Интервью

«КОГДА МЫ ПРИХОДИМ К СТРАДАЮЩИМ ЛЮДЯМ, МЫ ПРИБЛИЖАЕМСЯ КО ХРИСТУ»

03.12.2010

25,55 KbЕпископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению рассказывает о делах милосердия как основе христианской жизни и о принципах работы Отдела.

—Владыка, Вы недавно возглавили Синодальный отдел по благотворительности после многих лет руководства аналогичной комиссией при Епархиальном Совете Москвы. Насколько применимы методы работы комиссии во всероссийском масштабе? Одинаковы ли социальные проблемы, стоящие перед Москвой и Россией?

—Задача Церкви — не столько решение социальных проблем, сколько проявление любви. И формы, в которых любовь может быть явлена, конечно, разные в Москве и в России, хотя есть и много общего. Все государственные учреждения, которым Церковь помогает, нуждаются в добровольцах, в посещениях священников, некоторые нуждаются даже в материальной помощи.

Я недавно беседовал с Чукотским епископом Никодимом, — там вся епархия 40 тысяч человек, — и спросил, чем ему нужно помочь. Он по-

просил любых консервов. Потому что там и русским, и чукчам просто есть нечего. Сейчас будем договариваться с дальней авиацией, которая туда летает, чтобы они бесплатно отвезли в эту Чукотскую епархию консервов.

В Москве не нужна, скажем, одежда, бывшая в употреблении, а в регионах она может быть востребована. Налаживая связь с епархиями, надо помнить, что Москва и вся Россия — это немножко разные «государства».

—  А как Вы будете перестраиваться после стольких лет работы в Москве: московскую специфику Вы знаете, но здесь получается столкновение с другой реальностью?

—Мы стараемся привлекать к работе в Отделе людей, которые работают в приходах в других регионах. И собираемся провести встречи по федеральным округам, собрать людей, которые занимаются социальной деятельностью. Это нужно и для того, чтобы помочь им в работе, и для того, чтобы узнать, какие у них есть проблемы в епархиях. Потому что созывать общецерковное собрание будет трудно, и сложно составить список тем, которые будут интересны и важны для всех. А на территории одного федерального округа есть общие проблемы, задачи.

В некоторых епархиях говорят: «Конечно, у вас в Москве и Петербурге денег полно, а у нас ничего нет». В наш Отдел сейчас перенаправляют письма с просьбами о помощи, которые поступают к Святейшему Патриарху. Недавняя история с девочкой из Одессы, которая получила инвалидную коляску, обратившись к Патриарху, — это только один пример. Таких просьб о материальной помощи Патриарху приходит очень много, и все эти письма отдаются на рассмотрение в наш Отдел. Мы их рассылаем по епархиям, просим епархиальных архиереев, чтобы они проверили, насколько просьбы актуальны, насколько они подлинны, действительно ли люди нуждаются в помощи, и затем уже стараемся как-то помочь. И вот я встретил епископа, которому перенеправили одно из этих писем, а он говорит: «Да, хорошо у вас канцелярия работает, нас завалили уже просьбами, а у нас батюшки живут в домах с глиняными полами, нам помогать нечем». Речь, конечно, идет не о том, чтобы Церковь подменила собой государственную структуру и начала материально помогать нуждающимся, а о том, чтобы возродить служение любви.

—Вы затронули важную тему: а священникам надо помогать? Ведь за пределами крупных городов духовенство часто живет очень трудно, и паства тоже совсем небогатая…

—Конечно, батюшкам нужно помогать. Ведь у большинства из них многодетные семьи. Я знаю священников, которым прихожане помогают воспитывать детей. В Москве есть один замечательный священник, у которого третий ребенок болен ДЦП, и сестричество, которое он создал, помогает в том числе и его ребенку.

