Статьи
Умозрение в красках
05.03.2007
Древнерусская живопись – выдающееся явление мирового искусства, наша национальная гордость, свидетельство духовного и художественного гения России. В собрании Приморской государственной картинной галереи хранится 144 православных иконы, созданных в поздний период развития иконописи, в XVI – XIX веках, преимущественно в средней и северной полосе России, а также на Украине и в Сибири.
Своя иконописная школа в Приморье не сложилась. Основу коллекции составляют 10 икон из запасников Государственного Русского музея и 76 - из собрания старообрядца Афанасия Поносова, жившего в селе Глазковка Приморского края в начале XX века. Эти иконы пришли во Владивосток в 1929 - 1930 годах и первоначально хранились во Владивостокском государственном областном музее (ныне Приморский государственный объединенный краеведческий музей имени В.К. Арсеньева), а в 1966 году были переданы Приморской картинной галерее. В дальнейшем коллекция икон пополнялась за счет дарения или приобретения у частных лиц.
Духовная жизнь любой страны имеет свои конкретные, исторически сложившиеся формы. Для русского народа в течение тысячи лет такой формой является православие. Иконопись пришла на Русь в X веке вместе с православной верой из Византии с уже сложившейся богословской основой, заложенной ещё в первые века христианства, иконографическими схемами и техникой. В отличие от большинства стран Западной Европы, где в средневековом искусстве преобладает скульптура, иконопись получила особенное развитие в Византии. Благодаря творческому усвоению византийского канона, на пути его переработки и постепенного преодоления, на Руси в XIII - XVI веках сложилась национальная иконописная традиция.
Слово «икона» происходит от греческого «эйкон», что значит образ, изображение. Иконопись (писание икон) – вид средневековой живописи, религиозной по темам, культовой по назначению. Древние русские иконы писали яичной темперой на дереве. Обычно на доски наклеивалась ткань – паволока. Для грунтования использовался мел или гипс. С XVIII века традиционная темпера заменяется масляной живописью на холстах и даже красками на металлических листах, медных и цинковых. Сюжеты для икон брались из Библии, Жития святых и других священных для православных христиан книг или преданий.
Икона «Богоявление. Крещение» (XVII век; дерево, левкас, темпера; 47,5 х 41 х 2,9 см.) поступила из Госу-дарственного Русского музея во Владивостокский государ-ственный областной музей в 1930 году, в 1966-м - переда-на Приморской картинной галерее. Сюжетно она связана с двунадесятым праздником, который отмечается 19 января по новому стилю. В центре иконы изображён Иисус Хри-стос, стоящий в водах Иордана. Здесь использована обратная перспектива. Воды реки не скрывают фигуры Иисуса, а ложатся вокруг Неё волнами зеленовато-охристого цвета. Тело Христа очерчено гибкой линией, в нём чувствуется и сила, и парящая лёгкость, поза устойчивая, статичная, с разворотом в три четверти влево, нимб крестчатый, только ему присущий. На берегу Иоанн Креститель, наклонившись к Христу, правой рукой благоговейно касается его головы. Три ангела, склонившиеся перед Христом, - его верные служители. В Евангелии от Матфея говорится, что во время крещения на Иисуса сошёл Дух Святой в виде голубя, а из раскрывшихся небес послышался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Это символически изображено в верхней части иконы через сегмент с нисходящими на Христа лучами. Так явилась Святая Троица: Бог Отец говорил, Бог Сын крестился и Бог Дух Святой сходил на Христа. Людям открылась тайна, которая раньше была скрыта от них: Бог один, но имеет три лица: Отец, Сын и Святой Дух. Поэтому праздник Крещения называется еще и праздником Богоявления.
Русская икона - не просто иллюстрация Священного писания, это одна из форм откровения и Богопознания. Её не случайно называют умозрением в красках. Особым сюжетно-образным строем она являет созерцанию идею, мир в его надмирной красоте.
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- Почему на иконе Воскресения Христова изображают под ногами Спасителя сломанные двери?
- Нахимовцы приходят в храм
- В Духовном центре готовятся к встрече абитуриентов
- Доброе слово для спасительной вести
- Приморские учителя прошли по Канавке Богородицы в Дивеево
- Архиерейская поездка по приходам Хасанского района
- Полет свободный... Служба в небе и на земле
- Бог или медицина? Кто сегодня дарует исцеление?
- Во главе островного братства
- Грани человеческого подвига
- Экология праздника
- С доверием и любовью
- Благая весть длиною в жизнь
- «Основы светской этики» или «Основы православной культуры»?
- «Подарок от кота Боба. Как уличный кот помог человеку полюбить Рождество»
- Чем живёт Духовный центр?
- Священник Спасской земли
- Когда открываются помышления сердец, или Некоторые размышления о подвиге новомучеников и исповедников Российских
- Не причинять вреда ребенку
- За «Словом» последовало «Благое дело»