Миссионерское обозрение

Осторожно! Это неправо славие

04.01.2008

Недавно Челябинская епархия была взбудоражена слухами о том, что, дескать, в областном городе Чебаркуле появился собственный святой — некий отрок Вячеслав Крашенинников. Поиск в Интернете выдал несколько ссылок на статьи о Славике разных авторов и на книгу «Ах, мама-маменька», а также на сообщения в некоторых форумах, где различного вероисповедания люди делились своими впечатлениями от этой и других книг о Славике. Оказалось, что всего в бумажном варианте было выпущено уже четыре книги (а возможно, и больше) о «чебаркульском отроке» разных авторов, в том числе одна была написана его матерью, Валентиной Крашенинниковой. При прочтении оказалось, что эти книги полны описаниями самых невероятных чудес, якобы совершавшихся по молитвам к Славику после его трагической смерти от рака в 10-летнем возрасте, а также апокалиптических «пророчеств» Славика. Не обошлось и без «сеансов исцеления». Из книг можно сделать вывод, что больные текли к мальчику едва ли не непрерывным потоком, и каждый получал исцеление от своей телесной немощи. Но даже самый поверхностный анализ этих книг выявил значительные отступления от богословия и традиций Православной Церкви.

ОБРАЩЕНИЕ митрополита Челябинского и Златоустовского Иова к духовенству и верующим Челябинской епархии в связи с распространением ложного культа почитания «отрока Вячеслава Чебаркульского»

«Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире… Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога: знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения» (1Ин. 4:1, 5—6).

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

В наши дни, когда Русская Православная Церковь переживает небывалое возрождение, когда наше общество обретает дорогу к вековым ценностям православия, восстанавливаются храмы, монастыри, духовные школы, обильно возрастает нива духовного просвещения, прославляются имена истинных подвижников благочестия, христианское сердце не может не радоваться. Однако, по слову Священного Писания, «когда взошли всходы и показался плод, тогда явились и плевелы» (Мф. 13:25). Вместе с настоящим почитанием святых, верою и житием угодивших Богу возникают различные культы поклонения лжесвятым и лжепророкам, кощунственно использующие церковную обрядность и откровенно враждебные духу веры, истины и любви. Таков и самоизмышленный культ поклонения «отроку Вячеславу», имеющий место в городе Чебаркуле и усиленно распространяемый группой антицерковно настроенных людей через брошюры, книги и аудиопродукцию не только на канонической территории нашей епархии, но и в других регионах. Причиной этому служит безмерное славолюбие, гордыня и духовная слепота этих заблуждающихся и коснеющих в своих суевериях «ревнителей святого отрока». Описания странных и нелепых «чудес» и «пророчеств», переполняющие данные душепагубные сочинения, почти магические ритуалы на месте погребения этого ребенка, неканонические иконы и акафисты — все это составляет основу деятельности последователей чебаркульского лжесвятого. Из опыта Церкви мы знаем, как легко подобные заблуждения соблазняют простых и легковерных людей и, отсекая их от Тела Церкви, уводят к погибели.

«Были и лжепророки в народе, как и у вас, будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и навлекут сами на себя скорую погибель» (2Пет. 2:1), — предостерегает нас Церковь устами апостола.

Миссионерский отдел и богословская комиссия нашей Челябинской епархии уже высказали авторитетное суждение по этому вопросу и выступили с заявлением, которое я как правящий архиерей всецело одобряю и поддерживаю.

«Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» (2Пет. 3:17).

Основанием нашей духовной жизни является верность канонам Матери-Церкви, православному вероучению, следование божественным установлениям и словам Священного Писания и Священного Предания.

Призываю вас, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, отвращаться ложного культа «отрока Вячеслава Чебаркульского», чуждого духу и учению Христовой Церкви, и объяснять всем верующим и обращающимся к вам людям всю опасность и пагубность этого явления.

Итак, «возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь» (2Пет. 3:18).

