Интервью

Таежный скит

18.08.2001

Недавно редакция ПБ получила известие о том, что на севере Приморского края, в верхнем течении реки Бикин ставится часовня. Рубит ее иеродиакон Сергий (Скромнов). Естественно мы заинтересовались и договорились о встрече. Вот что поведал о своем таежном житии отец Сергий.

49 Kb [698X450]Вообще-то это далеко. Есть такое село за Лучегорском – Красный Яр. От Лучегорска 250 км. на северо-восток. В сторону верховья реки Бикин. А еще выше (от Красного Яра) на 230 км есть поселок Охотничий (на карте), Уланга называется. Это практически самая крайняя точка нашей епархии. Находится в глухой тайге. Туда только на самолете можно добраться.

В Красном Яре живут удыгейцы – малочисленная народность. Коренное население. До сих пор в язычестве. Последний шаман умер у них в позапрошлом году.

 

Население

Основное население занимается охотой, рыбалкой. Немного лес добывают.

Есть школа. Строят новую. В принципе, внимание им уделяется очень большое, и со стороны прессы в том числе. Приезжают даже из-за границы.

Удыгейцы – это потомки чжурчженей (древнейшее государство на территории края). Они не китайцы и не нанайцы - они удыгейцы. Осколки древнего государства. Соответственно, к себе привлекают большое внимание историков, многих ученых. Многие китайцы, американцы, японцы летают туда, интересуются их бытом, укладом жизни.

У карты

Отец Сергий показывает на карту Приморского края:

- Вот Охотничий, а вот Красный Яр. Вот сюда меня благословил владыка. Сюда есть дорога. Можно проехать через поселок Восток. Но дорога, видите, обозначена пунктиром – она до такой степени плохая, только на очень большой и мощной машине можно туда проехать.

Через Терней тоже можно. Там есть перевал через р. Зеву. Через ручей Светлый: там уже прорубают дорогу, лес добывают. Но в Охотничий так тяжело попасть. Лучше через Восток 2. Но и там дорога только для военных машин. Я вот тоже готовлюсь туда послать кровлю на часовню. Потому что дорубить-то мы ее дорубим, но надо же материал, чем перекрывать. И мы хотим отправить туда куполок и кровлю. Здесь в городе занимаюсь организационными вопросами. Документы оформляю и занимаюсь привлечением спонсоров.

Староверы

Там раньше жили староверы. Их было очень много. В тридцать первом году их посадили на лодки и спустили до Амура. Потом посадили в баржу, отправили в океан и потопили. Людей очень много погибло. И сейчас там стоит памятник. Староверы поставили. Одновременно стоит памятник и коммунистам. А почему так произошло? Староверы не подчинялись красной власти.

Охотничий

Живут здесь семь человек. Стоит метеостанция, на которой работают четыре человека. Один человек – охотник и его два сынишки. Жена пропала в тайге где-то. Пошла и не вернулась. Давно уже. Живет еще один философ. Уже тридцать лет специально не выезжает из тайги. Дом построил по-особому: бревна ложил не горизонтально, а ставил вертикально.

Народ там, конечно, уникальный, очень сложный. У всех свое мнение. Скоро приедет еще одна семья, будут разводить коней. Вижу перспективы часовни так: многие люди туда приезжают отдыхать, там база для отдыха. ЛуТЭК построил два больших дома: для рыбалки, для отдыха. И одновременно люди будут всегда обращать внимание на часовенку. Рядом с часовенкой поставил сруб для колодца, начал копать. Часовня всегда будет для всех открыта. Иконы для часовни пишутся сейчас в Шмаковке художником Иннокентием.

Красный Яр

Население 560 человек. В основном все удыгейцы и нанайцы. На нас они смотрят очень осторожно. В основном - на дела. Если они видят, что это добро, то они повторяют. Вот, я допустим, срубил туалет новый, они все туалеты срубили. Сделал коптилку для рыбы - все коптилки стали делать. Они как дети, как губка. Что мы им сейчас дадим, то они от нас и примут. Соответственно мы своим поведением, как благословляет владыка, стараемся показывать только хорошее. Они верующие. Привыкли верить шаману. Сейчас шамана нет – кому верить? Сами ищут этого. Т. е. добрая земля, добрая почва, куда сеять можно. Разговаривают удыгейцы на русском, уже давно живут. На своем говорят плохо, но еще до конца не потеряли. Их устраивает та цивилизация, которая сейчас идет. У всех почти стоят спутниковые антены-параболы. Стоит дизель в поселке.

Мошка

От мошки как спасаемся? По началу тяжело, потом привыкаем со временем. Уже знаем, когда выходить, когда не стоит выходить. Есть специальные маски термитные, тонкие- тонкие. Но мошка это еще не страшно. Вот мокрец – это да. Мокрец – это в 10 раз меньше чем мошка. Он везде. Это самое страшное. Он проникает всюду. Не исчезает почти до мороза, но с осенью его становится меньше. Появляется в июне, когда начинают гнить пни.

В сентябре уже начинает падать листва, рыба начинает хорошо ловиться. И мошки становится меньше. Мошка тоже вырастает, становится большая. Как мухи. Рыба наедается на зиму. Выпрыгивает из воды, хватает на лету мошек этих. Хариус, линки, и клюет хорошо. Климат резкоконтинетнтальный, бывают сильные ветра.

Добраться

Один коммерсант арендует самолеты и летает прямо до Улунги. А можно по другому. До Красного Яра на машинах. А там уже можно договориться с удыгейцами, с нанайцами. Заплатить им денег или бензина привезти несколько бочек и они поднимут на лодках по Бикину. А потом обратно можно сплавиться на плотах. Вот так вот можно.

Связь

Есть только через метеостанцию. Метеорологи Владивостока. Если их попросить, могут выйти и на Охотничий. У них свои каналы. Можно связаться и по телеграфу.

Ездят туда все, кому не лень.

И сектанты там уже побывали. Есть один, который хочет возродить шаманство. Но он просто стучит в бубен и все. Дурит людей. Мы должны там просто выстоять. Там не так просто выстоять. Сейчас не времена подвигов. А деньги там привлечь не возможно. Нужны вложения в православную общину. С миру по нитке. Причем важна любая поддержка. Миссионерская литература. Они будут читать. Очень расположены к чтению. Ищут утешения постоянно. Тайга их немного успокаивает. А так постоянно в поиске.

Я что могу, - говорю. Апостол говорил: «сей как можешь». Так и сею. По крайней мере, люди, может, задумаются.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх