Свято-Троицкий Николаевский Шмаковский монастырь

Идея об учреждении в Приамурском Крае мужского монастыря принадлежит архиепископу Камчатскому, Курильскому и Благовещенскому Иннокентию (Вениаминову). Основателем монастыря стал иеромонах Алексий (Александр Захарьевич Осколков). Указ об учреждении Приамурского Свято-Троицкого Николаевского мужского общежительного монастыря Священный Синод утвердил 1 ноября 1894 года.

Александр Осколков происходил из старинного дворянского рода Осколковых из Великого Новгорода, где еще в 1375 году Осколковы были "именитыми людьми". В старинном роду Осколковых были предприниматели, имевшие дело в Сибири и конкурировавшие там со знаменитыми Строгановыми. Один из предков Александра Захарьевича совместно с иеромонахом Макарием в 1681 году учредил на Байкале Посольский монастырь.

Святитель Иннокентий МосковскийВ восьмидесятые годы Александр Осколков посетил Афон, где близко сошелся с настоятелем Русского Пантелеимоновского монастыря о. Макарием и настоятелем Иерусалимской миссии о. Антонином. Здесь, на Афоне, приняв монашеский постриг с именем Алексия, он несколько лет прожил отшельником. В 1892 году о. Антоний пригласил его расписать храм Святого Апостола Петра в Яффе. Отец Алексий был талантливым иконописцем. Вскоре после выполнения этого послушания он перешел в Камчатскую епархию с благословением афонских старцев устроить в этих диких краях иноческую обитель.

Иеромонах Алексий прибыл в Камчатскую епархию 27 сентября 1893 г. Сразу же по прибытии в Камчатскую епархию, иеромонах Алексий деятельно взялся за исполнение своей миссии: он собирал добровольные пожертвования, подыскивал место для устройства монастыря. Устав Свято-Троицкого Николаевского монастыря был взят в точности с Валаамского и соблюдался с такой же точностью, как и в последнем. Официальное учреждение нового монастыря состоялось 1-го ноября 1894 года Указом Святейшего Синода.

Первыми насельниками нового монастыря стали прибывшие с Валаама иеромонах о. Сергий и иеродиакон о. Герман. Иноки ревностно служили Богу и исполняли все хозяйственные послушания: рубили и вывозили лес для монастырских построек и на дрова; строили помещения и вели хозяйство; косили сено и заготовляли припасы на зиму; готовили пищу себе и немногим рабочим, а по воскресеньям и праздничным дням всем приходившим богомольцам. Первые годы были очень трудными. Остро ощущался недостаток пищевых запасов и предметов первой необходимости, зимой иноки страдали от холода.

Начало строительства храма во имя св. Иннокентия ИркутскогоПосле ухода на Афон удрученного немощами преклонного возраста игумена Алексия с 1 января 1897 года настоятелем монастыря был назначен молодой иеромонах Сергий. Самоотверженность и бескорыстный труд иноков привлекли местное население. В монастырь на послушание начали приходить крестьяне окрестных сел. Поступая в монастырь, каждый вносил на обновление обители свой посильный вклад: деньги, пчел, хлеб, волов, лошадей.

Вскоре начали поступать пожертвования из ближайших сел и городов, а затем и из дальних мест. Увеличилось количество насельников. Когда в число монастырской братии стали поступать уволившиеся в запас из армии и флота, бывшие в своем большинстве грамотными людьми, это способствовало благоустроению и совершенствованию монастыря.

Список монастырских строений, созданных в монастыре к 1913 году:

1. Храм на 360 ч. молящихся. Престол в храме один, в честь Небесного Покровителя всей Сибири Святителя Иннокентия, первого Епископа Иркутского, Чудотворца. Храм обладает редкими для новоустрояемых обителей святынями.

2. Часовня в честь Казанской иконы Божией Матери и в память восшествия на Всероссийский Престол Государя Императора Николая Александровича, так как Его Величество является Первым Благодетелем Обители.

3. Братские келии - большой, очень красивый, деревянный, 2-х этажный дом, внутри которого по средине каждого из этажей во всю длину идут широкие коридоры. В нижнем этаже по обе стороны коридора имеется двадцать келий для братии. В верхнем этаже находятся: канцелярия, библиотека, две небольших комнаты для настоятеля, одна келия для иеромонаха, кухня и покои на случай приезда Преосвященного .

Братия монастыря4. Книжная лавочка, в которой по полкам размещены бумажные, деревянные и серебряные иконки, резные кресты, книги религиозно-нравственного содержания и проч.; при лавочке имеется церковная утварь и облачения, ладан, лампадное оливковое масло, церковное вино и т. под.

5. Больница на несколько кроватей. При больнице имеется очень хорошая аптека с лучшим подбором лекарств: ни одна из сельских аптек Приморской области не обладает таким ассортиментом лекарств, какие имеются здесь.

6. Здание для хлебопекарни и просфорной, с келиями для братии, трудящейся в них.

7. Три дома для мастерских: в одном - портняжной и сапожной с хорошими новейшей конструкции ножными швейными машинами: в другом - столярно-токарной с большим запасом сухого леса различных пород на поделки и в третьем - шорной, бондарной и колесной. При всех этих мастерских устроены келии для работающих в них монахов.

8. Дом для рабочих, которые живут за известную плату в монастыре круглый год. Вблизи этого дома имеется и крытый железом сарай для экипажей. В конюшне, для каждой из породистых лошадей устроено особое стойло.

9. Трапезная, в которой могут поместиться без тесноты лишь 70 - 80 человек, не более, хотя в праздники и посты, приходится принимать 500 - 600 человек богомольцев.

10. Кухня.

11. Три гостиницы для богомольцев.

12. Школа, разделяющаяся: на классную комнату, спальню с отдельною келиею для учителя-монаха и ученическую трапезную. Класс вмещает в себя 35-40 человек. В спальной поставлены койки особо для каждого ученика. При школе есть переплетная мастерская.

В монастырской типографии13. Дом для приходящих в церковь крестьян ближайших к монастырю селений.

14. Амбар каменный.

15. Ближний скотный двор служит для помещения в нем рабочих быков. Для работающих на них братий имеется дом.

16. Близ скотного двора находится фруктовый сад, в коем разводятся: яблони разных сортов, груши, сливы, крыжовник и проч. В одной с садом изгороди находится и огород для посева: картофеля, капусты, луку, огурцов, помидоров и других овощей, необходимых для пропитания братии и богомольцев в течение года.

17. Пасека, основание которой положил в 1897 году один из поступивших в обитель послушников, принесши с собою в жертву несколько колодок пчел. Каждый год весною выставляется в пасеку не менее 300 ульев, доходящих к осени до 600 штук.

18. Кладбище для предания земле тел умирающих насельников Обители.

19. Свечной завод .

20. Дальний скотный двор с обширными теплыми хлевами для скота. Тут же находится и птичий двор для разведения: кур, гусей и уток. На скотном дворе построен с подвалом большой дом, половина которого приспособлена для производства в больших размерах молочных продуктов: другая половина дома составляет кухню, трапезную и келии для братии, трудящейся на скотном дворе.

21. Рыбо-засольный сарай. Вблизи сарая коптильня для копчения рыбы.

22. Маслобойня для приготовления из семян льна, конопли и другого масла для братии и богомольцев. На монастырскую маслобойню обращаются и крестьяне окрестных сел и деревень.

23. Сушильня для зерна.

24. Кузнечно-слесарная мастерская.

25. Дом с келиями для братии, несущей труды в мастерской.

26. Баня и прачечная.

27. Две фанзы; одна для работающих в Монастыре китайцев, а другая - для корейцев. Живут китайцы и корейцы применительно к своим нравам и обычаям.

28.Оленья ферма насчитывала 50 голов.

29. Лесной участок. В 1901 году монастырю отведен в собственность участок для заготовки строевого леса.

Храм Уссурийскаго Св.Троицкого Николаевскаго мужского монастыря обладал редкими для новоустрояемых обителей святынями: частицами Животворящаго древа Креста Господня, 31 частицей святых мощей разных угодников Божиих и иконой Св.Троицы, писанной на Афоне на сучке Мамврийскаго Дуба. Святыни эти дар Св.Афонской горы, с благословения Святейшего Синода присланный в сию Обитель.

Основанный в 1895 году тремя иноками-подвижниками, монастырь благоустраивался и расширялся весьма успешно и быстро. Если в 1898 году в обители подвизалось 17 насельников (настоятель, казначей, несколько послушников и нанятых рабочих), то в 1903 году общее количество проживающих в монастыре составило порядка ста человек. В их число входили игумен-настоятель, казначей, 3 иеромонаха, 4 иеродиакона, около 20 монахов, 60 послушников и более 20 так называемых трудящихся. Через двадцать лет после основания обитель представляла собой форпост православной веры на Дальнем Востоке, образцовое многоотраслевое хозяйство с общим числом насельников порядка трехсот человек.

Вид на Свято-Никольский храмКроме главного своего делания - стяжания Духа Святого - иноки монастыря в силу исключительных местных условий неустроенного края, выступали с делами христианского милосердия и просвещения окружающего населения, которое в первые годы было удалено от школы на 70-80 верст, а от врача и больницы - на 120 верст. Несмотря на скудость средств, обитель открыла у себя больницу с аптекой и школу с общежитием. Медицинская помощь оказывалась бесплатно, лекарства - за умеренную плату, беднякам - бесплатно.

История Свято-Троицкого Николаевского Шмаковского монастыря - это история Приморского края и православной России, ход которой был вероломно нарушен революционными бунтами 1917 года.

Тяжело пришлось инокам Свято-Троицкого Николаевского Шмаковского монастыря в годы гонений на церковь.

По материалам сайта
Шмаковского монастыря

Мы в соцсетях

Популярное

Подведены итоги конкурса «Красота Божьего мира: времен связующая нить», посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
11.11.2024
В рамках работы регионального этапа XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений во Владивостокской епархии состоялось подведение итогов конкурса детского творчества «Красота Божьего мира: времен связующая нить»
На территории 155-ой бригады морской пехоты ТОФ прошли Димитровские игры
06.11.2024
4 ноября 2024 года Димитриевские игры проходили на территории 155-й Отдельной бригады морской пехоты Тихоокеанского флота.

Наверх