С любовью о Господе, Иов, митрополит Челябинский и Златоустовский. 29 октября 2007 г.

ЗАЯВЛЕНИЕ Миссионерского отдела Челябинской епархии Русской Православной Церкви о деятельности религиозной группы В. А. Крашенинниковой

«Проповедуй слово, настой вовремя и не вовремя, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим., 4:2—4).

Миссионерский отдел Челябинского епархиального управления Русской Православной Церкви с глубоким прискорбием и тревогой констатирует растущее в Челябинской области и России религиозное почитание скончавшегося почти 15 лет назад чебаркульского школьника Вячеслава Крашенинникова (1982—1993), объявленного некоторыми средствами массовой информации уже и «пророком», и «святым», и «блаженным», и даже «великомучеником». Совершаются паломничества к его могиле, причем земля, взятая с нее, используется в магических, отвергаемых Православной Церковью, ритуалах; написаны акафист и соответствующая икона. Таким образом, создаются предпосылки формирования в Челябинской области нового культа, кощунственно использующего православную обрядность и эксплуатирующего естественное человеческое стремление к надмирному, горнему.

Известность к мальчику, именуемому не иначе, как «святой отрок Вячеслав», пришла после издания его матерью В. А. Крашенинниковой книги воспоминаний, озаглавленной «Чудеса и предсказания отрока Славика», и ряда других книг, в настоящее время, к несчастью, распространяемых и через сеть церковных лавок. Эти книги достаточно широко рекламируются как «православные»; некоторые из них даже имеют благословения, полученные обманным путем.

С совершенной убежденностью можно констатировать: писания В. А. Крашенинниковой и людей ее круга, посвященные «отроку Вячеславу», никакого отношения к православию не имеют. Покойный Вячеслав Крашенинников, в понимании Русской Православной Церкви, не являлся ни пророком, ни мучеником, ни святым. Высказываемые им суждения о религиозных истинах могут восприниматься серьезно только в контексте отношения к ним взрослых и духовно заблудившихся людей — людей, очень часто преследующих корыстные, далекие от подлинной религиозности цели. Мы же «должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (Евр. 2:1).

Нам понятна и близка скорбь матери, потерявшей совсем юного сына. Но, понимая и разделяя эту скорбь, мы с горечью констатируем, что последующие ее действия, направленные к возбуждению общественного мнения и почитанию покойного ребенка как святого, не соответствуют церковному вероучению и церковной практике канонизации и почитания святых.

Миссионерский отдел свидетельствует о высокой духовной опасности культа, формирующегося вокруг покойного Вячеслава Крашенинникова и мимикрирующего «под православие». Причину появления такого культа мы усматриваем прежде всего в славолюбии, в необузданной человеческой гордыне, в стремлении выделиться среди себе подобных особой близостью к Богу, причастностью к каким-то сверхчеловеческим возможностям, способностям и тайнам. Но это путь, ведущий к погибели, ибо «только смиренных возвышает Господь» (Пс. 146:6), сказавший о Себе: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).

Не в религиозном поклонении нуждается покойный мальчик, легкомысленно объявленный Божиим угодником, а в усердной молитве — прежде всего, в молитве о нем матери.

Православная церковь в своем предстоянии пред Престолом Божиим поминает всех своих чад, от века почивших. С древних времен все угодники Божии до момента канонизации поминались только во время совершения панихид и заупокойных литий. Лишь факт канонизации позволял служить им молебны и акафисты. Только далекие от Церкви люди могут, подобно представителям группы В. А. Крашенинниковой, столь грубо пренебрегать этим многовековым опытом молитвы.

Православная Церковь всегда будет молиться о вразумлении заблудших и об упокоении души скончавшегося от болезни отрока Вячеслава.

Итак, дабы избежать соблазна и уклонения от Истины, полезно вспомнить слова апостола Павла: «Непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться… Пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен… Будь бдителен во всем» (2 Тим. 2:16—17; 3:14; 4:5) и «Негодных же и бабьих басней отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1Тим. 4:7).

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх