“Правило веры”

Как проводить дни великого поста

24.03.2006

Протоиерей Максим Козлов

Великий Пост и Православная Пасха 2006 года:
Четыредесятница – 40 дней, с понедельника 6 марта
по пятницу 14 апреля.
Лазарева Суббота – суббота 15 апреля.
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – воскресенье 16 апреля.
Страстная Неделя – с понедельника 17 апреля по субботу 22 апреля.
Православная Пасха - 23 апреля
Все даты даны по новому стилю.

Каждый год Великий Пост должен оказаться для нас тем, чем он по сути и является - весной души, лучшим временем богослужебного года, временем, когда мы живем серьезнее, ответственнее и, дай Бог, правильнее.

Конечно же, для каждого человека время проведения Великого Поста индивидуально распадается на множество его особенных маленьких подвигов, маленьких усилий. Но тем не менее, можно выделить некоторые общие для всех направления наших духовно-аскетических и нравственных усилий в Великий Пост.

Наверное, мы не погрешим, если определим эти направления следующим образом. Это должны быть усилия по организации нашей духовно-молитвенной жизни, усилия по отсечению тех или иных внешних увлечений, развлечений и попечений. И, наконец, это должны быть усилия, направленные на то, чтобы наши отношения с ближними сделать более глубокими, содержательными. В конце концов, исполненными любви и жертвенности с нашей стороны.

Давайте сначала поговорим в целом об этих трех направлениях. Итак, организация нашей духовно-молитвенной жизни в Великий Пост. Конечно же, Пост тем и отличается, что предполагает (как в церковном уставе, так и в нашем келейном правиле) большую меру нашей ответственности. Если в прочее время мы, бывает, потакаем себе, снисходим к себе, говорим, что мы устаем, что мы много работаем, что у нас домашние попечения, сокращаем молитвенное правило, не доходим до всенощной под воскресный день, пораньше уходим с богослужения (у каждого свои такого рода саможаления), то Великий Пост надо начать с того, чтобы все эти, проистекающие из саможаления сокращения и опущения упразднить. Но тот, кто имеет уже навык чтения целиком утренних и вечерних молитв, тот да постарается делать это неопустительно хотя бы весь Великий Пост. Но не зарекаясь на будущее, вот в эти семь недель Великого Поста можно ведь принести Богу то время, в которое мы не опускаем то, что должны неопустительно делать.

Хорошо было бы, конечно, каждому из нас и дома тоже добавить молитву св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко Живота моего». Она многократно читается в храме в будничные дни Великого Поста, но естественно ей было бы войти в наше молитвенное правило и дома. Для тех, кто уже имеет большую меру церковности, большие годы пребывания в храме и как-то радеет об еще большей мере приобщения к великопостному строю молитвы, можно порекомендовать и вычитывание дома хотя бы некоторых частей из каждодневных последований Триоди Постной.

На каждый день Великого Поста в Триоди Постной есть каноны, трипеснцы, двупеснцы, четверопеснцы, которые сообразны смыслу и содержанию каждой недели Великого Поста и, самое главное, располагают нас к покаянию.

Безусловно, добро было бы для тех, кто имеет такую возможность и молитвенное усердие, и дома также прочитывать в свободное имеющееся время -вместе ли с утренними и вечерними молитвами или отдельно от них, - каноны из Триоди Постной или другие каноны и молитвы. Скажем, не были на утреннем богослужении – почитали стихиры, которые поются на вечерне или на утрене соответствующего дня Великого Поста. Повторю: конечно, тут речь идет о тех, кто имеет такую возможность, имеет дома богослужебные книги и радеет об этом! Еще издревле существует благочестивый обычай - молитва по соглашению. А именно: собираются 10-20 православных христиан и начинают в течение поста (в течение первых сорока дней, до пятницы Лазаревой субботы) читать Псалтирь. Бывает, по кафизме, бывает, поменьше, но чаще всего по кафизме. Один человек начинает с первой кафизмы чтение, следующий - со второй, третий и каждый следующий - на кафизму вперед. Таким образом, каждый день прочитывается полная Псалтирь. Далее - каждый подает списочек из нескольких имен для поминания о здравии и о упокоении – в такой единый список, который раздается всем благословившимся, договорившимся о такой совместной молитве по соглашению, а по прочтении кафизм и тропарей каждым совершается поминовение этих имен о здравии и упокоении. Это очень доброе дело. Доброе - и по побуждению, и по прямому слову Спасителя: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреде них». Большинство из нас не имеет возможности бывать каждый день на богослужении Великого Поста, но вот такого рода молитвенное объединение по чтению кафизм соединяет нас с Церковью. Соединяет друг с другом в Господе.

Кроме того, это очень побуждает к молитвенной ответственности. Потому что когда человек сам по себе молится, он (как каждый знает по себе) склонен что-то сократить, что-то пропустить. А когда он знает, что прочтение его кафизмы находится в связи с рядом других многих людей, и если он опустит (то есть он разрушит как бы) вот это цельное прочитывание кафизмы за сегодняшний день всеми, то подумает человек: сделать это или не сделать, можно это допустить или нет. И скорее всего, удержится. Поэтому это тоже было бы, конечно, очень благочестивым навыком и практикой (там, где это возможно, где об этом можно договориться и взять благословение у священника).

Еще очень важно в Великий Пост бывать не только на субботних, воскресных, но и обязательно – на будничных богослужениях. Потому что собственно особенности богослужебного строя Великого Поста познаются только на будничных службах. Действительно, в субботу вообще служится та же литургия Святителя Иоанна Златоуста, такая же, как и в другое время церковного года. В воскресенье, правда, литургия Святителя Василия Великого, но она, с точки зрения (по крайней мере, клиросного) звучания, отличается почти что только одним песнопением: вместо «Достойно есть» поется «О Тебе радуется». Других видимых отличий нет, они как бы не слышны, потому что невидимо нам другие тайные молитвы читаются, поэтому канон евхаристический «Милость мира» звучит значительно протяженнее, но это, скорее, может как бы понять только священник и те, кто находится в алтаре.

А вот на будничной службе нам открывается как бы весь строй - бодрый, покаянный - великопостной службы. Многократные повторения молитвы Ефрема Сирина «Господи, и Владыка живота моего», умилительное пение тропарей часа – первого, третьего, шестого и девятого часов с земными поклонами. Наконец, сама литургия Преждеосвященных Даров вместе с ее умилительнейшими песнопениями, сокрушающими даже самое окамененное сердце: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», «Ныне Силы Небесные» на Входе литургии Преждеосвященных Даров.… Не помолившись на таковых богослужениях, не приобщившись к ним, мы и не поймем, какое богатство духовное открывается нам в великопостных службах.

Поэтому, конечно, каждый должен постараться хотя бы несколько раз за Великий Пост раздвинуть жизненные обстоятельства – работу, учебу, житейские попечения – и выбраться на великопостные службы.

Если начинаете рано работать – сходите пораньше на это богослужения, во многих храмах с вечера служатся утреня и первые часы, тогда утреннее великопостное богослужение не так протяженно, как на первой седмице поста. Но сделать это непременно нужно, это даст очень большое духовное обогащение каждому православному человеку, который об этом порадеет.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх