Публикации
Духовная консистория в городе Владивостоке: архитектурные проекты и реализация
Статья посвящена истории архитектуры дореволюционного Владивостока, в частности созданию административного здания епархии – духовной консистории. Публикация основана преимущественно на данных фондов Российского государственного исторического архива (РГИА). Рассмотрены два нереализованных проекта консистории 1899 и 1910 гг.; по существующим чертежам охарактеризовано объемно-планировочное решение объектов, а также стилистические направления, предложенные проектировщиками для архитектуры духовного ведомства. Проведена композиционная корреляция между проектом 1910 г. и построенным в 1912 г. зданием. Научная новизна представленного материала заключается в открытии и анализе ранее неизвестных чертежей Владивостокской духовной консистории и архиерейского подворья, а также фактов о профессиональной деятельности военного инженера И.В. Мешкова, гражданского инженера И.С. Багинова и архитектора-инженера Г.Р. Юнгхенделя.
Цель статьи – ввести в научный оборот найденные в архивах чертежи, факты об истории проектирования духовной консистории, а также сведения о причастности на этапах проектирования и строительства архитектурного объекта известных владивостокских зодчих, тем самым дополнить историко-информационную базу архитектурного наследия города.
Толкачева Альбина Александровна - доцент. Департамент архитектуры и дизайна, Политехнический институт, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»,
Лиханский Юрий Иванович - кандидат архитектуры, профессор. Департамент архитектуры и дизайна, Политехнический институт, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»,
Публикация: Архитектон: известия вузов. – 2021. – №1(73). – URL: http://archvuz.ru/2021_1/10/ – doi: 10.47055/1990-4126-2021-1(73
Введение
Во Владивостоке1 с самого его основания как неотъемлемая часть русской культуры развивалась православная жизнь, возводились религиозные объекты для военного и гражданского населения. Но епархия2 была учреждена намного позже (1898), а вместе с ее созданием последовала необходимость возведения в городе административных зданий – архиерейского подворья и духовной консистории. Вопрос о проектировании и строительстве этих объектов возник сразу после приезда епископа Владивостокского и Камчатского Евсевия в столицу Приморской области3 в марте 1899 г. [2]. Через два года – 15 апреля 1901 г. состоялось торжественное освящение подворья на Седанке [3], но здание консистории открыло свои двери только в 1912 г., через тринадцать лет после создания первого проекта этого архитектурного объекта.
Проект архиерейского подворья 1899 г. Архиерейское подворье – двухэтажный дом с церковью в неорусском стиле, построен в районе долины р. Седанки4 предположительно по чертежам И.В. Мешкова [2], но исторических материалов или документов, подтверждающих то, что он выполнил и реализовал проект, не установлено. Работа в фондах архива выявила интересный факт: в июле 1899 г. военный инженер капитан Иван Владимирович Мешков в соавторстве с гражданским инженером Иоганнесом Седраковичем Багиновым выполнили проект архиерейского дома5 (рис. 1) без указания привязки к местности и проект Владивостокской духовной консистории по улице Комаровской. Оба здания, несмотря на сложную деталировку, схожи с военными казарменными постройками, объяснить данную особенность проектируемых объектов можно влиянием архитектуры, возводимой во Владивостокской крепости – месте основной службы капитана И.В. Мешкова [4, с. 266]. Здания спроектированы в кирпичном стиле, распространенном в городе в конце XIX – начале XX в. Популярность данного направления можно объяснить удачным сочетанием скорости и дешевизны строительства за счет отсутствия дополнительной отделки фасада, а также эстетики, выраженной через художественно-декоративную пластику фасада и архитектурных элементов, созданных разнообразными приемами кладки кирпича. Обнаруженные в архиве проекты архиерейского подворья и духовной консистории не были реализованы, но являются интересными с архитектурной и исторической точки зрения: они знакомят нас с планировочными и конструктивными особенностями, списком помещений и аргументируют причастность И.В. Мешкова к проектированию церковных зданий.
Проект духовной консистории 1899 г.
В соответствии с генеральным планом Владивостока 1898 г.6 духовное ведомство имело несколько участков в центральной части города: крупный по четной стороне ул. Суйфунская7 и четыре по нечетной стороне на пересечении с ул. Пологая и с ул. Комаровская8 . Первый проект Владивостокской духовной консистории планировался на территории, расположенной на пересечении улиц Комаровская и Суйфунская (рис. 2а). Место для строительства со сложным рельефом задавало свои требования в объемно-планировочном аспекте, перепад отметок высот в 1 саж. 1 арш. (около 3,8 м) обусловил в архитектуре переменную этажность, хорошо видимую в разрезе по зданию (северный фасад имеет первый и цокольный этажи, южный – с полноценным первым и вторым) (рис. 2б). По информации, полученной из чертежей, на первом уровне архитекторы планировали расположить квартиру секретаря консистории и смотрителя, а также большие площади архива, на втором – помещения консистории: вестибюль, приемную, зал, кабинет секретаря, канцелярию, казначейскую, попечительскую и регистраторскую9 (рис. 3).
Главный фасад консистории10 ориентированный на север – на ул. Комаровскую, симметричный, вытянут по горизонтали (длина 19 саж. – 40,5 м). Акцентом является центральный ризалит, который фланкируют лизены, оформленные прямоугольными и полуциркульными нишами. По центру расположен вход в здание, на оси с ним – высокое арочное окно с архивольтом и крупным замковым камнем, заходящее на раскрепованный сложной формы фронтон со ступенчатыми нишами. Окна цокольного этажа прямоугольной формы с выделенной кирпичной перемычкой. Лучковые проемы первого этажа чередуются с лопатками, оформленными сложной кирпичной кладкой. В уровне фриза расположена карликовая галерея, образованная группами из четырех маленьких ниш. Декоративные элементы фриза и надкарнизной части здания создают единую ажурную композицию, выполненную искусной кладкой кирпича. В построении фасада прослеживаются закономерные принципы архитектурной тектоники – визуальное утяжеление цокольной части и легкость построения верхних уровней (рис. 4). По неизвестным причинам описанный проект не был реализован, возможно, он был конкурсным и не удовлетворил условия комиссии или на строительство архитектурного объекта в данный период не было средств. Очередные чертежи административного здания Владивостокской епархии были выполнены через одиннадцать лет – в 1910 г. и кардинально отличались объемно-планировочным решением, строительным объемом и архитектурным стилем.
Проект духовной консистории 1910 г.
Второй выявленный в фондах архива проект духовной консистории в г. Владивостоке был одобрен Священным Синодом, но также не был реализован. На чертежах отсутствует подпись архитектора, но стоит резолюция: «Проект сей рассмотрен Техническо-Строительным Комитетом Хозяйственного Управления при Св. Синоде 29 сентября/4 октября 1910 г., за №256 и одобрен к исполнению согласно исправлениям, синими чернилами»11. В симметричных планах представлено трехэтажное здание с подвалом, занимающим только половину площади застройки, с комнатами для сторожей и техническим пространством. Состав помещений с небольшими изменениями повторяется с чертежей консистории 1899 г., выполненных И.В. Мешковым и И.С. Багиновым. В проекте 1910 г. на первом этаже расположены архив, присутствие, канцелярия, казначейство, кабинет, приемная секретаря духовной консистории, а также три входа в здание, по центру парадный и два боковых, ориентированных на торцевые – восточный и западный фасады. Три межэтажные лестницы объединены в группы с входными зонами. На втором этаже – квартира секретаря и большая группа помещений без определения функции, планировка третьего повторяет уровень ниже (рис. 5).
Композиционная структура главного фасада консистории – симметричная, с тремя ризалитами. Эти крупные вертикальные архитектурные объемы фланкируют лизены, украшенные под карнизом декоративным элементом – «кольцом с тремя лентами». В центральном неглубоком ризалите расположен входной портал со сложным тимпаном. На оси с входом помещены два окна. Верхнее – высокое арочное, с многосложной структурой переплета дает естественное освещение не только второму и третьему этажам, но и межэтажным площадкам парадной лестницы. Завершает центральный архитектурный объем башенка, над которой размещена двухъярусная шатрово-купольная крыша. Боковые ризалиты шире и глубже среднего, их венчает треугольный щипец с тимпаном, украшенным барельефом, и высокий шпиль. Оконные проемы на всех уровнях простой прямоугольной формы, в основной плоскости стѐны на втором и третьем этажах объединены вертикальной нишей и различными вариантами межэтажного оформления. В боковых ризалитах композиционно сгруппированы три прямоугольных узких окна, балконы с крупными кронштейнами и ажурное ограждение (рис. 6а). Интерес представляет разрез по зданию, так как в нем представлены не только конструктивные особенности консистории, но и оформление внутреннего пространства: решетки ограждения центральной лестницы, лепнина и панели на межэтажных площадках (рис. 6б). Проект духовной консистории 1910 г. можно отнести к эклектике – стилю, нетривиальному для Владивостокской церковной архитектуры. В экстерьере присутствуют декоративные элементы, свойственные модерну: многократно повторяется кольцо с тремя лентами и розетка с четырехлистным цветком, решетки и барельефы также выполнены в данной архитектурно-художественной манере. Но строго симметричная планировочная структура здания и строение фасада, выделенный линейным рустом первый этаж, прямоугольные окна тяготеют к неоклассическому направлению. В итоге для возведения духовной консистории был выбран архитектурный стиль, кардинально отличающийся от рассмотренных выше проектов.
Здание Владивостокской духовной консистории на ул. Пологой было построено в 1910–1912 гг. Особый экстерьер объекта формируют своеобразные архитектурные элементы: килевидный входной портал с кубоватыми капителями парных колонн и арочным тимпаном; трехцентровые и полуциркульные оконные проемы с профилированным архивольтом; бровка с килевидным очертанием над арочными окнами; аттики сложной формы, символизирующие луковки церквей, а также башенка с шатровым куполом над центральным ризалитом (купол в настоящее время утерян). В оформлении использованы распространенные детали русского зодчества: розетки с орнаментом, ширинки, гирьки, дентикулы, профилированные и орнаментальные пояса (рис. 7).
Архитектор реализованного проекта документально не установлен, хотя издание «Памятники истории и культуры Приморского края» [6], а также другие источники приписывают авторство военному инженеру подполковнику Николаю Васильевичу Коновалову, но эти данные не аргументированы. Н.В. Коновалов был производителем работ во Владивостокской крепости в периоды оборонительного строительства 1890–1894 гг. и 1895–1898 гг. [4, с. 91, с. 124]. Ввиду острой нехватки в городе специалистов архитектурного направления военные являлись кадровым резервом административной и проектно-строительной деятельности для гражданской службы, поэтому Николай Васильевич в 1890–1895 гг. работал в городской управе на должности городского архитектора12 [7 с. 107]. Но после 1899 г. документов о деятельности Н.В. Коновалова во Владивостоке не обнаружено. Строительством духовной консистории занимался опытный архитектор и инженер Георгий Романович Юнгхендель, об этом свидетельствует публикация в местной прессе: «Постройка здания духовной консистории сдана с подряда архитектору Юнгхенделю при условии выполнения работ русскими рабочими. К работе уже приступлено: сдана планировка участка и приступлено к заготовке (теске) камня для фундамента. Русские каменщики нашлись» [8]. Необходимо учесть, что деятельность производителя строительных работ в начале ХХ в. была не менее значима, чем работа проектировщика здания, ведь в сферу его ответственности входила привязка проекта к реальной местности, выбор подрядчиков для разных видов работ, подбор строительных, отделочных материалов и технических аспектов сооружения, работа над интерьером, постоянный контроль за всеми этапами возведения объекта и, конечно, корректировка и доработка чертежей.
Сравнивая чертежи проекта 1910 г. и построенной консистории (рис. 8), следует отметить, что, несмотря на различия по архитектурному стилю и оформлению экстерьера декоративными элементами, они имеют одинаковую этажность, пропорции фасада, а также расположение и количество архитектурных элементов: ризалиты, аттики, балконы, лизены, окна, входной портал и др. Похоже, что объемно-планировочное решение проекта, рассмотренного и одобренного Техническо-строительным комитетом Св. Синода в 1910 г., приобрело новое звучание в построенной духовной консистории через художественно-декоративное оформление фасада в неорусском стиле. Стоит заметить, что данное архитектурное течение преимущественно для православной архитектуры уже было одобрено епископом Евсевием и реализовано в архиерейском подворье в долине р. Седанки. На основе сравнительного анализа можно высказать гипотезу о том, что производитель работ Г.Р. Юнгхендель мог адаптировать чертежи 1910 г. под стилистические рекомендации Владивостокской епархии.
Заключение
В 1930-х гг. деятельность епархии была практически пресечена, а утверждение нового политического строя в стране повлекло за собой варварское уничтожение большинства православных объектов во Владивостоке (Успенский собор в 1938 г., церковь Покрова Божией Матери в 1935 г., военные церкви и др.). Некоторые архитектурные объекты были частично разрушены и в годы Советской власти сменили назначение (архиерейское подворье стало кинотеатром) либо подверглись реконструкции, в результате которой сложно узнать первоначальный архитектурный облик. Но здание духовной консистории уцелело и, несмотря на смену функции, утрату архитектурных элементов, в общем образе не потеряло своей первозданности и религиозной идентичности. В настоящее время здание продолжает служить православной церкви, а для города сохраняет дух места и вековую хронику ул. Пологой, историческая среда которой практически разрушена, в этом и заключается значимость архитектурного объекта для Владивостока.
Примечания
1 Военный пост Владивосток основан в 1860 г. В 1862 г. был построена первая деревянная церковь Успения Божьей Матери.
2 Владивостокская епархия. — Район Владивостокской епархии входил до 1899 г. в состав епархии Камчатской. В этом году в г. Владивосток учреждена самостоятельная епархия в составе г. Владивостока, острова Сахалина и округа Приморской области: Командорских островов, Петропавловской, Анадырской, Гижигинской, Южно-уссурийской и части Удской, с наименованием этой епархии Владивостокской, а епископа ее — Камчатским и Владивостокским [1, с.437].
3 Владивосток в 1890 г. стал административным центром Приморской области.
4 Река Седанка протекает в пригороде г. Владивостока, расстояние от центра города до реки около 14 км.
5 РГИА. Ф. 835. Оп. 1. Д. 26. Л. 4.
6 ФГБУК «Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева». МПК 5236/1 Кр 404. План существующего расположения областного города Владивостока Приморской области 1898 г.
7 Ул. Суйфунская переименована с 1964 г. ул. Уборевича.
8 Ул. Комаровская переименована с 1985 г. ул. Прапорщика Комарова.
9 РГИА. Ф.835. Оп.1. Д.26. Л.1.
10 РГИА. Ф.835. Оп.1. Д.26. Л.1.
11 РГИА. Ф.835. ОП. 1. Д. 25. Л.1 (копия).
12 Постановление Владивостокской городской Думы от 12 января 1891 г. Постановление Владивостокской городской Думы от 10 января 1895 г. №3/67.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Энциклопедический словарь. Т. доп. I . – СПб.: Изд. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон 1905. – 478 с.
2. Управление епархией в 1860–1917 годах [Электронный ресурс] // Владивостокская Епархия. Приморская митрополия Русской Православной Церкви. – URL: https://www.vladivostok-eparhia.ru/eparhia/synodal/ (дата обращения 01.03.2021).
3. История Марфо-Мариинского женского монастыря [Электронный ресурс] // Марфо-Мариинский женский монастырь. – URL: http://monastyr-sedanka.ru/istoriya/ (дата обращения 01.03.2021).
4. Авилов, Р.С., Аюшин, Н.Б., Калинин, В.И. Владивостокская крепость: Войска, Фортификация, События, Люди. Часть I. «Назло надменному соседу» 1860–1905 гг. / Р.С. Авилов, Н.Б. Аюшин, В.И. Калинин. – Владивосток.: Дальнаука, 2013. – 384 с.
5. Корейская школа (Школа №19) [Электронный ресурс] // PastVu. – URL: https://pastvu.com/p/556484 (дата обращения 03.03.2021).
6. Здание Владивостокской духовной консистории [Электронный ресурс] // Википедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Здание_Владивостокской_духовной_консистории#cite_note-4d54392541dd2590-2 (дата обращения 03.03.2021).
7. Обертас, В. А. Архитектура Дальнего Востока России XVII – начало XX веков : конспект цикла лекций / В. А. Обертас ; Дальневосточный федеральный ун-т, Инженерная шк. – Владивосток.: Рея : ДВФУ, 2015. – 138 с. : ил.
8. Дальний Восток (газета). – 1912. – №94. – 5 мая.
9. Партина, А.С. Архитектурные термины: Иллюстрированный словарь / А.С. Партина. – М.: Стройиздат, 1994. – 208 с.: ил.
10. Архитектура: Формы, конструкции, детали: иллюстр. справочник / Э. Уайт, Б. Робертсон; пер. с англ. Е. Нетесовой. – М.: Астель; АСТ, 2003. – 111 с.: ил.
Иллюстрации:
1. Анонсовая картинка: Проект архиерейского дома во Владивостоке (главный фасад) - не реализован)). 18.07.1899. Гражданский инженер И.С. Багинов, военный инженер И.В. Мешков. РГИА. Ф.835. Оп.1. Д.26. Л.4.
2. Проект духовной консистории во Владивостоке. 1910. а – фрагмент фасада, б – разрез по зданию.Архитектор не установлен. РГИА. Ф.835. ОП. 1. Д. 25. Л.1 (копия)
3. Фрагмент фасада Владивостокской духовной консистории в центральной части. Фото ориентировочно 1935 г, после национализации здания и открытия в нем школы.
Фотогалерея
Читать все