Статьи

«В Библии каждый человек может найти себя»

09.12.2015

В конце октября 2015 г. научная богословская межъепархиальная конференция «Евхаристия и приходская жизнь» собрала во Владивостоке представителей ведущих богословских вузов России. На форуме затронули огромный пласт вопросов и проблем, связанных с Евхаристией. И мы будем возвращаться к этой поистине неисчерпаемой теме, одной из важнейших в жизни каждого христианина. 
С некоторыми тезисами доклада гостя конференции кандидата богословия, доцента Московской Духовной Академии, главного редактора порталов Bogoslov.ru и Bogoslov.tv (г. Москва) протоиерея Павла Великанова «Дискуссия вокруг проекта документа «О подготовке к Божественному Причащению» мы знакомили читателей в прошлом выпуске газеты. По окончании форума о. Павел ответил на наши вопросы.
 
— Отец Павел, примите нашу благодарность за доклад, было очень интересно. Какие из разделов портала bogoslov.ru Вы могли бы порекомендовать для самостоятельного изучения вопросов, касающихся евхаристии?
— Наверное, несколько слов сначала надо сказать о самом портале bogoslov.ru. В существующем виде он был создан в 2007 году, то есть в этом году ему уже исполнится восемь лет. Изначально цель портала была собрать разрозненные интеллектуальные силы Церкви в едином русле, чтобы создать качественную научно-богословскую среду.
Конечно, возникает вопрос: а разве этой среды нет в духовных академиях и институтах? Она есть, но ввиду малочисленности нашей профессуры по сравнению со светской у нас всё очень разрозненно. В каждом учебном заведении, в том числе и в Московской Духовной Академии, в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где есть семинарии и духовные училища, специалистов по тому или иному вопросу, как правило, немного. Специалистов, которые в состоянии дать квалифицированную оценку тому или иному явлению, написать статью, качественную рецензию.
Создавая портал bogoslov.ru, мы ставили задачу (которую, я считаю, вполне удалось решить) сделать площадку, на которой не только встречались бы богословы с разных мест как в священном сане, так и не в сане, но и светские специалисты, далёкие от Церкви, чувствовали бы себя вполне спокойно и комфортно. Чтобы можно было бы наладить какой-то диалог между церковным и светским научными сообществами.
Поэтому прежде всего мы старались выстроить редакционную политику таким образом, чтобы с одной стороны уйти от популярных направлений и актуальных вопросов, которые и без нас хорошо освещаются в целом ряде православных СМИ, а с другой стороны — не уйти в излишнюю академичность и абстрагированность от жизни.
Ситуация с документами Межсоборного Присутствия нам очень помогла в этом плане. Святейший Патриарх заострил особое внимание на важности развития общецерковной дискуссии по проектам всех принимаемых документов Межсоборного Присутствия, и появились три площадки: официальный сайт Межсоборного Присутствия, блог Межсоборного Присутствия и нам также была предоставлена возможность участвовать в этом обсуждении. Но по факту впоследствии оказалось, что и первая, и вторая площадка (не знаю, по каким именно причинам) не стали той средой, в которой велась бы не просто активная, но и продуктивная дискуссия. Она вся пошла как раз на нашем портале bogoslov.ru.
Мы стали заказывать статьи, соответствующие темам дискуссий, просили оставлять комментарии. Вы можете увидеть, что большая часть этих комментариев представляет собой тоже статьи, написанные в виде комментариев. То есть это не просто реплики, а весьма развёрнутые комментарии, продуманные и потребовавшие серьёзного усердия, труда и потраченного времени.
— Для обычных прихожан, которые не находят в себе сил вникать в богословские тонкости, можно найти нечто полезное и интресное?
— Для неспециализированной аудитории портал bogoslov.ru может быть интересен прежде всего разделом Межсоборного Присутствия, где собраны все материалы, касающиеся не только документа о подготовке и участии верных в Евхаристии, но и касающиеся других вопросов: использования церковнославянского языка, отношения Церкви к средствам электронной идентификации личности и т. д.
– Может ли портал предложить что-нибудь для катехизаторов и преподавателей воскресных школ?
— Есть несколько подпроектов, например проект с доменом 
mir-slovo.ru — это совместный проект Московской патриархии, портала bogoslov.ru и Радио России (ВГТРК), который осуществляется по благословению и под руководством архиепископа Егорьевского Марка уже более десяти лет. Это создание цикла радиопостановок, посвящённых различным вопросам как библейской истории, истории Церкви, так и базовым христианским понятиям. Туда входят цикл «Религиозная энциклопедия», представленный под названием «Христианская мозаика», цикл «Россия. История в лицах», цикл «Европа. Великие имена», циклы «Библия для детей», «Пастырские беседы» и «Паломник».
Это краткие десятиминутные радиопостановки, созданные с привлечением народных артистов России, имеющие целью в доступной и неутомительной форме рассказать совершенно неподготовленному слушателю как об истории церкви, так и об основных ключевых понятиях христианской веры. В каждом из этих разделов более сотни публикаций, которые представлены как в текстовом, так и в формате аудио.
К написанию текстов привлекались преподаватели Московской Духовной Академии, светских университетов. Качество их очень высокое. Часть этих материалов была издана в виде нескольких книг — «Простые ответы на сложные вопросы», «Аксиомы веры», «Школа веры». Последнее издание решением издательского совета Московской патриархии в 2012 году было номинировано на бесплатное распространение всеми епархиями Русской Православной Церкви, издано тиражом в 100 тыс. экземпляров и разослано по епархиям. Там тоже есть публикации, посвящённые основам веры, таинствам. Это очень удобный инструмент для различных катехизических бесед, миссионерских встреч.
Я знаю, что некоторые из этих аудиоматериалов активно используются в воскресных школах для взрослых. Прослушивание этих кратких десятиминутных материалов даёт мощный толчок к дальнейшему обсуждению выбранной темы, в ходе которого можно многое более подробно проговорить и таким образом дать всестороннее обсуждение вопроса. Как правило, самое сложное в таких беседах — это их начать, раскачать аудиторию, сделать вопрос интересным для обсуждения.
— Расскажите о новом проекте портал bogoslov.tv.
— Этот проект, как следует из расширения доменного имени, является агрегатором видеоматериалов нашей киностудии «Богослов». В этом году мы реализовали при помощи президентского гранта проект «Лица Академии», в рамках которого были отсняты получасовые беседы с ведущими профессорами и преподавателями МДА на разные темы. Они все там опубликованы. Там же опубликованы интервью с афонскими монахами, в которых, возвращаясь к теме Евхаристии, освещены и вопросы о том, каково афонское представление о месте Евхаристии в жизни монаха, как они готовятся к причащению, каковы условия допуска к причащению или, наоборот, отлучения от причащения по их практике.
Думаю, это такая золотая духовная сокровищница, которая на сегодняшний момент у нас есть, к которой мы можем спокойно обращаться. Одно дело, когда вы читаете отредактированный текст, и совершенно другое впечатление, когда вы видите живое интервью с человеком, вкладывающим, может быть, совершенно неожиданные смыслы в какие-то наши представления.
Я вспоминаю интервью с игуменом одного скита, в котором он рассказал потрясающий совершенно случай из практики и реальности нашего времени. Это рассказ об одном приходском священнике, который и по сей день служит в Центральной Греции и прославился огромным количеством чудес — исцелений и явного действия божественной силы, Божьего присутствия. Молва об этом священнике как о чудотворце никем не оспаривается. И вот вдруг правящий архиерей получил на этого священника донос о том, что этот батюшка перед тем, как служить литургию, нарушает евхаристический пост. Архиерей приехал к батюшке домой, остаётся у него ночевать, чтобы проверить. И действительно, утром батюшка пригласил архиерея к плотному завтраку. Батюшка этот был без всякого образования, ничего не заканчивал, и по своей природе был такой препростый. Архиерей ему говорит: да как ты смеешь — ты что, не знаешь, что к евхаристии, к причастию мы приступаем натощак? А в ответ священник говорит с глубоким изумлением: владыко, подумайте сами — вы хотите, чтобы я сначала вкусил Христа, а потом завалил его в своём желудке горой всякой еды? Я хочу, чтобы сначала поесть плотно, а потом сверху чтобы воссел Христос, как Царь на троне. Услышав такое объяснение, архиерей махнул рукой и сказал: ладно, поступай, как знаешь.
