Статьи
Распространение Православия в Приморье (1854-1898 ГГ.)
25.07.2006
История Православия на юге Дальнего Востока в последние годы обратила на себя внимание целого ряда исследователей, изучающих ее с различных сторон (миссионерская, образовательная, культурная деятельность церкви и др.). Но пока остается проблема в том, что нет комплексного анализа истории Владивостокской епархии. В литературе отмечается, что начало деятельности Православной церкви в Приморье оказалось тесно связанным с процессом переселения.
Как известно, итогами договоров 1858 г. (Айгуньский) и 1860 г. (Пекинский) стало закрепление за Россией Уссурийского края (Приморья). Впрочем, первый летописец Владивостокской епархии А. Разумовский указывает на более раннее время - 1854 г., когда впервые русскими был основан военный пост Турий Рог на озере Ханка, который стал исходной точкой для окончательного проведения в будущем границы между Россией и Китаем. В начале русских в Приморье приезжало мало, что не скажешь о корейцах, которые в 60-х годах позапрошлого века в большом числе устремились в южные районы края, подталкиваемые сюда голодом на своей родине. Гражданами России Приморье стало активно заселяться только после 1883 года. Но процесс заселения края был сложным и противоречивым, часто русские переселенцы, не приспособленные к жизни в дальневосточных условиях, испытывали массу жизненных тягот. На этом внешнем фоне православие и стало распространяться в Приморье.
ЦЕРКОВНАЯ МИССИЯ
Как отмечается в литературе, большинство переселенцев в Уссурийский край были православными, то есть с вполне сложившимся религиозным мировосприятием. Понятно, что православная церковь не могла не поддержать колонизацию, поскольку она была включена в процесс государственного управления в синодальную эпоху. С другой стороны, в Приморье жило нехристианское население (китайцы, корейцев и коренные народы), для которых православие было незнакомо, но воспринималось как вера русских. Так что перед церковью вставали задачи создания на новых землях привычной для верующих духовной среды жизни и миссионерской работы среди некрещеных инородцев. Строились новые селения, строились и православные церкви.
В связи с этим, думается, однобоким будет такой взгляд, который представляет церковную миссию в Приморье, как выполнение сугубо государственной задачи. Говоря об участии церкви в программе переселения, не следует забывать о том, что в ходе освоения новых земель на Дальнем Востоке Русская Православная Церковь видела для себя промыслительное призвание выполнения своей внутренней задачи «идти», «учить» и «крестить» (Мф. 28: 19). Как отмечает ряд ученых, в этноконфессиональном сознании простого русского человека православная вера, государственные, патриотические и другие идеи тесно переплелись. Хотя среди части приехавших в Приморье православных людей в этот период уже обозначилось равнодушие к вере (у городских жителей-новоселов, у ссыльных), но для большинства земледельческого населения Южно-Уссурийского края потребность в православной церкви имела важное значение. И на новом месте жительства естественно было стремление людей к освящению всех сторон своей жизни молитвой и церковными таинствами. Это тот внутренний фактор, который нужно учитывать, если прояснять глубинные причины развития православной церкви в Приморье во второй половине XIX века. Лучшие государственные умы той эпохи это понимали и всемерно поддерживали развитие духовной жизни переселенцев. Так, император Александр III, на время правления которого выпало начало активной фазы освоения юга Дальнего Востока, проявлял личную заинтересованность в поддержке здесь православной жизни. То же можно сказать и о некоторых генерал-губернаторах Приамурья.
Итак, думается, уже с 1854 года Приморье стало рассматриваться в Камчатской епархии своей канонической территорией. Камчатские архиереи и Камчатская духовная консистория, миссионерский комитет, училищный совет и другие епархиальные органы, находившиеся с 1863 г. в Благовещенске-на-Амуре, управляли православными приходами и миссией в Приморье. Приходы, церкви и духовенство Южно-Уссурийского края непосредственно управлялись благочинными. Следует также обратить внимание, что с начала епархиальной власти большую помощь оказывало флотское духовенство, прибывшее в край вместе с морскими командами. В целом организационная сторона церковной жизни в крае в этот период ничем не отличалась от уже сложившейся в синодальную эпоху церковно-административной системы. Но были и свои особенности, например, в 1866 г. святителем Иннокентием Вениаминовым был учрежден «Комитет по устройству церквей Приамурского края», который действовал до 1896 г.
Поскольку Камчатская епархия охватывала огромную территорию, то ее архиереи физически не могли везде побывать, но добраться до Приморья из Благовещенска все же было легче, чем до Камчатки, поэтому сюда архиереи приезжали минимум раз в год, как то требовалось Духовным регламентом. Хотя первое время (до строительства железной дороги) благовещенские епископы испытывали некоторые сложности при совершении объездов церквей в Приморье, так как транспортная система только создавалась.
РАЗВИТИЕ
Основные направления развития Православия в Уссурийском крае определил святитель Иннокентий Вениаминов. Как архиепископ Камчатский он лично посетил Приморье в 1860 г. (пост Ольга), в 1862 г. (станицы по Уссури) и в 1867 г. (южное Приморье) с целью обычного для себя изучения местности и решения вопросов распространения Православия среди местных жителей и пришлых – корейцев и китайцев. Можно назвать примеры непосредственного участия и других камчатских епископов в истории православия в Приморье. Особенно выделялся миссионерским порывом епископ Мартиниан (Муратовский). Ревностно относился к проблемам церкви в Приморье епископ Гурий (Буртасовский).
В июле-августе 1885 г. в Иркутске прошел съезд сибирских епископов при участии губернаторов Восточной Сибири, посвященный анализу состояния Православия в Сибири. В целом суждения на Иркутском съезде позволяют получить представление о проблемах в православной жизни и на Дальнем Востоке в этот период, так как через православных сибиряков шла преемственная духовная связь к дальневосточникам в ходе переселения. Так, перед съездом стояли задачи устранения причин, препятствовавших улучшению религиозного состояния приходов, улучшения народной нравственности, искоренения раскола и развития проповеди в среде инородцев-язычников. Обращает на себя внимание то, что светские лица - губернаторы - обсуждали внутрицерковные вопросы.
Другой пример губернаторского участия в судьбах Православия на Дальнем Востоке можно привести в связи с деятельностью приамурского генерал-губернатора С. М. Духовского. Он инициировал открытие в Приморье первого Свято-Троицкого мужского монастыря в 1894 г. и лично помогал его обустройству. Далее он же в 1894-1895 гг. последовательно предлагал Государю Императору и Обер-Прокурору Святейшего Синода открыть во Владивостоке самостоятельную архиерейскую кафедру. Приведенные примеры показывают, что в этот период губернаторы на местах имели влияние на принятие решений по важным проблемам внутренней жизни церкви. Архиереи не были абсолютно независимыми от них в управлении епархиями.
Во внутренней жизни Православия в Приморье на этапе 60- 90-х годов XIX века главными были задачи строительства православных церквей и начало миссии среди корейцев. Чиновники из переселенческого управления свидетельствовали, что возможность посещения церкви играла важную роль в жизни простого православного народа, новоселы не хотели селиться там, где рядом не было церкви. Это и понятно: православное религиозное сознание молитвенно, пронизано храмовым богослужением.
СТРОИТЕЛЬСТВО
В строительстве церквей в этот период можно выделить два направления: 1) постройка храмов, молитвенных домов и часовень для русских новоселов; 2) открытие миссионерских станов для корейцев на Посьетском участке (крайнем юге Приморья). В 60- 70-х гг. XIX века первые храмы строились на южном побережье, в западных долинных районах вдоль китайской границы, в станицах по реке Уссури, позже церкви стали строиться в центральных районах. Но до середины 80-х годов храмостроительство продвигалось медленно, так как финансовых средств было мало. Возникла и организационная проблема: епархиальная власть и духовенство не знали точно всех новооснованных сел, сколько в них поселенцев православного исповедания, какое расстояние их от церквей и ближайших старых поселений. Для решения этих проблем с 1886 по 1889 гг. в Южно-Уссурийском крае был создан церковно-школьный комитет, который получил в учредительный фонд остатки переселенческого кредита государства за 1885 г. в размере 8500 рублей, в дальнейшем фонд также пополнялся остатками переселенческих кредитов. Комитет оказал помощь 18 приходам. Образование такого комитета было совершенно необходимо, так как бедность крестьянского населения не давала возможности быстрее строить храмы.
В 1894 году при ходатайстве генерал-губернатора С. М. Духовского в комитет Сибирской железной дороги были переведены остатки от переселенческого капитала за 1893 г. в сумме 35 тысяч руб. на постройку церквей и школ в Приморье. Основываясь на доступных архивных данных РГИА ДВ, предварительно можно сказать, с 1860 по 1885 гг. было построено 10 церквей, с 1886 по 1889 гг. - 9 , с 1890 по 1893 гг. - 7, с 1894 по 1898 гг. - 19. В 1895 г. открылся мужской монастырь со своей церковью. К концу 1898 г. (на год разделения Камчатской епархии) в Приморье числилось 45 приходских церквей (в т. ч. во Владивостоке 1, при мужском монастыре 1) и 17 часовень. При этом было 9 миссионерских станов, но в 5 корейских станах церкви представляли из себя простые фанзы (столбы обмазанные глиной, сверху покрытые соломой), поэтому секретарь Владивостокской духовной консистории не считал их за настоящие приходские церкви, называя их «слабым подобием церквей» без священников. Приходы Владивостокской кладбищенской церкви и Анучинский своих церквей не имели. Значит, в действительности можно говорить о 38 приходских церквях, имевшихся в Приморье к концу 1898 г. Но были еще воинские церкви: в 1898 г. во Владивостоке действовала 1 флотская церковь, правда, гражданское население не всегда могло туда попасть.
Таким образом, после 1894 г. храмов в Приморье стало строиться больше. Этому в немалой степени способствовала финансовая поддержка фонда имени императора Александра III при комитете Сибирской железной дороги, часть средств шла от Синода, часть собирали сами прихожане, жертвователей в это время было немного.
НАСЕЛЕНИЕ
Духовенство церквей в Приморье большей частью было выходцами из сибирских епархий. Государство старалось поддерживать материальное состояние духовенства лучше, чем это было в европейских районах России. В 1884 г. особые права и преимущества священно-церковнослужителей Камчатской епархии были утверждены Высочайшим указом, причем материально поощрялось продолжение службы в Камчатской епархии после 5-летней выслуги лет. В 1869 г. по Уссури числилось 4 священника. К концу 1898 г. в Приморье не хватало духовенства (имелось 29 священников, при 14 священнических вакансиях, треть приходов обходилась услугами соседних священников, увеличивая тем самым и без того громадные районы приходов).
Православный народ переезжал в Приморье из разных мест России, в основном из уральских, сибирских, а большей степени из украинских губерний. Естественно, они несли с собой свои обычаи. Городская паства (Владивосток и Никольск-Уссурийск) по сравнению с сельской была очень разнообразной по этническому и социальному положению. Такое разнообразие изначально создавало различия в духовно-нравственных устремлениях верующих.
Корейцы сплошь заселили крайний юг. Однако первоначально в 60-е годы XIX века миссионерское дело среди них было побочным делом для приходских священников Южно-Уссурийского края и только с 70-х годов на корейцев было обращено особое внимание со стороны священников юга Приморья.
ПОДВОДЯ ИТОГИ
Таким образом, первый этап распространения православия в Приморье (1854 – 1898 гг.) показал, Камчатская епархиальная власть совместно с генерал-губернаторами, контролировавшими деятельность церкви, видели своей главной задачей открытие в Приморье новых церквей и миссионерских станов, в помощь чему создавались специальные комитеты для построек храмов и школ. Только с середины 90-х годов храмов стало появляться больше, тем не менее приходы приобрели большие размеры, объединяя сразу несколько селений. Хотя священников привлекали в край разными льготами, но духовенства все-таки не хватало. С точки зрения правильной организации церковной жизни появились предпосылки к образованию во Владивостоке самостоятельной архиерейской кафедры, в необходимости чего в 1896 г. Святейший Синод принял принципиальное решение и в 1898 г. оно было утверждено Государем Императором Николаем II.
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- В поисках свидетельств мученичества
- «Церковь — большая семья»
- Афон — на «передовой»
- Святейший Патриарх Кирилл: «Наблюдать пути Божии»
- Цель поста — не угнетение тела, а помощь душе
- Скорая гуманитарная помощь
- Нахимовцы приходят в храм
- Доброе слово для спасительной вести
- Архиерейская поездка по приходам Хасанского района
- Полет свободный... Служба в небе и на земле
- Бог или медицина? Кто сегодня дарует исцеление?
- Во главе островного братства
- Грани человеческого подвига
- Приморские учителя прошли по Канавке Богородицы в Дивеево
- В Духовном центре готовятся к встрече абитуриентов
- Почему на иконе Воскресения Христова изображают под ногами Спасителя сломанные двери?
- Экология праздника
- Патриарх - молодежи: «Господь действует в жизни каждого из нас»
- «Успенский лекторий» — в домашней атмосфере
- Доступное добро: пригласить ребенка в гости