Миссионерское обозрение

Православие в стране Восходящего солнца

11.02.2004

Об опыте миссии святителя Николая Японского

Святитель Николай (Касаткин)Первые семена православной веры на японской земле были посеяны иеромонахом (в последствии архиепископом) Николаем (Касаткиным), который приехал в Японию в 1861 году в качестве настоятеля церкви при Российском консульстве в Хакодате. Более 50 лет трудился в Японии святитель Николай на ниве Христовой, просвещая японцев светом Истины. Его заслуги в качестве основателя и первого предстоятеля Японской Православной Церкви широко известны не только в Японии и России, но и во всем мире. Блаженная кончина архиепископа Николая последовала 16 февраля 1912 года, а в 1970 году он был причислен Русской Православной Церковью к лику святых с наименованием "равноапостольный".

ОБЩЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРА С НЕПРАВОСЛАВНЫМИ:

ОПЫТ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА ЯПОНСКОГО

Логачев К. К., Санкт-Петербург

Храм Воскресения Христова в ТокиоПравославный миссионер в наши дни окружен агрессивной и лицемерной неправославной стихией. Ему очень важно правильно построить свои отношения с неправославными. И здесь неоценимую помощь окажут православному миссионеру принципы таких отношений, выработанные Святителем Николаем, Архиепископом Японским, за многие годы своей Православной просветительской деятельности.

Постоянной чертой Святителя Николая была его провославная принципиальность, проявляемая всегда и при любых обстоятельствах. Так, 20 ноября 1879 года Святитель Николай был в Зимнем Дворце, у Графини Александры Андреевны Толстой, для сбора пожертвований на Православную Японскую Миссию. Святитель записал потом: «Графиня - известная Редстокова почитательница, и потому я не воздержался, чтобы несколько горячо не напасть на протестантов. На здоровье! Дорога не помощь, а Истина Православия!» (20 ноября 1879). 20 января 1880 года Святитель Николай был в доме Графа Сергия Дмитриевича Шереметева, где собралось большое общество. Описывая это посещение, Святитель отметил: « Когда зашла речь о католиках, и я стал характеризовать их, некоторые из гостей встали и ушли, - должно быть, католики, и не по вкусу пришлось; и поделом! Не Православию с поля уходить». (20 января 1880).

Главное, что считал совершенно необходимым Святитель Николай, - это исключение в деятельности православного миссионера всего, что хоть в какой-то степени может считаться догматической уступкой неправославию. Когда скончалась Королева Виктория, Святитель Николай записал: «Епископ Одрей хотел моего соучастия с ними, двумя епископами» в англиканской мемориальной службе. Святитель ответил отказом и подчеркнул: «Не продавать же Православие за любезность! Догмат у нас — разный; как же бы мы стали молиться единодушно? Где догмат – там нам нельзя ни на иоту уступать или мироволить ни протестантам, ни католикам. Не следовало бы и Преосвященному Тихону, в Америке, являться в мантии на ординации епископального бишопа» (15 января 1901).

Дело в том, что примерно месяцем раньше епископальный миссионер Джефферис показал Святителю Николаю статью о посвящении епископального епископа Веллера с иллюстрацией, где православный Епископ Тихон «стоит в архиерейской мантии, с четками, в клобуке, а за ним — иеромонах и священник, в крестах». Святитель Николай записал: «Меня немного передернула эта картина – к чему это Тихон в архиерейской мантии затесался сюда? Джефферис возражал, между прочим, что его епископ Мак-Ким тоже очень желает единения - но в видах успеха своего именно миссионерского дела в Японии. Я сказал на это, что это едва ли может состояться, так как я, без разрешения Святейшего Синода, не могу принять участие в их конференциях. Словом, обойдутся без меня в своих видах на успехи» (16 декабря 1900). Когда к Святителю Николаю обратились с просьбой предоставить Православный Собор для совершения мемориальной службы по Королеве Виктории, то он записал: «Мне кажется, я согласился бы дать Собор для поминальной службы такой исключительной важности, какова нынешняя. Но, конечно, с тем, чтобы Алтарь открываем не был, и по-протестантски Собор убираем не был, то есть скамеек не вносили бы, органа - тоже, а пусть бы вошли в Собор, как он есть, и помолились по-своему. Только едва ли они согласились бы не обезобразить наш Собор для своей молитвы» (18 января 1901).

Святитель настоятельно указывал на необходимость ясно подчеркивать принципиальное, а не обрядовое, отличие Православия от неправославия. Беседуя с одним японским конгрегационалистом (кумиайквай), который собирался перейти в Православие, так как думал, что «у всех один и тот же Бог, только обряды (гисики) различны», Святитель Николай твердо возражал этому протестанту: «Спаситель говорит одно, Кумайкёоквай поправляет Его - говорит другое, или же не обращает внимания на Его слова. В Православной Церкви этого нет - она хранит Учение Спасителя совершенно так, как оно изречено было Им. Итак, различие между Кумиайквай и Православною Церковью прежде и важнее всего - в Учении. Так и с другими христианскими обществами» (30 июля 1901).

Очень важны высказывания Святителя Николая об отношении Православия к Католицизму. Разъясняя епископальному миссионеру Свиту сущность Православно-католических расхождений, Святитель Николай говорил: «Мы ни на волос не можем укорить себя ни в чем относительно Рима. Не мы отделились от него, а он отпал от нас. Мы твердо содержим ту же Истину, которую содержали сначала, а Рим сколько лжеистин сочинил, и пустил в оборот! На моей памяти два догмата у него родились, неслыханные дотоле — «беспорочное зачатие» и «непогрешимость Папы». Наша же вина в чем тут, и во всех кривых путях Рима, с тех пор, как гордость пап отторгла его от единства с ним?» (6 апреля 1903).

Одним из важнейших принципов деятельности Святителя Николая было твердое отстаивание необходимости Православного Священного Предания. Он говорил: «Наше Священное Предание ни на волос не противоречит Священному Писанию, и служит только к дополнению и объяснению его. Наше Священное Писание — это живой Голос Вселенской Церкви, звучащий на все времена. Поэтому-то мы не можем изменить или утерять ни йоту из Христова Учения. Если для нас что не понятно в Слове Божием, мы спрашиваем Вселенскую Церковь, как она понимала это во все времена, начиная с Апостолов, получаем ясный и определенный ответ, и продолжаем веровать и учить неизменно» (13 июня 1902).

Отсюда вытекали твердые принципы чтения и понимания Слова Божия. Одному из японских конгрегационалов Святитель Николай разъяснял: «Оттого протестанты так разнятся в понимании Священного Писания, что каждый читает его сквозь свои очки, оттого-то и такое дробление протестантов на секты. Слово Божие дано Церкви Божией, и читать и понимать его нужно под руководством Церкви, то есть при помощи Священного Предания, которое есть Живой Голос Живущего в Церкви Духа Божия, единственного Верного руководителя к безошибочному пониманию мертвой буквы Писания» (30 сентября 1903).

Святитель Николай отрицательно относился к совместным молитвам миссионеров о христианском единстве. В конце 1900-го года англиканский епископ Одрей сообщил Святителю Николаю, что «один из методистских миссионеров составил проект — пред наступающим новым столетием соединить всех миссионеров в молитве, чтобы все, ныне разделенные, христиане стали Одним Стадом. Просит ныне Одрей, от лица того миссионера, нас, православных, также соединиться с ними в молитве». Святитель Николай ответил епископу Одрею, «что он предлагает нам делать то, что мы и без того постоянно и неустанно делаем, - в каждой Ектении Церковь провозглашает молитву о соединении всех. Пусть молятся и все протестанты о сем; они в этом присоединятся к нам, а не мы - к ним. Но между нами – пропасть; заградить ее - ваше дело, не наше. Заградить ее -значит, исправить вам то, что вы извратили в Учении Спасителя. И пока вы не исправитесь, молитва о соединении нас будет тщетною» (25 ноября 1900).

Недопустимым считал Святитель Николай совместное причащение с неправославными. Когда англиканский епископ Одрей сообщил Святителю Николаю, что он причастил православного, и заявил, что «желательно, чтобы и Вы также приобщали наших», Святитель записал: «Ответ мой ему известен — я несколько раз на подобное заявление епископалов излагал им свою мысль, и вместе мысль Православной Церкви. Как они надоедают с этим своим приставаньем!» (28 декабря 1900).

Святитель был также убежден в недопустимости совместной проповеди православных проповедников с неправославными. «Пусть живут с протестантами мирно и любовно, но пусть проповедуют им, а не с ними» (4 марта 1902).

К протестантской миссионерской практике Святитель Николай относился отрицательно. Он писал, что «из подражания протестантам больше ничего и не может выйти, как протестантский мыльный пузырь» (7 сентября 1901). Кстати, Святитель Николай одобрительно цитирует мнение серьезной японской прессы по поводу протестантских проповеднических кампаний: «Устойчивые христиане не приобретаются так называемыми «оживляющими движениями». Месяцы спокойного, терпеливого научения требуются для воспитания действительных христиан. Взрывы чувства не составляют действительной веры в Христианство». (29 сентября 1901).

Отрицательно относился Святитель Николай к стремлению молодых православных читать протестантскую литературу. «Изучать от протестантских миссионеров, тогда как своих православных книг столько переведено, что и перечесть трудно, - только читай и размышлением усвояй все отрасли церковного учения!» (19 ноября 1900).

Святитель Николай ясно осознавал проявляемую в самых различных формах враждебность протестантизма и католицизма к Православию.

1 февраля 1901-го года Святитель Николай записал: «В «Православном Благо вестнике» №23 прошедшего года есть статья «Международная Миссионерская Конференция студентов в Лондоне», где протестантство гремит и трещит. Решено на ней - непременно весь мир просветить Христианством в течение жизни и деятельности нынешнего поколения. К числу языческих стран, которые решено просветить, причислена и Россия с Грецией» (1 февраля 1901).

Когда один некрещеный японский князь прочитал издаваемый Православной Миссией японский журнал «Сейкёо-ёова», очень понравившийся ему, он спросил у методистского проповедника: «Что это за книжка?» «Коре кусаттаа хон», - ответил тот, с сердцем отбрасывая книжку. (6 мая 1901).

В мае 1901-го года Святитель Николай записал: «Илья Накагава, катихизатор в Инной, Масуда и прочих, пишет, что католический миссионер по той округе везде распространяет брошюру «Рокёо - гикёо» - «Русская вера - ложная вера» ( 23 мая 1901).

В феврале 1902-го года Святитель писал:

«Бессовестные католики вечно клевещут на Патриарха Фотия. Нескончаемая материя! Из одной церкви просят дать отповедь патерам, которые там усиленно блудословят, будто Фотий - совсем и не духовный, ибо поставлен светскою властию, без посвящения» (22 февраля 1902).

В декабре 1902-го года Святитель Николай записал: «При просмотре полученных с почты журналов, за живое задело в декабрьской книжке «Тhe Мissionery Review of the World» сетование на то, что штундистам в России не дается полной свободы. Мерзавцы! Россия для них - языческая страна, в которой нет Христианской религии, и вот они только собираются насадить ее! Прогнивший насквозь протестантизм, да еще в худших своих сектах, - таких мнений о себе! И еще Господа Бога призывает! Лицемеры!» (10 декабря 1902).

Святитель Николай считал необходимым проявлять осторожность при принятии в Православие неправославных, и поэтому писал: «Не допускать легко к нам из других христианских обществ, а, по крайней мере, года два держать их под искусом, чтобы с точностью разпознавать пройдох и заграждать им вход» (17 сентября 1901). Когда один из католиков просил Святителя Николая принять его в Православие, Святитель Николай написал одному из своих священников, чтобы тот «всевозможно испытал» католика, «и допустил его в Церковь только тогда, когда окажется без всякого сомнения вполне понявшим различие Православия от католичества, и совершенно искренно отдавшим предпочтение первому, а также ясно усвоившим все главное в Учении Православия» (27 октября 1901).

Помимо всего прочего, Святителю было ясно видно полное лицемерие протестантов. О конгрегационалистском миссионере, совратившем неустойчивого в Православии японца, и потом явившегося к нему, Святитель написал, что этот миссионер «Имел вид кота, только что укравшего сало» (21 сентября 1901).

О главном условии духовного выздоровления неправославных Святитель Николай высказывался так: «Не исцелишь никого из них от этой вечно зудящей у них болячки сектантского разлада. Исцелятся они только тогда, когда и заправду вернутся к Вере Нераздельной Церкви первых десяти столетий, если только Господь пошлет им это счастие, которого они по своей гордости в настоящее время еще отнюдь не достойны» (21 апреля 1901).

Но вместе с тем Святитель Николай видел равнодушие неправославных к Истинному Христову Учению, и поэтому писал: «Протестанты о дружбе и любви разливаются, о единстве в Учении - ни слова» (19 мая 1901). Хорошо видел также Святитель предвзятость и закостенелость неправославных миссионеров. О епископальном миссионере Джефферисе Святитель Николай писал: «Близок он к Православию, но порог тем не менее не по силам ему перешагнуть. Он - лишь стрелка, качающаяся и влекомая к магниту, но в то же время крепко сидящая на своем стержне национальной гордости и предвзятых суеверий» (25 декабря 1900).

Наконец, Святитель Николай считал необходимым постоянно разоблачать, как клеветническое, отождествление Православия с национализмом. Он рекомендовал японским православным проповедникам начинать проповеди так: «Наше учение не есть Николаево, не есть русское, как клевещут протестанты, а есть Истинное Божие Учение, которое, пришедши из Иудеи, чрез Грецию и Россию, к нам, не приняло в себя ни малейше цвета или вкуса Иудеи, Греции и России, а блещет таким же чистым Божественным Светом, каким воссияло из Уст Спасителя» (4 октября 1903). Это было особенно важно, так как в Японии католические патеры, всячески понося Православную Веру, называли ее «рокео» и доказывали, «что эта русская вера - совсем не то, что греческая, которую еще можно бы терпеть, что «рокео» - не более, как сеть для уловления в русское подданство» (13 октября 1903).

Когда в Японии начали проповедовать мормонские миссионеры, Святитель Николай записал: «Как напоминаются Пророчества Спасителя: «Скажут вам: «Вот, здесь Христос», или; «Там»; не верьте, ибо восстанут лжехристы и лжепророки...» (3 августа 1901). Сейчас Россия полна лжепророками, поэтому православному миссионерству необходимо усвоить опыт трудов Великого Светоча Православия и применять его на деле.

До самого последнего времени для Русской Православной Церкви это было невозможным из-за неизвестности Миссионерских Дневников Святителя Николая. Но с конца прошлого года Дневники эти начали публиковаться, и теперь они должны стать крепким оружием Православия против всех извратителей истинной Веры Христовой.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Наверх