Статьи

Пять книг о нелюбви к школе

06.11.2014

Есть такой анекдот: «Ученика спрашивают: — Назовите три причины, из-за которых вы любите школу? — Июнь, июль, август…» Согласно статистическим данным, половина, а то  и три четверти учащихся идут в школу с радостью. Остальные — или не испытывают никаких эмоций, или испытывают негативные. Но три месяца быстро подходят к концу, и приходится идти учиться. В этом учебном году журнал «Батя» подобрал пять книг о нелюбви к школе и о том, как с ней справляться.

 

«Не хочу учиться, а хочу быть птицей!»

Валерий Медведев.

«Баранкин, будь человеком!»

менно такое заклинание произносят два друга-двоечника из повести Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком!» (1962 г.) и превращаются в воробьев. Все что угодно — лишь бы не решать задачи и не сажать деревья в школьном дворе! Но, вот беда, невнимательно слушавшие на уроках ребята забыли, что в жизни птиц и насекомых очень много всяких сложностей похлеще, чем подготовка уроков.

Сочетание фантастического сюжета и реальных, взятых из жизни героев делает философскую повесть понятной и близкой маленькому читателю. С Юрой Баранкиным и Костей Малининым случаются невероятные и опасные приключения, пройдя которые ребята понимают, что невозможно прожить, ничего не делая. Через воробьиные драки, бабочкины проблемы и муравьиные инстинкты мальчишки проходят путь к человеку, готовому осознанно брать на себя ответственность.

За свою жизнь Валерий Медведев написал более 30 произведений. Сергей Михалков говорил о книгах Медведева: «Они смешат, делают добрее, заставляют задуматься о смысле жизни». Но самым любимым героем читателей так и остался Юра Баранкин. Да и сам автор выделял его из всех своих персонажей и даже назвал в честь него сына.

«Прашу принят меру и асвабадит меня атучебы. Хачу палучит пеньсию»

 

Лев Давыдычев.

«Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника»

ван Семёнов — несчастный человек. Так он не любит учиться, что для него даже тяжелая болезнь лучше, чем школа. Он готов быть заикой, лунатиком, кем угодно, только бы не браться за упражнения. Он даже пишет письмо в Министерство с просьбой вместо школы отправить его на пенсию.

Интересно, что на самом деле Семенов вполне себе способный парень, а проблема его, по всей видимости, скрывается за популярным сегодня словом «прокрастинация». В какие только глупые ситуации не попадает мальчик каждый день, откладывая учебный процесс на попозже.

Для нерадивого ученика в школе находят «буксир», девочку из класса старше, которая должна помочь второгоднику наконец начать учиться.

Как несчастный Семенов спасался от делания уроков, бегал от прикрепленной к нему старшей помощницы и как наконец победил свою прокрастинацию, рассказано в очень смешной повести Льва Давыдычева «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника» (1961 г.).

«Все должно быть не так, а совсем наоборот!»

Наталья Соломко.

«Если бы я был учителем»

ндрей Митюшкин любит лето, лес, лошадей, книги, но не любит школу. И, в общем-то, даже справедливо. Как ее можно любить, если классная руководительница обещает сделать из своих учеников «людей» таким тоном, что становится страшно, учитель может обозвать «бестолочью» и даже ударить указкой?

Андрей так не любит школу, что решает … стать учителем.

Дело в том, что он знает, как все исправить. Очень просто — учителя должны быть добрыми и любить своих учеников.

Главный герой книги Натальи Соломко «Если бы я был учителем» (1974 г.) — очень добрый мальчик. Некоторые современные читатели скажут: сегодня таких детей и нет… Но это неправда. Ведь Андрюша тоже свои чувства старается скрывать. А вот если приглядеться…

«Можешь лечь на кровать и реветь. А можешь что-нибудь смастерить»

 

Анна Гавальда.

«35 кило надежды»

регуара начинает тошнить от одной только мысли о том, что надо идти в школу. Физическая боль, комок в горле — все это мучает его все сильнее и сильнее по мере приближения к учебному заведению. Он плохо учится, последний по физкультуре и, чтобы хоть как-то скрасить свои ежедневные муки, клоуничает.

Зато Грегуар очень здорово умеет придумывать и мастерить всякие штуки. Жаль только, что, не закончив школы, эти свои умения он вряд ли сможет применить.

В школе подростка ругают, родители его ругают и ругаются между собой, только дед Леон относится к нему с пониманием, утешает и, с тех пор как парень научился ходить, пускает в свой сарайчик-закуток с инструментами. И именно дедушка советует внуку написать письмо в единственную французскую школу, в которой тот готов учиться, — технический лицей Граншан…

Конечно, шансов, что дважды остававшегося на второй год мальчика туда возьмут, практически нет, но зато есть 35 кило надежды — «я не очень упитанный», — пишет Грегуар в письме.

Книга французской писательницы Анны Гавальды «35 кило на- дежды» (2002 г.) — это повесть о том, как непросто быть подростком, непросто встретить того, кто тебя поймет, непросто одерживать победы над самим собой… И еще о чудесах, которые случаются в жизни. Другое дело, что эти чудеса могут и не случиться, и в жизни не все заканчивается хэппи-эндом, но ведь в 13-14 лет надо обязательно верить, что все будет хорошо.

 

«Привет, училка! — Привет, зубрилка!»

Бел Кауфман.

«Вверх по лестнице, ведущей вниз»

огда в 1968 году американская писательница, автор романа «Вверх по лестнице, ведущей вниз» Бел Кауфман (1965 г.) приезжала в нашу страну, один двенадцатилетний мальчик сказал ей про книгу: «все как у нас». Еще через 20 лет после выхода книги, по словам Кауфман, эта история оставалась все такой же «животрепещуще острой». И, что самое печальное, не менее, а даже, может быть, более актуальна она для современной России.

Молодая учительница Сильвия Баррет приходит в самую обычную школу в начале учебного года. Полгода ее работы, переживаний, школьной жизни отображены в циркулярах, письмах и записках, ученических сочинениях и страничках из школьных тетрадок.

Эти полгода ставят героиню перед выбором. Остаться здесь, где ученики не любят и не хотят учиться и где вместо занятий нужно заполнять какие-то УКУ (учетные карточки ученика), решая сложнейшую задачу, справа или слева от черты вносить в них УХ (ученическую характеристику) и ПУП (персональный ученический профиль)? Или уйти в престижный колледж, где у нее будут жаждущие знаний ученики и факультативная группа по ее любимому Чосеру?

Оказывается, учителя тоже могут не любить школу, мучиться из-за глупых правил, уставать и расстраиваться. И оказывается, если идти друг другу навстречу, то ученикам и педагогам можно вместе скрасить эти долгие годы, проводимые в стенах школы.

 

Александра Оболонкова


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх