Статьи
Мы призваны разделять с людьми духовный опыт любви...
29.11.2013
20 ноября 2013 года, в день своего рождения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом.
Сегодня у нас были два удивительных чтения, которые попадают на этот день. Конечно, каждый раз это разные чтения. Апостольское чтение (Кол. 3:17–4:1) рисует нам замечательную картину гармонии людей, живущих христианской жизнью. Апостол говорит о том, как жены должны любить своих мужей, как мужья должны любить и заботиться о своих женах, как дети должны слушаться родителей и как родители не должны досаждать своим детям. И кажется, если бы так все выстраивалось в жизни, какой был бы мир, покой и радость, как бы люди укрепляли друг друга своей любовью, своей поддержкой! Но ведь этого не происходит во многих случаях. И Евангельское чтение (Лк. 12:48–59) будто идет вразрез с апостольским чтением. И Господь говорит о том, что люди разделены, в том числе разделены и через Его в мир Пришествие. И Он говорит об этих разделениях между мужем и женой, между родителями и детьми.
Так что же реально происходит — разделение или со- вместная жизнь? Что реально происходит — торжество человеческого счастья и любви или конфликты? На этот вопрос можно только так ответить: и то, и другое. И в конце концов каждый человек выбирает одно из двух, выбирает своей свободной волей. И если он выбирает конфликт, это не значит, что он ненормальный человек и хочет себя погубить, совсем не так.
Кто же хочет себя погубить, когда, движимый любовью, вступает в брак? Ведь брак связан со счастьем, благополучием — это то, что описывает апостол Павел в сегодняшнем своем послании. Почему же так часто брак становится источником разделений, скорбей, конфликтов, ненависти, противостояний и даже криминала? А потому что потенциал любви оказался исчерпан, разрушен, и на его место приходит антипод любви — ненависть, злоба и разрушение.
Вот почему сегодня в этих двух новозаветных чтениях мы и видим две картины — потому что не существует одной картины мира. Есть идеальная картина, которую описывает апостол Павел, но есть и реальная картина, о которой говорит Господь в Своем Евангелии.
А где же в этом все мы? Мы с вами в самом эпицентре этого противоречия и этих конфликтов. Мы как Церковь призваны разделять с людьми величайший духовный опыт любви. Мы призваны эту дивную картину гармонии, которую рисует апостол Павел, помочь людям понять, принять сердцем и душой и осуществить в своей жизни.
Но одновременно, зная о том, что очень многие не способны обычно к такого рода деланию, Церковь должна обращаться и к ним — к тем, кто склонен разрушать, а не соединять, ненавидеть, а не любить. Наше обращение должно быть ко всем, для того чтобы Божий замысел о мире, о человеке, о человеческой семье, о человеческих отношениях воплотился в жизнь.
Собственно говоря, потому и Церковь оказывается в эпицентре борьбы, совсем этой борьбы не желая, никого не обижая. Нельзя назвать ни одну другую организацию, которая бы так обращалась к людям в общественном пространстве: никаких оскорблений, никаких упреков. Но одновременно Церковь, неся это тихое свое слово со- временному человеку, не может отказаться от своего призвания грех называть грехом, а грешника призывать к покаянию.
Это особенно значимо звучит в современной жизни, когда многие грешники призыв к покаянию воспринимают как некую агрессию, как давление, как проявление мифического сращивания Церкви с государством — Церковь, мол, становится идеологическим прессом, разрушает свободу, не дает дышать. Оглядитесь вокруг себя на все то, что вас окружает: на телевизионные программы, на рекламу, на образ жизни, на переполненные рестораны во время Великого поста. Церковь же никого не вытаскивает из этих ресторанов, никого силой ни к чему не принуждает. Она просто обращает свое послание к людям. И даже это послание, строго основанное на слове Божием, воспринимается как некое давление и диктат.
Есть ли в этом что-то новое? Нет. Потому что Господь сегодня в Евангелии говорит нам, что будет разделение между мужем и женой, между детьми и родителями. Потому что одни встают по одну сторону этого Божественного слова, а другие по другую сторону.
И сегодня, обращаясь к вам с великой благодарностью за ваши молитвы, за вашу поддержку, за вашу любовь, которую я искренне чувствую своим сердцем, прошу и впредь помнить в своих молитвах Патриарха, который уже в силу одной только должности всегда является главной целью и мишенью тех, кто, борясь с Церковью, со словом Божиим, с посланием Самого Спасителя, обрушивает на нее свои удары.
Я со смирением и с полным пониманием особенности Патриаршего служения принимаю все то, что я должен принимать: и любовь, и ненависть, — все слагаю в сердце своем. И прошу у Господа только одного: чтобы никогда в моем сердце не было ни злобы, ни ненависти. Потому что только сердце, отданное Христу, может быть способным проповедовать Его слово и убеждать людей.
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- В поисках свидетельств мученичества
- «Церковь — большая семья»
- Афон — на «передовой»
- Святейший Патриарх Кирилл: «Наблюдать пути Божии»
- Цель поста — не угнетение тела, а помощь душе
- Скорая гуманитарная помощь
- Нахимовцы приходят в храм
- Доброе слово для спасительной вести
- Архиерейская поездка по приходам Хасанского района
- Полет свободный... Служба в небе и на земле
- Бог или медицина? Кто сегодня дарует исцеление?
- Во главе островного братства
- Грани человеческого подвига
- Приморские учителя прошли по Канавке Богородицы в Дивеево
- В Духовном центре готовятся к встрече абитуриентов
- Почему на иконе Воскресения Христова изображают под ногами Спасителя сломанные двери?
- Экология праздника
- Патриарх - молодежи: «Господь действует в жизни каждого из нас»
- «Успенский лекторий» — в домашней атмосфере
- Доступное добро: пригласить ребенка в гости