Публикации

Пост готовит верующих к празднику Успения Пресвятой Богородицы

Дата публикации 13.08.2015   Количество просмотров 12396

Успенский пост продолжается с 14 по 27 августа и включает праздники Изнесения Креста Господня (Медовый Спас) и Преображения Господня (Яблочный Спас).

Успенский пост – один из четырех многодневных постов церковного года, продолжается с 14 по 27 августа и установлен в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. К этому великому празднику, входящему в число 12-ти важнейших, верующие готовят себя духовным и телесным воздержанием, ограничивают себя от развлечений, уделяя больше времени молитве и покаянию.

МОНАСТЫРСКИЙ УСТАВ

В дни Успенского поста строгость трапезы такая же, как и в Великий пост – исключаются мясные, молочные продукты и яйца. Рыба разрешается только в праздник Преображения Господня. Предписывается:

- в понедельник, среду и пятницу — сухоядение;

- по вторникам и четвергам — варёная пища без масла;

- по субботам и воскресениям — растительное масло и вино;

В праздник Преображения Господня 19 августа — можно употреблять рыбу, растительное масло и вино.

В 2015 году праздник Успения Пресвятой Богородицы (28 августа) приходится на пятницу, поэтому в этот день разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день.

МЕДОВЫЙ и ЯБЛОЧНЫЙ СПАС

В первый день Успенского поста отмечается праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. 14 августа по традиции совершается освящение мёда нового сбора – в честь этой традиции в России праздник получил народное название Медовый Спас.

В праздник Преображения Господня (19 августа) в храмах освящают яблоки и виноград, поэтому в России этот праздник называют ещё Яблочным Спасом.

Успенский пост уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает - церковный год (через месяц, 14-го сентября по новому стилю – церковное новолетие).

ПРАЗДНИК УСПЕНИЯ

Успенский пост – единственный, посвященный Пресвятой Богородице.

Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: “Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?”, говорит: “для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение” (Фил 1.21 ). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: “В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…” – напоминает церковное песнопение.

По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.

Мы почитаем Пресвятую Богородицу за то, что Она для нас сделала. Она совершила великий подвиг, который не мог совершить ни один человек. Она – Одна из живших людей и, вместе с тем, Она выше всех людей. Поэтому мы почитаем Ее особым образом. Мы почитаем Пресвятую Богородицу как лучшую из всех живущих и живших людей, но и честнейшую и славнейшую Сил небесных – херувимов и серафимов. Это очень важно – Она была избранная Божия, Та, Которая была избрана Самим Творцом на Свое служение. Любой искренне верующий не может не почитать Пресвятую Богородицу.

Как прекрасно говорил об этом свт. Филарет Московский: «Во дни творения мира, когда Бог изрекал Свое живое и мощное: да будет, – слово Творца производило в мир твари; но в сей беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мариам изрекла Свое кроткое и послушное “буди”, – едва дерзаю выговорить, что тогда соделалось, – слово твари низводит в мир Творца. И здесь Бог изрекает Свое слово: «Зачнеши во чреве и родиши Сына… Сей будет велий… Воцарится в дому Иаковли во веки.» Но – что опять дивно и непостижимо – самое Слово Божие медлит действовать, удерживаясь словом Марии: Како будет сие? Потребно было Ее смиренное: буди, чтобы воздействовало Божие величественное: да будет. Что же за сокровенная сила заключается в сих простых словах: «Се раба Господня: буди Мне по глаголу Твоему,» и производит столь необычайное действие? – Сия чудная сила есть чистейшая и совершенная преданность Марии Богу, волею, мыслию, душою, всем существом, всякой способностью, всяким действием, всякой надеждой и ожиданием» (Слово в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, 1822 г.).

МОЖНО ЛИ В ПОСТ ЕСТЬ ВКУСНО?

Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи?

Успенский пост мы держим в конце лета, когда много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наесться, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.

Мы от всего в жизни получаем удовольствие — от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех — когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое — чревобесие, второе — гортанобесие.

Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.

Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Есть невкусно — не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный».

(По материалам православных интернет-ресурсов).

Теги:
Успенский пост Великий пост пост


Читать все


Новости по теме

Школьники побывали в храме во имя ап. Андрея Первозванного с экскурсией
27.11.2025
Храм во имя ап. Андрея Первозванного г. Владивостока посетили ученики СОШ № 54
В новом выпуске программы «Мирское» расскажут о Рождественском посте
24.11.2025
Почему Церковь готовится к Рождеству Христову именно через пост и от чего следует отказаться в эти дни?
18 апреля, в канун Великой Субботы, в Спасо-Преображенском кафедральном соборе совершена утреня с погребением плащаницы
18.04.2025
Митрополит Владивостокский и Приморский Павел в сослужении соборного духовенства совершил сегодня в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Владивостока утреню Великой Субботы с чином погребения Плащаницы Христа Спасителя
В Великий вторник митрополит Павел совершил литургию Преждеосвященных Даров в храме Порт-Артурской иконы Божией Матери
15.04.2025
15 апреля, во вторник Страстной седмицы, в храме в честь иконы Божией Матери «Порт-Артурская» митрополит Владивостокский и Приморский Павел возглавил литургию Преждеосвященных Даров.
В Спасо-Преображенском соборе Владивостока совершено всенощное бдение праздника Благовещения
06.04.2025
Вечером 6 апреля митрополит Владивостокский и Приморский Павел совершил всенощное бдение праздника Благовещения Пресвятой Богородицы в Спасо-Преображенском соборе г. Владивостока.

Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Обращение митрополита Павла к участникам Казачьего Круга
22.02.2025
Дорогие братья и сестры, уважаемые казаки и казачки! Сердечно приветствую всех участников Казачьего Круга и выражаю благодарность за возможность подписать соглашение, которое укрепит сотрудничество Церкви и казачества.

Популярное

Делегация Приморского края приняла участие в пленарном заседании XXVII Всемирного Русского Народного Собора
20.11.2025
Митрополит Владивостокский и Приморский Павел, епископ Уссурийский Иннокентий, епископ Находскинский и Преображенский Николай, епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий, приняли участие в пленарном заседании XXVII Всемирного Русского Народного Собора
Ориентация на семью. На II региональном Форуме ВРНС состоялся круглый стол по корпоративной семейной политике
06.11.2025
Во Владивостоке начал свою работу II Форум регионального отделения Всемирного русского народного собора (ВРНС) «Народосбережение как основной вектор развития Приморского края»

Наверх