Информация

Учиться быть педагогом

21.06.2006

Руководитель отдела образования Владивостокской епархии протоиерей Ростислав Мороз

В этом году размах Приморских образовательных чтений беспрецедентен. Ибо помимо центрального события – проведения чтений в городе Владивостоке – в течение февраля-апреля 2006 года состоялись 9 территориальных научно-практических конференций в рамках Приморских образовательных чтений в г. Уссурийске, Артеме, Арсеньеве, Партизанске, Лесозаводске, Лучегорске, Фокино, пос. Пограничном, с. Михайловке. Всего более 2000 участников. И, что самое важное, практически везде чтения прошли в очень непринужденной обстановке, собравшиеся с большим интересом слушали доклады, которые затрагивали практически все основные темы, поднимаемые на «основных», владивостокских, чтениях в этом году. Практически все территории представили своих докладчиков, выступавших на хорошем уровне. Некоторые доклады могут послужить украшением конференции любого масштаба, мы надеемся на их повторение во Владивостоке.

Вообще, приморская глубинка производит очень хорошее впечатление большим количеством замечательных, неравнодушных учителей, которые, являясь хорошими профессионалами в своем предмете, отнюдь не потеряли интереса к детям во всей их целостности, как, к сожалению, мы часто можем видеть сегодня. Но если учитель не любит детей и не стремится, чтобы его подопечные не только «загрузились» определенной суммой знаний, но выросли добрыми, порядочными, имеющими твердые жизненные устои людьми, является ли он педагогом в полном смысле этого слова? Замечательный российский психолог и педагог, доктор психологических наук Виктор Иванович Слободчиков, украсивший Приморские образовательные чтения своими великолепными выступлениями в прошлом году, говорит, что любая ситуация, когда возникают взаимоотношения «взрослый - ребенок», является педагогической. И если учителя «бегают» педагогического содержания тех отношений, в которых именно они призваны быть профессионалами, есть ли будущее у такой школы?

Другое дело, что даже когда учителя искренне хотят помочь детям вырасти в человеческую меру, стать подлинной личностью, «субъектом» собственной жизни, по определению того же Слободчикова, а не щепкой в манипулятивных воздействиях современной рекламы, мало-помалу формирующей «перевернутого» человека, такого, в котором потребности плоти застят все собственно человеческое содержание, нужно знать, как этого достигнуть. Уж такой оборот приняла наша история, что учителям приходится учиться быть педагогами, потому что быть педагогом вне ценностного, нравственного контекста невозможно, а он сегодня невероятно искорежен.

Возвращение этого контекста и есть, собственно, основная тема Приморских образовательных чтений, преломляемая во множестве направлений на всех секциях. Вернем эту основу в нашу жизнь - вернем России будущее. Не вернем - потеряем Россию. Одной нынешней демографической ситуации для этого достаточно, не считая прочих угроз. Вот такой простой и страшный выбор встал сегодня перед каждым из нас, взрослых людей, ежедневно попадающих в педагогические ситуации и, к сожалению, раз от раза их проигрывающих. Кто из нас вырвал из рук ребенка сигарету? Возвысил свой голос против развратных телепередач и фильмов, идущих в прайм-тайм, против развратной рекламы? Против рутинного, повседневного – и оттого еще более страшного – склонения наших немногих беременных женщин к аборту в женских консультациях и родильных (!) домах? Собственным примером показал, как нужно любить Родину, и именно тогда, когда ей тяжелее всего, не ожидая денег и почестей?

Война бывает разной. Но в любом случае самой страшной она бывает, когда ведется против детей. Мы помним ужас Беслана. Но это - только вершина, где там, вершинка айсберга. Война эта на самом деле тотальна. Ведется повсеместно, против каждого ребенка. И хотим мы того или не хотим, участвуем в ней мы все. Вот только педагоги в ней занимают центральное место, являясь, так сказать, регулярными частями. А тут как всегда: на чьей стороне армия - того и победа. Дай Бог нам все-таки встать на сторону наших детей!


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх