Публикации
Исследователями открыты ранее неизвестные страницы истории главной святыни Приморья
В журнале «Владивостокские епархиальные ведомости» найдены малоизвестные исторические свидетельства о Порт-Артурской иконе и истории ее происхождения. Одним из первых об этом образе рассказал в своей проповеди в Успенском кафедральном соборе летом 1904 года епископ Владивостокский и Камчатский Евсевий. Тогда икона впервые была доставлена в город, ее прибытие вызвало молитвенный подъем среди православных жителей. Об образе многие говорили, надеясь на милость Божию при обороне крепости Порт-Артура. Стали расходиться рассказы о том, что образ был написан после особого откровения некоему участнику обороны Севастополя – старику-матросу, что после того, как икону не смогли передать в крепостной храм, поскольку город был сдан японцам, следы иконы потерялись и что ее якобы оставили в Китае.
Действительно, история этой иконы замечательна и связана со многими яркими личностями и историческими событиями в жизни России, поэтому важно избегать каких-либо неточностей или искажений фактов.
Епископ Уссурийский Иннокентий, работая над изучением материалов, опубликованных в «Владивостокских епархиальных ведомостях» в 1908 году за № 1, обнаружил интересную статью «Образ Торжества Пресвятыя Богородицы, именуемой «Порт-Артурской».
Сведения из этой публикации показывают, что есть конкретное имя человека, вдохновившегося на написание иконы, равно как и известен сам художник. Приведем фрагменты этой статьи: проект образа «составлен в декабре 1903 года Л. Е. Катанским на основании «внезапной мысли», как говорил он. По такой же внезапной мысли он тогда же в декабре 1903 г. предназначил во что бы то ни стало отослать его в Порт-Артур «в благословение и знамение торжества христолюбивому русскому воинству». Но будучи человеком бедным, он поручил бедному же киевскому художнику-крестьянину малороссу Павлу Федоровичу Штронде исполнить в красках подлинник. Поэтому лишь в середине великого поста 1904 г., когда уже шла война с Японией, был готов образ и освящен духовным собором Киево-Печерской лавры.
Изготовление образа и резной рамы для него из ореха и красного дерева было произведено на средства, собранные Киевскими обителями и прочими частными людьми, причем более пяти копеек не брали ни с кого. А так как большинство жертвователей были богомольцы, дававшие по одной копейке, то всех участников в сооружении образа и рамы насчитывается более 10 000 чел., как значится в надписи на образе.
Из Киева же по указанию г. Катанского, образ был отправлен в Петербург адмиралу Вл. И. Верховскому.
В Петербурге, видевшем многие прекрасные произведения иконописи не могли надивиться красоте и глубине содержания этого нового по мысли и по наименованию образа. Никто не верил, что писал художник-самоучка. «Красота Богоматери удивительная и очи, как живые» – твердили в один голос газеты всех направлений. Сам владыка-митрополит Антоний [Вадковский] умилялся перед этим образом. С него была оставлена копия для адмиралтейского собора св. Спиридония. Сняли также копию монахини Новодевичьего монастыря.
Подлинный же образ был вручен Ея Императорскому Величеству Государыне Императрице Марии Феодоровне и затем последовал как Царское благословение войскам Дальнего Востока, во Владивосток, куда доставил его адмирал Н. И. Скрыдлов.
В начале августа 1904 года образ был принят владыкой Евсевием при громадном стечении народа и водворен во Владивостокском соборе. С тех пор он сделался предметом усердного почитания и пристанищем душ и помыслов всех скорбевших об ужасах войны».
Проясняются обстоятельства попыток переправы Порт-Артурской иконы в крепостной храм оборонявшегося города. Вот как пишется в «Владивостокских епархиальных ведомостях»: осенью 1904 года «по поручению Его Императорского Величества отправился из Петербурга во Владивосток делопроизводитель Царской канцелярии отставной ромистр л.-гв. Уланского полка, участвовавший в войне 1877-8 гг. Н. Н. Федоров, которому было приказано взять образ и доставить в Порт-Артур.
Благополучно прибыл с образом Н. Н. Федоров в город Чифу, но доставить его в Порт-Артур не мог. Один раз – буря помешала, другой раз – мертвый штиль не дал джонке двинуться. А когда случилась попутная погода, то было уже поздно: Порт-Артур сдался.
Тогда Н. Н. Федоров доставил образ А. Н. Куропаткину, а последний вручил его Н. И. Линевичу, который доставил его обратно во Владивосток около 20-го мая 1905 г.»
То есть, Порт-Артурская икона было возвращена в Приморье после Русско-Японской войны. Согласно свидетельству автора публикации из «ВЕВ» от 1908 года икона на тот момент находилась в Успенском соборе «за правым клиросом, рядом с колонной». Таким образом, исчезновение оригинального образа Порт-Артурской иконы, скорее всего, следует связывать с большевистскими гонениями на Русскую Православную Церковь, с изъятием церковных ценностей в 1920-е годы или с разрушением Успенского кафедрального собора в 1935 году, святыни которого частично были переданы в музеи. Но обнаружить оригинал иконы в музеях Приморья не удалось. В 1904-1905 годах было написано несколько списков с оригинала, некоторые из которых в настоящее время находятся в разных храмах Русской Православной Церкви…
Возможно, у кого-то могли возникнуть сомнения в том, что идея о создании образа принадлежит Л. Е. Катанскому. На этот счет в названной публикации сообщается о чудесной помощи Божией, явленной как знак милости: Л. Катанский «будучи разбит лошадьми и получив переломы обеих рук, повреждение позвоночника и трещину черепа с сотрясением мозга, …был приговорен наукой к смерти, но выздоровел, не потеряв ни на йоту свое здоровье, энергию и трудоспособность». По ходатайству Л. Катанского, через адмирала Верховского, Государь Император Николай II даровал бедной церкви м. Бричан Бессарабской губернии, где жил в то время инициатор образа г. Катанский, 1 000 руб. из собственных средств.
Епархиальные ведомости сообщили некоторые детали из жизни самого иконописца: «отблагодарила Царица Небесная и художника-малоросса П. Ф. Штронду. У него, нищего, неизвестного, взял какой-то иностранец копию образа и за эту копию были дарованы Штронде на выставках 1905 года: в Париже – «высшая награда с большой золотой медалью», во Флоренции – «высший диплом с большой золотой медалью и орденским знаком».
В наше время образ Порт-Артурской иконы Божией Матери стал многими любим и почитаем, привлекая к себе как самой историей своего появления, так и оригинальностью исполнения и наименования – «Торжество Пресвятой Богородицы». Эта икона очень распространена по России. Празднование образу Торжества Пресвятой Богородицы совершается 29 (16 ст. ст) августа.
Епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии
Фотогалерея
Читать все