Подобные случаи позволяют разорвать те шаблоны, которые у нас существуют иногда даже в ситуациях, очевидно требующих иного понимания, например, когда священники отказываются причащать грудных младенцев, мотивируя это тем, что у них в желудке материнское молоко. Такое непонимание того, ради чего мы соблюдаем евхаристический пост, превращается из инструмента воспитания человеколюбия в бич человеконенавистничества. Как можно от годовалого или двухгодовалого ребёнка требовать ничего не есть перед причащением, когда он ничего ещё не понимает и не может нести на себе сознательно подвиг воздержания ради того, чтобы причащаться. То, что можно требовать от детей постарше — начиная с трёх, четырёх, пяти лет, — для грудного или ребёнка в возрасте одного-двух лет просто неприменимо.
Мне очень хочется надеяться, что наши зрители, в том числе и из Владивостокской епархии, оценят предлагаемые нами материалы, которые к тому же можно комментировать, вступая в дискуссии, с чем-то соглашаться, с чем-то спорить и т. д.
– А что вы можете посоветовать современным нашим прихожанам, желающим почерпнуть духовные наставления? Кого вы рекомендуете читать, слушать, смотреть на портале bogoslov.ru?
— Мне кажется, сейчас очень важно познакомиться с духовным опытом, который подтверждён историей. У нас есть множество публикаций современных богословов и пастырей. Я ничего плохого не хочу о них сказать. Но хочется, если уж рекомендовать, то рекомендовать то, что проверено временем. Потому что в ХХ веке, к сожалению, имели место порой богословские спекуляции исключительно интеллектуального характера, когда, познакомившись с творениями святых отцов, иногда достаточно поздних, иногда достаточно выборочно и фрагментарно, люди начинали строить представления о том, что такое духовная жизнь, при этом не погружаясь и даже не касаясь самой этой духовной жизни.
Полной противоположностью этому является то, что происходило на протяжении всего ХХ века на святой горе Афон в лице прежде всего преподобного Иосифа Исихаста и целого ряда его учеников. Это Харлампий, преподобный Порфирий Кавсокаливит, Иосиф — ученик Иосифа Исихаста, Арсений, преподобный Паисий Святогорец.
Мне кажется, что сегодня русскому верующему православному человеку крайне важно познакомиться с этими сочинениями, потому что это плод не такого «мозгового» богословствования, а плод огромного напряжения духовных и душевных сил в стремлении достигнуть Христа.
Если мы возьмём несколько лет назад переведённые и изданные в Москве проповеди схиархимандрита Эмилиана (Вафидиса), игумена монастыря Симонопетра, то, начав читать его слова о молитве, вдруг начинаешь понимать, что тебе хочется молиться, и не потому, что тебе пообещали какие-то золотые горы, а потому что вдруг приходит осознание того, что молитва — это не долг, не обязанность, а уникальная возможность для человека получить то, чего он никакими другими путями и способами получить не может. Понимаешь, что человек, который не молится — сам себя окрадывает в таком богатстве, которое, в общем-то, лежит у него в любом месте и всегда перед ним. Это говорит о том, что человек выстрадал саму молитву огромными трудами, подвигом, и получил ещё такой дар донесения этого опыта до других.
Могу посоветовать и думаю, что это необходимо, познакомиться с творчеством замечательного русского богослова и очень глубокого мыслителя Сергея Иосифовича Фуделя, который, не будучи облачён священным саном, имел очень богатый опыт духовной жизни.
Его экклезиология не «придумана», а выстрадана в сложнейший период испытаний нашей Церкви, когда перед многими глубоко верующими людьми стояла дилемма согласиться с тем положением Церкви, которое было обусловлено атеистическим государством, либо уходить в подполье, образуя какие-то альтернативные официальной Церкви структуры, скрываться, переживая состояния, близкие к опыту первых христиан, опыту гонений, уничтожения, исключения из всех сфер общественной жизни и из жизни вообще.
Всё это Сергей Иосифович подверг глубокому жизненному анализу и сделал выводы, которые сегодня нам помогают понять, где Церковь, а где призрак Церкви, церковный двойник. Этим двойником на самом деле может стать каждый из нас в зависимости от того, чем мы занимаемся, как мы себя ощущаем и определяем в Церкви.
Я думаю, труды С. Фуделя очень важны с одной стороны как богословское наследие, а с другой стороны являются очень важным предупреждением всем нынешним нашим церковным людям о том, что сам факт нахождения нашего в Церкви как в неком институте, в некой системе ещё совершенно не означает нашего нахождения в Церкви как в Теле Христовом. Труды С. Фуделя позволяют найти те самые маркеры, которые позволяют это определить для себя.
– Как изучать Евангелие современному человеку? На что опереться при этом?
Для этого надо прежде всего приучить себя Евангелие регулярно читать. Иначе никакой его актуализации не произойдёт. Чтение Евангелия должно входить в ежедневное молитвенное правило всякого христианина.
И вот здесь мне хотелось бы напомнить слова святителя Феофана Затворника, советовавшего читать до тех пор, пока не согреется сердце. То есть я бы здесь не стал формализовывать объём чтения. Читать надо до тех пор, пока что-то не «зацепит» душу. И это может быть не обязательно какое-то нравоучение (хотя и оно может быть), «зацепить» может любой эпизод жизни Христа Спасителя, потому что всё это простирается по сей день и является актуальным.
Мне кажется, что хорошо, когда человек читает Евангелие до тех пор, пока что-то не тронет его сердца. После этого необходимо эту мысль как можно дольше в себе подержать, с нею походить и постараться посмотреть сквозь неё на нашу жизнь, на то, а как мы можем то, что нас тронуло, превратить в какое-то действие, какую-то практику.
Самое страшное в духовной жизни христианина — это привычка к святыне, и не обязательно к святыне материальной, но к святыне духовной, которой является Священное Писание. Евангелие — это не просто исторический литературный памятник, а прежде всего кладезь различных парадигм поведения. Не только Евангелие, но всё Священное Писание представляет собой своего рода слепок с тех личностных архетипов, которые были раньше и существуют по сей день.
В Библии каждый человек может найти себя — героем притчи, повествования, историческим персонажем. Но для этого, конечно, надо Священное Писание знать и изучать. Очень важно, чтобы это изучение происходило не стихийно, а под каким-то духовным руководством.
Например, в нашем храме такие евангельские беседы проводятся с зачитыванием небольшого отрывка Евангелия, и потом священник вместе с прихожанами и пытаются его актуализировать в дальнейшем обсуждении и беседе, стараясь разобрать и понять, какое отношение данный отрывок имеет к сегодняшнему дню.
Подобные беседы может проводить не только священник, но и любой мирянин с начальным богословским образованием или даже без оного, но имеющий опыт церковной жизни и понимающий суть христианского вероучения. Полагаю, что возрождение традиционных библейских собраний в нашей Церкви позволит существенным образом не только повысить интерес к Священному Писанию, но и улучшить качество христианской жизни.
— Вы можете посоветовать сайты, которые были бы полезны нашим читателям?
— Есть сайт ekzeget.ru. Его создал священник Сергий Жидков как православный аналог «Википедии» — свободную религиозную энциклопедию «Экзегет», где не только выложено Священное Писание, но и собрано большое количество как прямых толкований по всему корпусу Библии, по каждому стиху, так и различных сопутствующих материалов: это проповеди известных проповедников — пастырей, архипастырей, это историко-лингвистический анализ и историко-культурный контекст комментируемых фрагментов. Практически на весь корпус Библии есть комментарии: блаженный Феодорит Кирский, святитель Иоанн Златоуст, Феофан Затворник и многие другие святые отцы и не только святые отцы, но и известные богословы и проповедники, толковая Библия А. П. Лопухина там представлена и т. д. Это существенно помогает в понимании разных подходов к толкованию Библии, пониманию того, как можно Священное Писание актуализировать и приложить к современной нашей действительности.
— Как относиться к различным новым расширенным переводам Священного Писания, распространённым в Европе?
— Я не думаю, что это можно назвать актуализацией Писания. Если мы говорим об однополых браках, например, то их «актуализация» становится по сути дезактуализацией Писания, потому что такие «переводчики» просто механически убирают из текстов Священного Писания все те места, которые однозначно осуждают однополые браки и всё, что с этим связано. Это просто сознательный обман.
 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх