в мире.
В начале фильма подавляющее большинство присяжных рассуждает формально — по-фарисейски, желая побыстрее освободиться и вернуться к своим привычным личным делам, «оставив суд, милость и веру» (Мф. 23:23). Но затем, пропуская боль чужой души через собственные души, они проникаются состраданием, которое призывает их к милосердию. Человек через сострадание ближнему, по мнению Василия Великого, уподобляется Богу: «Таким образом, ты обладаешь тем, что «по образу», будучи (существом) разумным, «по подобию» же становишься, стяжевая благость. «Облекись в милосердие и благость, дабы облечься во Христа». Делами, которыми ты облекаешься в милосердие, ты облекаешься во Христа и благодаря близости к Нему становишься близким Богу». Человек должен находить радость в подвигах духовного просвещения и милосердия, а не в радостях греховных: в объедении, блуде, стяжательстве и горделивом возвышении одного над другим. И если присяжные будут равнодушно судить юношу, ничего не сделав для его будущего, для воспитания и образования его, чтобы сделать его лучше: не накормив, не напоив и в темнице не посетив, то человек, осужденный ими, посчитает себя никому ни в чем не обязанным. Он может остаться таким же злым и жестоким, как равнодушно поступившие с ним люди, и слепым на всю жизнь.
Однако нельзя быть и излишне жалостливым, сентиментальным и оправдывать преступление. Задача присяжных состоит именно в том, чтобы засвидетельствовать своим приговором перед всем обществом, что порок по-прежнему называется пороком и злодейство — злодейством и что нравственные основы страны все те же. Надо сказать правду и зло назвать злом, но при этом половину тяжести приговора взять на себя. Присяжные должны входить в зал суда с мыслью, что и они виноваты. Как писал Ф. М. Достоевский, «ибо был бы я сам праведен, может, и преступника, стоящего предо мною не было бы. <…> Поймешь, что и сам виновен, ибо мог светить злодеям, даже как Единый безгрешный и не светил. Если бы светил, то светом своим озарил бы и другим путь, и тот, который совершил злодейство, может быть, не совершил бы его при свете твоем». И Варсонофий Великий учил: «Согрешение брата мы должны почитать за свое собственное». Эта боль сердечная и есть наказание для присяжных.
Герои фильма постигают самую суть милосердия не через умственное осмысление, а через чувство «приобщения», через сопереживание, через сострадание скорбящей душе. Если нет этого живого созерцания и живой веры, то любое представление о Боге остается лишь мертвой схемой: «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17). Милосердие является одним из плодов Духа Святого (Гал. 5:22). Не имеющим любви нечего делать в царстве любви. Присяжные в поучительном фильме «12» проходят свое- образные мытарства, пытаясь совершить суд с милосердием, сохранить верность закону и оказать любовь страждущей душе. Действительно, «суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2:13). Ведь в Царстве Небесном умолкнут все языки, и только лишь язык сердца будет понятен. Сердца, живущего для других, или, иными словами, только того сердца, которое умеет любить.
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- Нахимовцы приходят в храм
- В Духовном центре готовятся к встрече абитуриентов
- Доброе слово для спасительной вести
- Приморские учителя прошли по Канавке Богородицы в Дивеево
- Архиерейская поездка по приходам Хасанского района
- Полет свободный... Служба в небе и на земле
- Бог или медицина? Кто сегодня дарует исцеление?
- Во главе островного братства
- Грани человеческого подвига
- «Подарок от кота Боба. Как уличный кот помог человеку полюбить Рождество»
- Не причинять вреда ребенку
- За «Словом» последовало «Благое дело»
- Почему мощи святителя Николая находятся в Италии
- Что для нас Пасха?
- В. Р. Легойда: Есть вещи, к которым художник должен подходить с особым тактом и вниманием
- Не богословие, а добрая сказка
- Рождественский вертеп. История появления
- Послушание матушки Cерафимы
- Светлана Копылова: «Миссия женщины — семья и материнство»
- Что значит Приморская земля для Японской Церкви