Статьи

Школа, семья, Церковь - вместе против зла

31.01.2005

Иногда слышатся призывы ввести в школьную программу "историю мировых религий", "религиоведение" или иные подобные предметы, предлагаемые в качестве альтернативы православной культуре. Но здесь речь идет о сугубо информативных знаниях...

Православный храм в колонии г. Большой КаменьГлубокий интерес наших современников к вере и церковности - это не дань скоропреходящей моде, но насущная потребность множества человеческих душ, стремящихся обрести во Христе подлинный смысл бытия. Однако недоброе наследие периода государственного атеизма еще не изжито. На рубеже восьмидесятых и девяностых годов прошлого века богоотступничество привело к крушению атеистического государства. За этим последовало торжество потребительской психологии. В результате традиционные основы русской жизни до сих пор многими не востребованы.

Особенно пострадала семья, лишенная высшего - религиозного - идеала. Последствия деморализации семейных отношений оказались столь тяжкими, что сегодня мы поставлены перед выбором: быть или не быть Отечеству. Для того, чтобы Россия и другие славянские страны СНГ вышли из демографического кризиса, необходимы не только усилия государства, но и опора на нравственный потенциал Церкви.

Катастрофическое падение численности населения не может быть объяснено лишь экономическими факторами. Безусловно, материальное благополучие - важная составляющая человеческого бытия. Церковь согласна с тем, что государству и народу надлежит созидать обеспеченную, достойную жизнь. Однако, если обратиться к истории, можно увидеть, что наше Отечество переживало и более трудные в экономическом отношении периоды, но такого вымирания народа в мирное время доселе не было.

Формирование идеала крепкой и благополучной семьи могло бы стать важнейшей задачей средств массовой информации. К прискорбию, именно они нередко сеют в душах людей, особенно молодых, семена вседозволенности, распущенности, эгоизма, стремления к наживе любой ценой. В результате растет число супружеских пар, которые в угоду сиюминутному комфорту отвергают благословенный дар чадородия.

Глубокой болью отзываются в сердце и тревожные данные о числе детей, оставшихся без попечения. Эти юные люди, лишенные родительской любви, вынуждены влачить жалкое полуголодное существование. Они быстро втягиваются в преступный мир, который навсегда коверкает их души. Наш долг - вернуть этим детям радость родного дома. Люди, принявшие благородное решение усыновить или удочерить ребенка, должны получать мощную государственную и общественную поддержку.

Родительский дом для человека - это отправная точка жизненного пути. Здесь он учится говорить и ходить, думать и чувствовать. Здесь он получает привычку к любви или ненависти - к тому, чем живет и дышит родительский дом. Горше сиротства бывает воспитание во зле. Но счастлив человек, если через любовь отца и матери он до конца дней получает урок человеколюбия. Недаром в житиях подвижников мы так часто встречаем слова: родился в благочестивой семье, от боголюбивых родителей.

Прививать детям стремление к добру и верности, самоотверженности и бескорыстию, милосердию и состраданию вместе с семьей должна школа. Выступая за введение школьного предмета "Основы православной культуры", который - не устану повторять - является не религиозной, а культурологической дисциплиной, Церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизации.

Иногда слышатся призывы ввести в школьную программу "историю мировых религий", "религиоведение" или иные подобные предметы, предлагаемые в качестве альтернативы православной культуре. Речь идет о сугубо информативных знаниях, которые не смогут посеять семена добра в детской душе, приобщить ее к нравственному опыту прежних поколений. Убежден, что такой набор информации не разрешит главной проблемы: острой нужды в нравственной мотивации поступков. Для того, чтобы быть готовым бескорыстно помочь ближнему, отвергнуть преступные и бесчестные пути обогащения, отдать жизнь за Родину, мало знать сухие исторические факты. Для этого нужно иметь твердые представления о добре и зле, грехе и добродетели. Нужно помнить о высшей ответственности перед Богом и людьми.

(Из выступления Святейшего Патриарха Алексия II на Международных образовательных чтениях 2005 г.)

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх