“Правило веры”
Архимандрит Ефрем: Постоянно молитесь
02.10.2013Настоятель Ватопедской обители Святой горы Афон о духовных вопросах современной жизни
Продолжаем публикации выдержек из книги «Студент в Университете пустыни». Надеемся, ответы настоятеля Ватопедского монастыря помогут нашим читателям в организации жизни духовной.
— Возможно ли сочетать материальное благосостояние и духовную жизнь?
— Когда у человека есть духовный образ мышления и он духовно смотрит на события, богатство ему не вредит. Иоанн Златоуст, впрочем, говорит, что богатство — это дар. Например, у кого-то магазин одежды, а рядом с ним еще три таких же магазина. И все проходят мимо других магазинов, а заходят именно к нему. Скажите, мановением Кого все эти люди заходят именно в этот магазин? И тот, кому Бог столько дает, должен какую-то часть отдавать как милостыню.
У коммунистов, казалось бы, была привлекательная идея: «У тебя 10 — должен отдать тем девяти, чтобы у всех было по одному». А Евангелие говорит по-другому: у тебя 10 — ты сам отдай девяти. Тебя никто не вынуждает.
Но в первом случае все станут друг другу врагами, а во втором милостыня будет настоящим выражением любви.
— У меня трое детей. Девочки. Когда они были маленькими, с удовольствием ходили в церковь на исповедь и причастие. Но, подрастая, они всё больше любят мир и отходят от церкви.
— Не переживай. Душа, которая с малых лет вкусила благодать, вернется. Не бойся! Ты им о Боге вообще не говори. Много будешь о Боге говорить — им это надоест. А говори Богу много о них.
— Как вы думаете, возможны ли для современного монашества добродетели древних отцов?
— Во все времена и человек один и тот же, и монашество одно и то же. Конечно, сейчас у людей нет такой выдержки и таких сил, как у древних. Но человек всегда может подвизаться по мере своих сил и опытно переживать ту же самую благодать, что и древние отцы.
— Как при покаянии удержаться от уныния? Где грань между покаянием и унынием?
— Чтобы это различать, есть духовник.
Однажды к старцу Порфирию, а он был прозорлив, пришла монахиня. Она много читала о памяти смертной и начала от этого унывать, потому что это было сверх ее сил. Как только старец увидел ее, он тут же понял, в чем дело. Монахиня еще слова не сказала, а он ей: «Нет тебе благословения упражняться в памяти смертной. Думай только о любви Христовой».
Так что подвиг покаяния должен направляться духовным руководителем, взирая на духовное состояние каждого человека. Мой старец Иосиф Ватопедский, когда был молодым, очень прилежал самоукорению и начал от этого унывать. Тогда наш «дедушка», Иосиф Исихаст, ему говорит: «Чадо, занимайся этим, но понемногу, не сильно».
— Как отличить спасительную память смертную от обычного страха смерти, который испытывают даже люди неверующие?
— Один человек рассказал мне, что раньше очень боялся смерти. А после того, как начал приезжать на Афон, у него этот страх исчез совершенно. Такой дар дал ему Бог. Психологический страх смерти неправилен, а память смертная во Христе оказывается победой над смертью.
Как-то раз я после повечерия беседовал с группой паломников. Не знаю почему, стал говорить о памяти смертной. Среди них оказался один психолог. И он мне говорит: «Отче, мы приехали к вам на Святую Гору, а вы говорите о таких грустных вещах». Я сначала не понял, в чем дело. А он свое: «Что, отче, нет другой темы для разговора? Зачем говорить о смерти?». И все время суеверно стучал по деревянному креслу. Но память смертная во Христе не в уныние повергает человека, а наполняет его радостью. Ведь с Христом мы побеждаем смерть, переходим от смерти в жизнь! И мы, монахи, благовестники вечной жизни, потому что в нашем сердце живет предчувствие Царства Божия. Авва Исайя говорит: «Поминай о Царстве Божием, и оно будет мало-помалу привлекать тебя». Поэтому монах всегда радостный. Духовным чувством он уже вкушает Царство Божие. И Сам Господь говорит, что это Царство — внутри нас.
— Когда Иисус ходил по земле, он отзывался на просьбы об исцелении близких. Что изменилось сейчас, почему Он теперь не так скоро отзывается, как в Евангелии?
— Вера у нас не та.
— Очень смущает история из Деяний, в которой повествуется о том, как двое супругов упали замертво после того, как апостол Петр обличил их в том, что они оставили себе часть проданного имения. Как это согласовывается с Божией любовью?
— Прочитайте текст еще раз. Они были наказаны не за то, что отдали часть, а за ложь: отдали часть, а сказали, что это всё. Они «солгали не человекам, а Богу» (Деян. 5:3). Нельзя на 90 процентов принадлежать Богу, а на 10 — мамоне.
— Что делать, когда есть исповедание грехов, но нет покаяния?
— Вы исповедуйтесь, и покаяние придет со временем. Один человек приходил ко мне, и когда исповедовался — смеялся. Я ничего ему не говорил, но пришел час, и он исповедался со слезами.
— Можно ли молиться за раскольника?
— Келейно можно, но не на Божественной литургии. На литургии поминают только членов Церкви.
— В православной семье крещение лучше принимать в младенчестве или в зрелом возрасте?
— Лучше всего крестить детей младенцами, чтобы не лишать их Святого Причастия. Родители причащают младенеца, с 6–7 лет он исповедуется — его душа вкушает благодать Христа. Даже если подростком он и отдалится от Бога, от Церкви, — сделает круг и вернется, фундамент-то был заложен. А не как один умник говорит: «Я не крещу своих детей. Вот исполнится им восемнадцать — тогда пусть сами решают». Нарешают, как же…
— Как преодолевать трудности молодому христианину, учащемуся в вузе, где на него смотрят, как на белую ворону?
— Не бояться, не трусить и не уступать. Влиять на других, а не поддаваться чужому влиянию. Не бояться говорить, что веруете в Бога. Мы — сыны Божий, и что нам слушать бродяг и дворняг?
— Как христианину противостоять воздействию средств массовой информации?
— Не придавайте всему этому значения.
— Как распространять православную веру среди неверующих?
— Примером вашей правильной жизни.
— Где граница между человеколюбием и человекоугодием?
— Когда даем милостыню с хорошим расположением, в это может вкрадываться человекоугодие. Но если расположение действительно хорошее, со временем это пройдет.
— Со смирением плохо. Как победить гневливость?
— Благодатью Божией. Очень помогает самоукорение. Самоукорением умягчается человек, и когда умягчается сердце, приходит дух кротости. Потому что гнев — это, по сути, форма одержимости.
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- В преддверии Рождества
- Когда ты любишь Христа, ты любишь всех
- О Кресте и крестном знамении
- Архимандрит Андрей (Конанос): не бойся радоваться
- Пост — средство очеловечения
- Великий пост
- Епископ Уссурийский Иннокентий: «Желаю прочитать Великим постом одну-две душеполезные книги...»
- Как научиться прощать?
- Изречения старца Иосифа Ватопедского
- Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский)
- Гордый ветер
- Усердный светильник веры