Здесь могу рассказать одну любопытную историю. Есть в Москве владыка Анатолий, он служит в Тихвинском храме. Раньше он служил где-то на севере, там даже Святые Дары замерзали в Чаше — так было холодно. И когда кончалась служба, он уезжал, а люди еще ждали на холоде попутного транспорта. Он пожалел их, собрал всех своих священников, и сказал им: «Батюшки, давайте хотя бы будем прихожан поить чаем после службы». Один из священников сказал ему: «Владыка, я их чаем поить не могу, у меня 6 детей: трое своих, троих я усыновил. У меня денег на чай и сахар нет, поэтому я исполнить Ваше благословение не могу». Тогда владыка велел принести мешок сахара, отдал этому священнику и чай. Через два месяца батюшка пришел, поклонился владыке в ноги и сказал: «Вы знаете, теперь они сами все приносят. И я теперь безбедно живу. Спасибо большое, Вы меня вразумили, все теперь у нас хорошо». Так что, конечно, если отдать что-то малое, даже если это тебе самому нужно, то ответ будет обязательно. И как раз наша задача — зажечь искру любви.

— Какие первостепенные задачи сейчас стоят перед Вашим отделом, что надо решать в первую очередь?

— Сейчас мы собираем базу данных по всем епархиям, чтобы понять, как обстоят дела. Потому что до сих пор такой базы данных не существовало, и все социальные начинания не были известны даже священноначалию.

Не все священники, к сожалению, понимают, что имеется в виду под социальным служением и к чему нас призывает Святейший Патриарх. Они думают, что социальное служение — это давать милостыню нищим, и говорят, что нищие все обманщики, все пропьют, и если им начать давать, то, как говорят московские батюшки, «тут скоро все три вокзала соберутся».

А на самом деле социальное служение в Церкви должны совершать миряне, а священники его организовывать. Социальное служение должно вернуть в церковные общины ту любовь, которая была до революции. Вернуть то устроение людей, которое было до того, как по нашей стране таким страшным катком прокатилось безбожие. Раньше же люди были милосердными, не нужно было организовывать никакое социальное служение. Каждую Пасху, Рождество люди сами носили передачи, подарки в тюрьмы, посещали больных в больницах. Если ребенок оставался без родителей, то его усыновляла христианская община, его не отдавали в детский дом. Люди были, может быть, неграмотными, не знали Священное Писание, читать не умели, но в их сердцах была любовь. Современные люди очень жестокие и очень заняты собой, очень эгоистичные. И помочь им научится любви одними призывами, проповедями не удастся. Нужно объяснять им, почему без любви нет общины. И поэтому главная наша задача — привлечь именно мирян к служению милосердия. Если в приходских общинах начнется движение добровольцев, если они будут помогать нуждающимся, тогда, мне кажется, любви будет больше, и Церковь будет больше похожа на духовную семью.

— Основа социальной деятельности Церкви, по идее, — это приходы. Как направить общину на дело служения ближним? С чего стоит начинать молодым приходским священникам?

— Я думаю, что батюшкам нужно быть внимательными к своим прихожанам. И если они видят, что их прихожане нуждаются в помощи, то нужно эту помощь оказывать. Священникам нужно отвечать на просьбы тех людей, которые приходят в храм, и стараться помочь всем, чем можно, тем, кто делает добрые дела. К нам пришел, например, однажды Илья Кусков, он помогал бездомным, что-то делал сам, и видно было, что он действительно очень переживает за этих людей. Он активно занимался помощью, и мы стали ему помогать. Теперь Илья Кусков — знаменитый человек, который организовал «Автобус милосердия».

Нужно не выдумывать, а отталкиваться от конкретных нужд людей, которые приходят в храм. Если храм находится рядом с больницей, то ясно, что в эту больницу нужно ходить, навещать больных, пойти познакомиться с главным врачом, с руководством больницы, узнать, какая нужна помощь. Если рядом находится психоневрологический интернат или детский дом для детей-инвалидов — то же самое.

Когда человек живет в монастыре, он молится, это его главная задача, главное дело. А в миру что делать? Смотреть телевизор, ходить по магазинам, сидеть в Интернете? Может, это интересно, но во многом для души вредно. А помогать другим, разделять страдания других людей, — это значит быть со Христом. Христос не только там, где совершается литургия. Когда совершается литургия, мы, конечно, собираемся вокруг Христа. Но когда мы приходим к страдающим людям, мы тоже приближаемся ко Христу, потому что Христос с ними, со всеми брошенными, преданными, всеми забытыми, нуждающимися в помощи. Если мы хотим быть со Христом, то мы должны и на литургии быть, и идти туда, где страдают люди.

 

 

 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх