Миссионерское обозрение

Опасности борьбы с сектами

01.04.2014

В статье рассматриваются побочные эффекты, которые могут возникать при борьбе с сектами — и то, как она может повлиять на самих сектантов, и то, как она может повлиять на общество в целом.

Секты часто носят отчетливо апокалиптический характер — конец света наступает вот-вот, мир поделен на избранных, которые переживут все бедствия и войдут в рай на земле (это члены секты и только они) и отверженных (всех остальных), которые погибнут в ходе последней битвы.

Преследования сект превосходно вписываются в эту картину — «сыны тьмы ополчаются на сынов света, мы же вам говорили». «Всемирная империя лжерелигий преследует истинных рабов Бога». «В Библии ясно сказано, что истинные верующие будут гонимы, мы, как видите, гонимы — следовательно, мы и есть истинные верующие». Преследования убеждают сектантов, что они находятся на правильном пути и что им следует и дальше доверять своему руководству.

Борьба с сектами — это та область, где интересы государства и Церкви пересекаются — но не вполне совпадают. Государство озабочено предотвращением материального ущерба, оно должно защищать жизнь, здоровье и имущество людей. Церковь, полностью поддерживая его в этом, обращена к другому — к вечному спасению.

Соблазнительно позвать городового для вразумления еретиков — тем более, когда городовой по своим соображениям и так к ним присматривается. Но у этого есть неизбежный побочный эффект — кто тут еретик, а кто нет, в итоге будет решать именно городовой. Множество Православных мучеников пострадали от христианских византийских императоров, — которые впали в ересь и взялись насаждать ее силой государственной власти.

Если мы признаем за городовым право преследовать людей за их религиозные взгляды, мы сами окажемся в опасности. Механизмы преследования, созданные в ходе борьбы с сектантами, могут быть очень скоро развернуты против нас. В Европе существует мощная тенденция к насаждению светлого царства абортов шаговой доступности и гомосексуализма, начиная с детских садов, тенденция, связанная с подавлением — за «гомофобию» и другие ужасные злодеяния — всех, кто с этими нововведениями не согласен. Как повернется развитие событий у нас, мы не знаем — и приучать городового к преследованиям за религию не стоит.

Что же стоит делать? Есть известный стишок про то, как солнце поспорило с ветром, кто быстрее сможет заставить путника снять плащ. Холодный ветер дул изо всех сил, но путник только сильнее кутался в плащ. Но когда пригрело солнце, он сам снял его и убрал в мешок. Члены сект — люди с глубоким и искренним интересом к духовной жизни; чтобы присоединиться к очень непопулярному меньшинству, с перспективой различных неприятностей, надо достаточно серьезно относиться к Богу. И это люди, к которым православное свидетельство должно быть обращено в первую очередь.

Многие люди пришли в Церковь из сект. К обращению их побудила встреча с дружелюбными православными — православными, которые пили с ними чай, терпеливо и грамотно отвечали на их вопросы, и не только своими словами, но и своим поведением растапливали тот лед недоверия, который сформировался отчасти под влиянием учения секты, отчасти под влиянием враждебности внешнего мира.

Православная вера — истинна; и там, где она возвещается искренне и с усердием, сам Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. (1Тим.2:4)», помогает свидетельству церковных людей.

Государство, несомненно, может и должно преследовать деяния, опасные для физической жизни, здоровья и имущества граждан. Однако его не следует поощрять преследовать ересь как таковую. Борьба с ересью должна совершаться «мечем слова Божия», а не дубинкой полицейского — и ее должна вести Церковь, а не государство.

 

Сергей Худиев, материал взят с электронного портала «Православие и мир».


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Наверх