“Правило веры”
Христос тебя ждет
08.07.2008Фрагменты из бесед игумена Алексия с афонским монахом Даниилом. Часть 4
(Начало в № 11/2007; 1, 3/2008.)
ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ ЕСТЬ ВЕРА ИСТИННАЯ
— Наш БОГ ИИСУС ХРИСТОС сказал Апостолам: «Пошлю вам УТЕШИТЕЛЯ, КОТОРЫЙ вас всему научит». И научил их ТРЕТЬЕ ЛИЦО СВЯТОЙ ТРОИЦЫ — наш УТЕШИТЕЛЬ. И Один из Них — Апостол Иоанн написал: «Вы убо еже слышасте исперва, в вас да пребывает: и аще в вас пребудет еже исперва слышасте, и вы в СЫНЕ и ОТЦЕ пребудете» (1 Ин. 2, 24). «Всяк преступаяй и не пребываяй во учении ХРИСТОВЕ, БОГА не имать: прибываяй во учении ХРИСТОВЕ, сей и ОТЦА и СЫНА имать» (2 Ин. 1, 9) — говорит Апостол ДУХОМ СВЯТЫМ.
Поэтому нам, которые любят ГОСПОДА, выбора нет. Или мы будем держаться 9-го члена Символа Веры — «Верую… Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» — и чаять «Воскресения мертвых», или мы будем экуменической «церковью», которая этот член не держит и не выполняет… Яко верую в одну — это значит в одну веру, в одно учение. При множестве Поместных Церквей. Но Вера их одна в Святую (потому что СВЯТОЙ ДУХ нам эту веру передал), в Соборную (Соборы нам эту веру не открыли, как учат католики, а подтвердили, что она от начатка, еже исперва) Апостольскую (потому что нам именно Апостолы ее передали). И аще Ангел, аще Епископ, аще прозорливый Старец, аще женевский Совет «церквей», аще богослов, аще любвеобильный батюшка, аще бабушка учат вас, что БОГ один, а веры разные, и что их люди выдумали, и что важно быть хорошим человеком, а вера значения не имеет, попали под анафему Апостола Павла: «Но аще мы, или Ангел с Небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет. И якоже предрекохом, и ны, не паки глаголю: аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет» (Гал. 1, 8-9).
БОГ создал одну Святую Апостольскую Соборную Церковь, и это наша единственная Царская Дорога, Царский Путь в Царствие Небесное к Престолу БОЖИЮ.
Помню, когда мне было 23 года, я пребывал в маловерии и в зоопарке смотрел на фазанов, уток и павлинов. И все же понял тогда, что это КТО-ТО рисовал, а не хаотический кошмар элементов такую красоту мог дать. Сразу ошеломленному мне пришел вопрос: какой же ХУДОЖНИК?! Потом шла мысль: ТОТ, КОТОРЫЙ всем известен больше, чем другие «боги»… Конечно, это был БОГ наш ИИСУС ХРИСТОС.
Конечно, поначалу меня смущало, какая из христианских конфессий именно от ХРИСТА. Но сердечное обращение к непрерывной и подлинной истории ХРИСТОВОЙ Церкви, к Православному Учению ИИСУСА ХРИСТА о Пресвятой ТРОИЦЕ, о сотворении мира, о судьбе человечества, о Страшном Суде и о спасении душ для Жизни Вечной утвердили меня в едином Православии…
Поэтому разве непонятно, почему западные католики, чье учение начинается с рубежа первого и второго тысячелетий от Рождества ХРИСТОВА, и почему протестантские секты имеют веру и учение от XV столетия и до XIX столетия от Рождества ХРИСТОВА. Разве непонятно, что они без ОТЦА и СЫНА, яко не от начатка Христианства. Разве они Церковь ХРИСТОВА?! И где Она была до них прежде Мартина Лютера, и где Она была века и века до Карла Великого и его филиокве?
О МОНАШЕСТВЕ
– Расскажи, дорогой отец Даниил, о смысле монашеского подвига и о смысле монашеской жизни. Сегодня монахи в России много занимаются строительством и различными работами, которые называют послушаниями.
– Нет, это уже два вопроса. Разделим. Смысл монашеской жизни. Трудно, почти невозможно в ней спасаться сегодня, особенно сегодня. Легче спастись мирскому, чем монаху. Понимаешь? Потому что в мирской жизни гораздо легче осуществить условия спасения человека. Иди в Церковь Православную, причащайся, жену не обманывай, помолись утренние и вечерние молитвы, держи пост, соседа не обижай — в Рай попадешь.
А монаху надо молиться. Поститься и смиряться. Сегодня же сложилась такая система для нас, что в монастыре часто не существует молитвенного пути к спасению. Сами игумен и епископ не дают молиться, поститься и смиряться. Они думают, что монах смиряется, когда он их во всем слушает и работает. Послушный труд — это только самый первый начаток. А смирение во ХРИСТЕ идет не от работы. Потому человек думает: «Вот я слушаюсь, работаю — вот я кроткий. Слушаю игумена, епископа. Я смиренный. Спасусь». Нет. Ошибка. Это только начаток. Вторая степень, где стяжается истинное смирение, есть приучить человека к молитве. Особенно — к умной молитве. В умной молитве он будет сконцентрирован на свой дух и на свой ум, что в нем живет.
Когда человек соберется к молитве, особенно к умной молитве, к тихой жизни без обильной работы и мятежа, он в себе заметит диавола. Он увидит, что диавол живет в нем и имеет власть над человеком.
Тогда человек, видевший состояние своего духа и состояние своих помыслов — бесовских, испугается и начнет призывать ГОСПОДА, чтобы ГОСПОДЬ выгнал этого демона из него и его преобразил. Тогда мы искренне будем испуганно звать ГОСПОДА. Этот испуг суть сердечная молитва, с умилением и трогательностью, потому человек перепугался от присутствия демона в нем. Это рождает смирение, когда он начинает видеть, что он раб демонским помыслам, что он — дом сатаны. Вот это рождает смирение.
А третья форма смирения идет, когда САМ БОГ вселяется в человека. БОГ вселяется в человека на Крещение. Но только когда ГОСПОДЬ в нем зацаряется, тогда человек по-настоящему смиряется. Тогда человек становится богом по благодати и тогда от чувства обожения — это чувство любви — дается и смирение. Это именно то, о чем говорил Симеон Новый Богослов.
О ДУХОВНИКЕ
— Как в этом страшном мире вести простому человеку духовную оборону, когда от зла и демонов некуда спрятаться?
— Не страшно, когда глубокого окопа нет. Тогда ДУХ СВЯТЫЙ и Ангелы больше действуют, и Святые.
— Духовник может быть защитником от злых нападков. Но у нас, в современном мире, найти духовника — это большая проблема. Церковь была гонима, и традиция духовничества была насильственно прервана. Сегодня священниками порою становятся люди, не достигшие 30-летнего возраста. Весь духовный багаж — в лучшем случае семинария, чаще заочная. Есть какой-то житейский опыт, а духовного почти нет или практически отсутствует… Одни душевные переживания на религиозные темы и при этом страстное желание быть духовником, руководить духовной жизнью других людей. Как же быть, когда среди доступного человеку духовенства нет подлинного духовника?!
— Тогда болезни, скорби и страдания христианина становятся его старцами-духовниками. ДУХ СВЯТЫЙ реагирует. Сиротство без духовника — явление на уровне раба и слуги. Но когда ты сын БОЖИЙ, когда ты не на рабском, а на Царском пути, тебя ДУХ СВЯТЫЙ учит.
— Но вот человек немощен. Он хочет найти духовника. Что ты на это скажешь? Начинает искать, к одному, к другому священнику обращается, а пользы и утешения не находит…
— Очень опасно. Сегодня хочу копать золото, а его там нет. Копаю золото. Копая, нахожу какие-то камни, блестящие, приблизительно как золото. Но это — не золото. Нужно понять реальность, что духовников нет. Но есть другое. Нет духовников, нет людей, которым можно предать душу, как БОГУ. Но ты смотри на лучшего, чем ты. Не ищи духовника как наставника, которого нужно слушать обязательно, полно. Но смотри на лучшего, чем ты. То есть смотри на других монахов, на других людей, которые имеют порядочную жизнь. Их и спрашивай. За это смирение БОГ человеку поможет. Нужно только полностью не давать себя в послушание. Но прежде всего нужно следовать правильному учению Православной Церкви, нужно Святых Отцов держаться. Конечно, если увидишь человека, который живет правильной жизнью, который близко от тебя живет, пойди к нему. Почему? Не нужно, чтобы обязательно он был духовным лицом. В рясе. Монах или поп. Нет. Если мирской человек правильной жизни, нет вопроса. Иди прямо к нему! Спрашивай о праведной жизни. И через таких БОГ говорит. Где ты сегодня найдешь духовника, который неизменно пребывает в ДУХЕ СВЯТОМ?!
— Значит, искать лучшего себя… Проблема с духовниками существует…
— Нет проблемы. Говори с БОГОМ. БОГ управит всё. Конечно, управит. Мы плод Византии и Египта не принесем. Среди нас не будет чудотворцев, подобных Фиваидским Великим Святым. Не надо ожидать чего-то такого.
Но сказано, что последние первыми станут… По страданиям. Сейчас верить в БОГА, молиться выше, чем раньше, стоять десятилетиями на столпе.
— Как же в миру, если там демонов царство в каждом городе, как людям спасаться, живущим посреди земного ада?!
— Смотри. Почему БОГ сегодня допускает такую власть и свободу диаволу? Знаешь почему? Чтобы ОН мог нам простить наше внутреннее зло. Понимаешь? Раз ты и я идем в борьбу, кто победит? Кто победит, тот и венец берет. А если мне свяжут руки и ноги, я делаю борьбу с собой. Судья, конечно, скажет: ладно, он проиграл, но был связан. Понимаешь, БОГ допустил власть диаволу, чтобы мог оказать большинству людей СВОЮ милость. Но все-таки ОН ищет от нас усердия. В чем самое главное дело сатаны? Его главная работа — брать наше свободное время. Понимаешь?
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- В преддверии Рождества
- Когда ты любишь Христа, ты любишь всех
- О Кресте и крестном знамении
- Архимандрит Андрей (Конанос): не бойся радоваться
- Пост — средство очеловечения
- Великий пост
- Епископ Уссурийский Иннокентий: «Желаю прочитать Великим постом одну-две душеполезные книги...»
- Как научиться прощать?
- Изречения старца Иосифа Ватопедского
- Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский)
- Гордый ветер
- Усердный светильник веры