Статьи
Крестным ходом по родимой земле
23.05.2007Не только наши земляки, но москвичи, сибиряки, идут по земле Приморской с молитвами и песнопениями.
По благословлению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II 18 мая 2007 года начата Международная духовно-просветительская программа «Под звездой Богородицы», посвященная историческому событию – восстановлению единства Русской Православной Церкви. В рамках программы – Крестный ход по восьми направлениям, сходящимся к Москве.
Маршрут первого направления - самый длинный по протяженности и самый длительный по времени: от Владивостока до Москвы. На маршруте №1 такие города, как Хабаровск, Чита, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург. Как испокон веков, так и сегодня впереди Крестного хода несут святыни, призванные защитить не только участников, но всю Россию. Среди них – икона Пресвятой Богородицы «Державная», список Казанской иконы (XIX в.), крест-мощевик с частицами мощей нескольких древних святых и др. Эти святыни будут переноситься из храма в храм по ходу маршрута, жители Приморья смогут поклониться и помолиться им.
Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин 20 мая в проповеди в Покровском соборе призвал участников программы «Под звездой Богородицы» к молитвенно-покаянному деланию, которое им нужно пронести сквозь жар и холод, дождь и зной, молясь о спасении России и нашего народа. В этот день состоялся Крестный ход по городу Владивостоку, в котором приняли участие более 3000 человек. А на следующий день один из лучей звезды Богородицы взял направление на Москву. Пройдет год, прежде чем войдет он в Первопрестольную, а пока растянулось шествие вдоль трассы Владивосток - Хабаровск, каждым шагом сокращая расстояние между двумя дальневосточными столицами. С первых минут, даже часов еще не чувствуется усталости, на душе праздник сердце стучит в такт шагам. Оглядываются прохожие, притормаживают или приветственно сигналят встречные и попутные авто.
Руководит Крестным ходом по дорогам Владивостокской епархии протоиерей Игорь Талько, настоятель храма святых Кирилла и Мефодия. По его словам, те, кто решается отправиться в путь, должны хорошо рассчитывать свои телесные силы и отдавать себе отчет, что это не прогулка, а прежде всего духовный подвиг. Идут сестры Марфо-Мариинскрй обители, что на Седанке, шагают, чеканя шаг, хоть и не на параде, морпехи роты Почетного караула, поспешают за ними прихожане храмов, жители Владивостока и пригородов, пожелавшие просто присоединиться к шествию. Он еще небольшой, он только набирает силу – наш первый Крестный ход во имя спасения России. Так и должно быть – луч на конце тонкий, как игла, а ближе к центру это будет уже другое зрелище. Впрочем, дело не в зрелищности, хотя для Приморья, где церкви еще десяток лет назад по пальцам пересчитать можно было – это событие неординарное, потому волнующее, торжественное.
Не только наши земляки, но москвичи, сибиряки, идут по земле Приморской с молитвами и песнопениями. Идет бородатый сибирский казак Александр вместе с супругой Галиной – они специально из Сибири самолетом прилетели. Теперь для них путь домой один – вместе с Крестным ходом. А может, и дальше, на Москву, пойдут – как Бог даст. Мы разговариваем, и выясняется, что Галина родом из Киселевкска – города в Кузбассе, где родилась я, где прошло мое детство. Была на окраине города, недалеко от старого векового кладбища церквушка, приспособленная из обыкновенного сибирского пятистенка. Без колокольни. Потому, что колокола «мешали окрестным жителям». Мы помним одни и те же улицы, шахты, мы бывали в одних и тех же местах. И становится еще теплее, оттого, что тесен мир, что даже на краю земли российской встречаются земляки, и что объединены они не только землячеством – объединяет нечто большее, что зовется чувством Родины, большой, могучей, но нуждающейся в неусыпной заботе, защите. Станислава (в крещении Стефана) Стегалова из Москвы можно назвать администратором Крестного хода – он идет в самом конце многометровой колонны, раздает встречным и попутчикам освященные иконки «Державной», рассказывает, куда и зачем движется люд православный. Стефан выполняет благословение игуменьи Елисаветы, настоятельницы Спассо-Елизаровского монастыря Псковской епархии. Два ли года, меньше ли времени проведет в пути, Господь рассудит, а пока слушает москвич слова женщины из города Артема, к повороту на который уже дошел Крестный ход: «Я хотя бы километр прошла бы с вами, если бы заранее знала, что состоится такое великое событие, но я на машине…» Стефан предлагает выход из положения: подменить ее за рулем автомобиля. Они впервые видят друг друга, но у женщины нет и тени сомнения. Тут же выходит из машины, помогает выйти старушке, сидящей рядом – маме. Вместе с мамой она присоединяются к тем, кто шагает по дороге вслед за иконой Богородицы, так почитаемой в России – за всех, кто не знает, кто не успел, кому нет дела до Крестного хода.
Женщины прошли километра два, возможно, шли бы и дальше, но уже сам Стефан попросил их вернуться в машину – он ведь участник Крестного хода, и ему надо продолжать свою миссию, исполнять благословение игуменьи Елисаветы.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Угловом встречает шествие колокольным звоном – приветствует. Вместе с настоятелем храма отцом Сергием входят в храм, совершают молебен. Первый привал. Подхожу к Тамаре Леонидовне. Женщина почтенного возраста, она дошла-таки до первого привала, устала, конечно, но намерена продолжать путь. Тамара Леонидовна печет просфоры в Кирилло-Мефодиевском храме, настоятель которого и возглавляет шествие. День распогодился, солнышко ласково припекает – хорошо! Но на этом путь не заканчивается. Вот уже сынишка отца Игоря бегает между отдыхающими: пора идти дальше. Он как будто и не прошел эти километры от Владивостока до Артема. Да не просто шел впереди колонны, а несколько раз ухитрялся пробежать растянувшееся шествие «от головы до хвоста», так что, в отличие от остальных, его путь едва ли не вдвое длиннее.
Второй день пути закончился за селом Вольно-Надеждинским. Поднялись на мост, дошли до поворота на поселок Рыбачий – вечер приблизился. А завтра был праздник – перенесение мощей святителя и чудотворца Николая, угодника Божьего. На автобусах возвращаются в Покровский храм на вечерню, которую служит настоятель отец Сергий Бирюк в сослужении иерея Ильи из Успенского храма города Владивостока. Отец Илья – недавний прихожанин храма Покрова Пресвятой Богородицы, его наставлял в вере отец Сергий.
А морские пехотинцы расположились во дворе. Все молоденькие, осеннего призыва. На вопрос, устали ли, отвечают, что не такие марш-броски выдерживали, да еще бегом, да с полной выкладкой…
В обращении к православному люду России, опубликованном в майском номере газеты «Русь державная», говорится: «Крестным ходом пройдем по нашей родимой земле, чтобы вместе всем молиться горячо за Россию, чтобы вновь пробудилась в нас горячая вера предков, создавших великую Православную державу, чтобы прекратилось вымирание народа, закончилась смута в наших сердцах, умах и в нашей жизни. Чтобы вместе всем из глубины сердец просить Бога, Матерь Божию, родных русских святых о спасении России, народов наших, об укреплении нашей страны, которую единственную в мире называли святой, называли Домом Пресвятой Богородицы».
…Это только начало пути, начало истовой молитвы, но уже чувствуется ее свет – он на лицах участников Крестного хода, в глазах прихожан храма Покрова Пресвятой Богородицы. Хозяева церковного подворья приготовили путникам ужин, дом для ночлега. Утром, едва рассвело, они, помолившись святому заступнику всех странствующих Николаю угоднику, сели в автобусы, сложили свой нехитрый скарб и отправились к месту, где завершился их вчерашний путь. Так и пойдут – от города до города, от храма к храму, совершая свой подвиг во имя Христа, во имя Пресвятой Богородицы, защитницы земли русской.
Их путь по Приморской епархии - двадцать дней, в течение которых постепенно, согласно разработанному графику, будут присоединяться к Крестному ходу священники и прихожане церквей Владивостокской епархии, в том числе и тех, кто находится вдалеке от трассы, например, из Покровки, Кавалерово, Дальнегорска, Арсеньева. А потом в Крестный ход вольются православные из Хабаровской епархии.
Крестный ход от Владивостока до Москвы завершится в июне 2008. Мы свидетели начала этого пути, но уже с первых дней не проходит ощущение, что соприкоснулись с чем-то великим, возвышенным, объединяющим. И хочется сохранить это чувство, поделиться им, дать возможность всем людям почувствовать духовную связь, которая толпу преображает в народ, напоминая человеку, что он – образ Божий на земле.
Справка: Державная икона Божией Матери явилась, когда рушилась тысячелетняя Россия. Великое чудо русской истории совершилось 2/15 марта 1917 года - в день вынужденного отречения Царя явилась в подмосковном селе Коломенском Державная икона, через которую Матерь Божия проявляет особое попечение о нашем Отечестве.
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- В поисках свидетельств мученичества
- «Церковь — большая семья»
- Афон — на «передовой»
- Святейший Патриарх Кирилл: «Наблюдать пути Божии»
- Цель поста — не угнетение тела, а помощь душе
- Скорая гуманитарная помощь
- Нахимовцы приходят в храм
- Доброе слово для спасительной вести
- Архиерейская поездка по приходам Хасанского района
- Полет свободный... Служба в небе и на земле
- Бог или медицина? Кто сегодня дарует исцеление?
- Во главе островного братства
- Грани человеческого подвига
- Приморские учителя прошли по Канавке Богородицы в Дивеево
- В Духовном центре готовятся к встрече абитуриентов
- Почему на иконе Воскресения Христова изображают под ногами Спасителя сломанные двери?
- Экология праздника
- Патриарх - молодежи: «Господь действует в жизни каждого из нас»
- «Успенский лекторий» — в домашней атмосфере
- Доступное добро: пригласить ребенка в гости